Организация командной работы в Службе ранней помощи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Команда в службе ранней вмешательства состоит из разных специалистов: педиатр развития, физический терапевт (специалист по двигательному развитию), логопед, психолог, педагог. Иногда данный состав специалистов может быть расширен за счет эрготерапевта, социального работника, координатора по работе с семьями, аудиолога, физиолога зрения, невролога.

Все процедуры ранней помощи выполняется командой специалистов, при этом некоторые из них выполняются мини-командами (2 – 3 человека), некоторые являются общекомандными процедурами.

Компонентами командной работы специалистов Службы ранней помощи являются:

1. Первичный прием (услуга – определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи).

2. Совместное принятие решения о нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи.

3. Совместное планирование, осуществление и обсуждение междисциплинарной оценки.

4. Совместное планирование Индивидуальной программы ранней помощи.

5. Совместное проведение занятий в рамках ИПРП.

6. Совместная оценка эффективности реализации ИПРП.

7. Совместное сопровождение семьи на этапе перехода в ДОУ.

Первичный прием семьи осуществляют два профессионала: врач и специалист с педагогической квалификацией (педагог, психолог, или логопед). Это позволяет им сразу формировать комплексное представление о семье и ребенке, тех трудностях, с которыми они сталкиваются.

Междисциплинарный подход используется при планировании, проведении и обсуждении первоначальной оценки, делает взгляд на семью и ребенка системным, экономит время семьи (ей не нужно приходить несколько раз к разным специалистам в разные кабинеты) и специалистов (им не нужно каждому самостоятельно собирать анамнез, историю развития ребенка). Например, педагогам легче понять, почему ребенок предпочитает брать игрушку только правой рукой, зная о том, что у него ограничено поле зрения слева. Но информацию о полях зрения педагогу предоставляет педиатр. Или врачу понятнее становится ситуация с вдруг появившимся агрессивным и расторможенным поведением ребенка, если он знает об особенностях реакции маленьких детей на разлуку со значимым взрослым, а это знания из области психологии.

После проведения первичного приема и его командного обсуждения в случае, если семье необходима ранняя помощь с разработкой ИПРП, назначаются ответственные за семью специалисты, которые вместе с семьей планируют и осуществляют междисциплинарную оценку.

Междисциплинарная оценка в Службе ранней помощи состоит из нескольких компонентов:

- оценка рутин: проводится с целью оценки активности и участия ребенка в ежедневных жизненных ситуациях.

- дифференциальная диагностика: проводится специалистами с целью определения причин ограничений жизнедеятельности, трудностей функционирования. Проводят специалисты, в зону ответственности которых входят области, развитие которых необходимо для улучшения функционирования ребенка в ежедневных жизненных ситуациях;

- углубленная оценка навыков, влияющих на функционирование ребенка в отдельных областях развития;

- оценка мотивационных факторов с целью определить интересы, предпочтения ребенка.

После анализа и командного обсуждения полученных сведений составляется Индивидуальная программа помощи. Индивидуальная программа ранней помощи – это документ, который составляется совместно специалистами и семьей. При этом индивидуальная программа – это результат совместной деятельности команды, которую составляют специалисты и члены семьи. Чаще всего в практике специалисты и родители после обсуждения результатов междисциплинарной оценки разговаривают о том, над чем важно сейчас работать, намечают области развития, конкретизируют цели и задачи, лишь затем оформляют программу и вновь обсуждают ее с родителями.

Согласие между специалистами и семьей достигается через сотрудничество и совместное принятие решения. И семья, и специалисты - активные участники развития программы.

В рамках ИПРП все специалисты Службы ранней помощи, используя командный подход, работают над улучшением ежедневных жизненных ситуаций ребенка и семьи. Ежедневные жизненные ситуации требуют от ребенка определенного уровня развития ряда функциональных навыков - это практические, полезные навыки, из которых состоит выполнение каждодневных рутин. При этом ребенок обучается не отдельным изолированным навыкам, которых ему не хватает, исходя из возрастных норм, и которые в будущем смогут помочь ему успешнее обучаться, а функциональным навыкам, которые непосредственно связаны с его обычной жизнью и могут помочь ему успешно играть, гулять и общаться уже сейчас.

Поскольку каждая ежедневная жизненная ситуация включает в себя функциональные навыки из разных областей развития ребенка, то улучшение функционирования ребенка в ней требует слаженной работы сразу нескольких специалистов. Поэтому в процессе работы с каждой семьей формируются мини-команды из нескольких специалистов, задачей которых становится улучшение функциональных навыков ребенка в определенной ежедневной жизненной ситуации в той области, за развитие которой он отвечает.

Например, одной их целей ИПРП является содействие развитию функционированию ребенка в ежедневной жизненной ситуации «Прогулка». В этом случае физический терапевт вместе с семьей может работать над улучшением мобильности ребенка при спуске и подъеме по лестнице, умением лазать на горку и другими двигательными навыками, которые необходимы ребенку при прогулке. Логопед сможет научить ребенка и маму понимать и передавать коммуникативные сообщения, связанные со сбором на прогулку и гулянием; педагог поработает над развитием исследовательских навыков во время прогулки, психолог научит общению на улице с другими детьми и сверстниками. Также все специалисты смогут научить маму, как перенести навыки, полученные на занятиях, в реальную жизнь и как разнообразить их применение.

Вот другой пример важности командного подхода к работе специалистов Службы ранней помощи.

В разных ежедневных жизненных ситуациях ребенку требуется общение. Часто в силу разных причин общение не формируется естественным образом (например, у ребенка серьезная форма церебрального паралича) и паре мама-ребенок нужна помощь логопеда. Если же ребенок еще не может поддерживать стабильную позу, наладить общение становится трудно, поскольку он никак не может остановить свой взгляд на лице взрослого человека. Здесь на помощь приходит физический терапевт, который подбирает подходящую для этого ребенка позу, обеспечивает ему стабильность в пространстве, обучает маму, как можно держать ребенка на руках или стабилизировать его при помощи специального оборудования. Благодаря этому и логопед получает возможность строить взаимодействие с ребенком.

Мини-команда специалистов может осуществлять реализацию ИПРП в разных формах: это индивидуальные встречи с семьей в Службе ранней помощи, домашние визиты, групповые формы работы.

Каждые три месяца специалисты и родители оценивают эффективность ИПРП и развивают ее. Семья участвует в каждой стадии изменения и развития программы. Любой пересмотр программы требует предшествующего обсуждения достигнутых результатов командой специалистов и родителей.

Когда приходит время перехода ребенка в ДОУ, специалисты совместно с семьей проводят итоговую оценку реализации ИПРП и составляют заключение о результатах ранней помощи. На этом сотрудничество специалистов и родителей как членов одной команды не прекращается; возможно консультирование родителей на этапе адаптации в ДОУ в течение последующих 6 месяцев.

Для успешного функционирования команды необходимо формирование общего командного знания. Для этого среди членов команды постоянно происходит взаимное обучение:

- когда члены команды делятся друг с другом общей информацией. Например: члены команды на общем методическом дне совместно обсуждают процедуру первичного приема или метод наблюдения за ребенком;

- когда представители одной специальности делятся с остальными членами команды своими знаниями. Например: физический терапевт рассказывает о том, каковы причины церебрального паралича, в чем выражается высокий тонус мышц;

- когда представители одной специальности учат остальных членов команды выполнять специфические действия. Например: педагог учит других специалистов приемам присоединения к игре ребенка для установления с ним контакта.

Все члены команды, принимают и подчеркивают силы, знание друг друга, стремятся поддержать друг друга. Они также прилагают усилия и отводят время, чтобы изучать другие специальности, использовать эти знания в своей работе. Все решения относительно работы с семьей и ребенком, относительно организации командной работы создаются и принимаются в соответствии с согласием команды - то есть происходит отказ от единоличного дисциплинарного управления и контроля.

Смысл командной работы заключается в возможности синергического эффекта от объединения групповых усилий, знаний и выработки групповых решений.


 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 167.