Задачи работы специального педагога
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задача 1. Совместно с другими специалистами Службы – определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи, проведение своего блока междисциплинарной оценки функционирования ребенка.

Педагог вместе с педиатром развития участвует в первичных приемах. Как правило, запрос родителей, которых диспетчер записывает на первичный прием к педагогу, может звучать так: «хочу оценить уровень развития своего ребенка», «хочу узнать, как развивать своего ребенка», «в какие игры и игрушки играть» и тому подобное, в этом случае педагог обращает внимание, прежде всего, на уровень развития познавательного интереса у ребенка, на наличие у него способов познания, на уровень развития игры и делится своими наблюдениями с родителями, обсуждает результаты наблюдения.

 

Задача 2. В случае включения ребенка и семьи в индивидуальную программу ранней помощи специальный педагог участвует в междисциплинарной оценке и проводит углубленную оценку познавательных способностей ребенка.

Оценка педагога состоит из нескольких компонентов:

- оценка возможностей ребенка познавать окружающий мир в ежедневных жизненных ситуациях (ЕЖС)

- дифференциальная диагностика для исследования причин трудностей познания

- углубленная оценка познавательных способностей ребенка

- оценка мотивационных факторов.

 

Углубленная оценка познавательных способностей может проводиться с помощью следующих инструментов.

- Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями (Нэнси М. Джонсон Мартин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж.Хаккер)

- Диагностические опросники KID и R-CDI (АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства»)

- Как развивается ваш ребенок? (Эрнст Й. Кипхард)

 

Задача 3. Составление вместе с другими специалистами и с семьей ИПРП, которая может включать в себя оказание ребенку и его семье услуги «Содействие развитию познавательной активности ребенка». Цель данной услуги – дать ребенку возможность получать сведения об окружающем мире доступным ему способом, расширять количество знаний о самом себе, других людях, об окружающем мире.

 

Задача 4. Совместная с семьей реализация ИПРП на основе индивидуальных встреч с семьей в Службе или на домашних визитах, также программа может реализовываться и в групповой форме.

 

Задача 5. Организация взаимодействия с родителями с целью повышения их компетентности для улучшения функционирования ребенка. Очень важно, чтобы реализация программы происходила не только на индивидуальных встречах в Службе, но и в повседневной активности дома. Поэтому задача специального педагога в ранней помощи не только организовать развивающее взаимодействие с ребенком в Службе, но и помочь маме дома создать такие условия для ребенка, чтобы его познавательное развитие шло и там, в повседневной жизни, в режимных моментах.

 

Задача 6. Оценка изменений, происходящих в функциональном состоянии ребенка в ходе реализации ИПРП; оценка эффективности выбранных приемов развития и динамики развития в ходе реализации ИПРП (при необходимости возможно внесение изменений в соответствии с изменением состояния ребенка). Педагог участвует в проведении супервизий, помогая специалистам в осуществлении или изменении ИПРП, намечает следующие шаги в развитии ИПРП.

 

Задача 7. Педагог также оказывает услуги ребенку и семье вне ИПРП, проводя краткосрочное и пролонгированнное консультирование по вопросам развития познавательной сферы, игры, навыков самообсуживания, развития участия ребенка в общественной жизни.

 

Задача 8. Педагог консультирует семью на этапе перехода ребенка в ДОУ в период адаптации.

 

Педагогу необходимо обладать следующими знаниями.

- об особенностях познавательного развития детей раннего возраста; необходимыми знаниями по всем областям развития ребенка раннего возраста, знаниями из смежных с педагогикой наук (психологией, физической терапией, медициной);

- методов организации развивающей работы с детьми с различными видами нарушений, в том числе и с множественными нарушениями;

- особенностей обучения членов семьи. Из всего времени индивидуального занятия 60 – 70% времени педагог проводит, беседуя с мамой о том, как учится ребенок, каковы обучающие возможности домашней среды, как можно продолжить развитие ребенка дома и вписать обучение в повседневные дела (умывание, еда, прогулки, игра и т.д.), что у них уже получается, что можно попробовать еще. И только 40 – 30% времени проходит в непосредственном общении педагога с ребенком и мамой;

- основ командной работы;

- базовых методов консультирования и поддержки взрослых.

- закономерностей и особенностей познавательного развития детей раннего возраста, необходимости прохождения ребенком всех стадий познавательного развития.



Дата: 2019-05-28, просмотров: 172.