В постоянное пользование:
- гос. органам, иным гос. организациям (для осуществления задач и функций);
- негос. юр.л. РБ (для обслуживания объектов недвижимого имущества);
- сельск. организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам;
- научным организациям, учреждениям образования (для исследовательских и (или) учебных целей);
- гос. лесохозяйственным учреждениям;
- религиозным организациям;
- юр.л. (строительства многоквартирных жилых домов);
- садоводческим товариществам, дачным кооперативам;
- юр.л. (взамен изымаемого);
- юр.л.РБ(реконструкции существующих объектов, если требуется изменение целевого назначения);
- юр.л.РБ(строительства/обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры);
- товариществам собственников (для обслуживания многоквартирных, блокированных жилых домов, в которых возникло совместное домовладение);
- сельскохозяйственным организациям.
Временное пользование
- На срок до 10 лет;
- гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до 10 лет;
- гражданам РБ для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей – на срок до 10 лет;
- юр.л. РБ - для добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- концессионерам на основании концессионных договоров – на срок до 99 лет.
40. Аренда (субаренда) земельных участков.
Предоставляется – гр-м, ИП, юр.л. РБ, ин-м юр. л., ин-м гос-м, дип. предст-м и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям.
Находящихся в государственной собственности – гос-е органы. администрации СЭЗ.
Наход-ся в частной собственности: при сохранении их целевого назначения и с учетом ограничений. Переданных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) – запрещается до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения).
Срок:
– для ведения сельского хозяйства не менее 10 лет.
- для целей, связанных со стр-м и (или) обслуживанием кап. строений, не менее нормативного срока строительства (только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок).
- для целей, связанных с использованием переданного в аренду водного объекта - не должен превышать его срока аренды.
На находящихся в гос. собств-ти и предост-х в аренду - допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений (если это соответствует целевому назначению).
Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, с расположенными на них кап.строениями и т.д. только вместе с ними.
В случае наследования несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду законными представителями наследников по согласованию с исполкомами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме.
Типовая форма договора аренды - утверждается СовМином.
Земельный сервитут.
Землепользователь вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута.
Обременение не лишает землепользователя права владения, пользования и распоряжения этим участком.
Землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом.
Устанавливается по соглашению сторон. В случае недостижения соглашения - спор разрешается судом по иску заинтересованного лица.
Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут). Если в договоре срок его действия не указан, земельный сервитут считается постоянным.
Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений (далее – линейные сооружения), обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов.
Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу вещных прав Законный владелец участка, по отношению к которому устанавливается сервитут, сохраняет все права по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком, в том числе и возможность использовать все его полезные свойства.
Содержание земельного сервитута составляет правомочие ограниченного пользования чужим земельным участком для определенной цели.
Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения - судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Сервитут может предоставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам.
Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка - не только собственник земельного участка, но и лица, которым участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду.
Сервитут может быть срочным и бессрочным.
Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть установлен определенный срок, по истечении которого сервитут прекращается.
42. Понятие и содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.
Государственное управление землями - урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель. Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель. Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли. Деятельность органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена. Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью. Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. К функциям управления землями относятся следующие:
1) программирование и прогнозирование использования и охраны земель; 2) распределение и перераспределение земель; 3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра; 4) землеустройство; 5) мониторинг земель; 6) государственный контроль за использованием и охраной земель; 7) разрешение земельных споров.
Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает: общее; специальное; ведомственное управление землями. Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют: - Местные представительные органы государственной власти;- Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 5 КоЗ).-администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду. Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне. На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 244.