Предмет и метод природоресурсного права. Структура природоресурсного права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет и метод природоресурсного права. Структура природоресурсного права.

Природоресурсное право - правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.

Предмет ПП- совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов.

Центральное место среди них занимают ресурсные отношения.

Ресурсные отношения - отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ.

Групп отношений:

1) предшествующие ресурсным;

- с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов.

- по лицензированию ресурсопользования (выдачи лицензий).

2)отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования;

Цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче;     

б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека.

3) отношения собственности на природные ресурсы;

4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием;

5) отношения, связанные с привлечением субъектов ПП к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения.

Правовое регулирование природоресурсных отношений осуществляется с использованием общеправовых и межотраслевых методов.

Общеправовые методы правового регулирования (методы запрета, императивных предписаний, возложения обязанностей и др.) используются в каждой отрасли права.

Межотраслевые методы применяются в двух и более смежных либо комплексных отраслях законодательства.

1. метод учета природного происхождения природных ресурсов и компонентов окружающей среды. Он требует, чтобы природопользователи не нарушали естественных законов саморазвития и самовосстановления природных ресурсов. Сущность этого метода проявляется в виде нормирования объемов пользования природными ресурсами, установления предельных размеров антропогенного воздействия на природные объекты.

2. обязательное использование различных видов экологического контроля за соблюдением требований законодательства о рациональном использовании и сохранении природных объектов.

Межотраслевыми методами регулирования выступают также целевое и разрешительное использование природных объектов

Структура ПП: общая, особенная и специальная часть.

Общая часть: отношения, связанные с использованием любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы природопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.

Институты общей части:

Общие положения (предмет ПП, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли, источники природоресурсного права, их система).

Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения

Право собственности на природные ресурсы и право пользования ими.

Государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов.

Ответственность за природоресурсные правонарушения.

Особенная часть природоресурсного права: Земельное право. Водное право. Лесное право. Горное право. Воздухоохранное право. Фаунистическое право. Флористическое право.

Основные институты водного права: Право собственности на водные объекты. Право водопользования. Охрана водных объектов. Платежи и налоги за пользование водными объектами и водный налог.

Основные институты лесного права: Право собственности на лес. Право лесопользования. Охрана и воспроизводство лесов.

Основные институты горного права: Право собственности на недра. Право недропользования. Рациональное использование и охрана недр. Платежи и налоги за пользование недрами.

Основные институты фаунистического права: Право собственности на жив. мир. Право пользования объектами жив. мира. Охрана жив. мира.

Основные институты воздухоохранного права: Право пользования воздухом. Охрана воздушного пространства.

 



Право пользования недрами.

Правовыми основаниями пользования недрами являются:

1. акт, удостоверяющий геологический или горный отвод;

2. свидетельство о государственной регистрации работ;

3. документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок.

Возникает со дня государственной регистрации геологического или горного отвода, работ по геологическому изучению недр. Недропользователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам.

Пользование недрами может быть запрещено или ограничено в соответствии с законодательными актами:

на особо охраняемых природных территориях; на территориях ЧАЭС; на территориях населенных пунктов; на территориях биосферных резерватов; на природных территориях, имеющих значение для диких животных; в местах размещения и эксплуатации линейных сооружений; в курортных зонах; в водоохранных; в зонах санитарной охраны водных объектов; в болотах; в местах обитания диких животных/растений, включенных в Красную книгу.

Не допускается - с остаточным слоем торфа менее 50 сантиметров, для спец. целей.

Право пользования недрами приостанавливается в случае:

1. возникновения риска для жизни и здоровья граждан;

2. ЧС;

3. нарушения требований законодательства

4. нарушения (невыполнения) условий концессионного/ инвестиционного договора.

Право пользования прекращается в случае:

1. возникновения явной угрозы жизни и здоровью граждан,;

2. изъятия для государственных нужд;

3. ликвидации юр.л., ИП;

4. систематического (>2 за 1г.) нарушения законодательства;

5. систематического невнесения платежей за пользование недрами;

6. если не приступил к пользованию недрами в срок,;

7. принял решение о прекращении права пользования недрами;

8. истечения срока пользования недрами.

Решения о приостановлении или прекращении принимаются Президентом Республики Беларусь, местными исполкомами, МинПрироды, МЧС.

Прекращается после вступления в силу решения о прекращении права, исключения юр. л. или ИП из Единого государственного регистра юр. лиц и ИП, через 30 дней после уведомления в письменной форме недропользователем местного исполкома, после исключения геологического отвода из государственного реестра геологических отводов.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10дн. со дня получения копии решения. В этом случае исполнение решения о прекращении права пользования недрами приостанавливается до вынесения судом соответствующего решения.

При прекращении права пользования недрами производятся консервация или ликвидация горного предприятия, горных выработок, а также подземных сооружений.


Правовая охрана недр.

Основные требования по охране недр :

полное и комплексное изучение недр

регистрация и учет работ, связанные с использованием недр, запасов полезных ископаемых

Правовые меры охраны:

• обязанности недропользователей по безопасному ведению работ

• соблюдение порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых.

За нарушение законодательства о недрах установлены следующие виды ответственности:

1)

• административная ответственность за самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающие право … (10.1 КоАП)

• нарушение правил охраны недр (ст. 15. 2)

• нарушение требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 15. 18)

• невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых выработок и буровых скважин (ст. 15.19)

2) уголовная ответственность применяется в связи с нарушением правил охраны недр, совершенным в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ст. 271 УК).

3) Гражданско-правовая ответственность выражается в возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о недрах.

 

 



Право водопользования.

Совокупность правовых норм, определяющих порядок и условия рационального использования вод составляет право водопользования в объективном смысле. В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законом.

    Водопользователи: ст. 18 ВК государственные, кооперативные, общественные организации, учреждения и граждане РБ. Иностранцы только на условиях аренды.

    В зависимости от целевого назначения право пользования водами:

    а) для удовлетворения пит., бытовых, личных и других

    б) для с/х, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства

    в) для сброса сточных вод.

    Приоритет отдается питьевым и бытовым нуждам, ст. 25.

    В зависимости от влияния на состояние вод: общее и специальное водопользование (с применением технических сооружений и устройств) или без, но с влиянием на воды. Совместное и обособленное водопользование (наход. только водные объекты, предоставленные юридическим лицам). Это первичные пользователи, которые могут разрешать вторичное водопользование при согласовании с орг. Общие - без разрешения, специальные - с разрешением.

    Содержание права водопользования - права и обязанности. Правомочия только владение и пользование.

    Общие права ст. 38 ВК: - добывать воду для использования - эксплуатировать водные объекты для нужд с/х и т. п. - возводить гидротехнические сооружения - пользоваться водными объектами для отдыха.

    Обязанности: - цели, - рацион,- сбросы, - не нарушать, - охота.

    Ограничения (в виде запретов ст. 52, 81 и решения соответствующих органов). В государственных интересах:- мелководье, аварии, стихийные бедствия, питьевая вода, рыбы.

      Прекращение права водопользования: - минование надобности в водопользовании, - истечение срока, - ликвидация предприятия, передача объекта, изъятие.

 



Право лесопользования.

Лесопользование – использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях.

Право лесопользования – совокупность правовых норм, определяющих условия и порядок пользования лесными ресурсами, с учетом необходимости обеспечения многоцелевого лесопользования, охраны и воспроизводства лесов и других природных объектов.

Право лесопользования может быть общее и специальное.

Общее:

- свободно находиться на территории лесного фонда;

- бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье;

- участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных мероприятиях.

Специальное: разрешительном или договорном порядке, носит строго целевой характер, является платным.

Исключение составляет пользование участками лесного фонда бесплатно в научно-исследовательских и учебно-опытных целях; заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, а также побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, Размер платы за лесопользование определяется по таксам либо по договорным ценам.

 

 



Мониторинг лесов

Мониторинг лесов - систему регулярных наблюдений за состоянием лесов, оценки и прогноза изменения состояния лесов.


 


Система ЗП.

Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:

институт, регулирующий право собственности на землю;

институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;

институт государственного управления землями;

институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Наиболее тесно связано с конституц. Правом, ГП, ЭП, АП.

 

 



Временное пользование

- На срок до 10 лет;

- гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных – на срок до 10 лет;

- гражданам РБ для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей – на срок до 10 лет;

- юр.л. РБ - для добычи общераспространенных полезных ископаемых;

- концессионерам на основании концессионных договоров – на срок до 99 лет.

 

 


40. Аренда (субаренда) земельных участков.

Предоставляетсягр-м, ИП, юр.л. РБ, ин-м юр. л., ин-м гос-м, дип. предст-м и консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям.

Находящихся в государственной собственности – гос-е органы. администрации СЭЗ.

Наход-ся в частной собственности: при сохранении их целевого назначения и с учетом ограничений. Переданных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) – запрещается до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения).

Срок:

– для ведения сельского хозяйства не менее 10 лет.

- для целей, связанных со стр-м и (или) обслуживанием кап. строений, не менее нормативного срока строительства (только с согласия лиц, которым предоставляется этот земельный участок).

- для целей, связанных с использованием переданного в аренду водного объекта -  не должен превышать его срока аренды.

На находящихся в гос. собств-ти и предост-х в аренду - допускаются строительство капитальных строений (зданий, сооружений), создание древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений (если это соответствует целевому назначению).

Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, с расположенными на них кап.строениями и т.д. только вместе с ними.

В случае наследования несовершеннолетними наследниками допускается предоставление земельных участков в аренду законными представителями наследников по согласованию с исполкомами до приобретения наследниками дееспособности в полном объеме.

Типовая форма договора аренды -  утверждается СовМином.

 

 




Земельный сервитут.

Землепользователь вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от землепользователя иного земельного участка установления земельного сервитута.

Обременение не лишает землепользователя права владения, пользования и распоряжения этим участком.

Землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе требовать от лица, в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которой определяется по соглашению сторон, а при недостижении соглашения – судом.

Устанавливается по соглашению сторон. В случае недостижения соглашения - спор разрешается судом по иску заинтересованного лица.

Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (срочный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут). Если в договоре срок его действия не указан, земельный сервитут считается постоянным.

Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подобных сооружений (далее – линейные сооружения), обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов.

Гражданское законодательство относит земельные сервитуты к числу вещных прав Законный владелец участка, по отношению к которому устанавливается сервитут, сохраняет все права по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком, в том числе и возможность использовать все его полезные свойства.

Содержание земельного сервитута составляет правомочие ограниченного пользования чужим земельным участком для определенной цели.

Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка, а в случае недостижения такого соглашения - судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Сервитут может предоставить только собственник земельного участка. Право сервитута может устанавливаться как на государственных, так и на частных землях, используемых непосредственно собственником или предоставленных другим лицам.

Требовать установления земельного сервитута может любое лицо, у которого возникла потребность в использовании чужого земельного участка - не только собственник земельного участка, но и лица, которым участок предоставлен в пожизненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду.

Сервитут может быть срочным и бессрочным.

Право сервитута не ограничивается определенным сроком, а устанавливается на весь период до устранения причин, породивших необходимость этого сервитута. В соглашении об установлении сервитута или решении суда может быть установлен определенный срок, по истечении которого сервитут прекращается.

 


42. Понятие и содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

Государственное управление землями - урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель. Деятельность уполномоченных на то государственных органов по управлению землями носит организационный характер. Она направлена на обеспечение наиболее целесообразного и эффективного использования земель, входящих в состав земель Республики Беларусь, а также на создание условий для охраны и рационального использования земельных ресурсов. Главной задачей государственного управления является организация рационального использования и охраны земель. Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли. Деятельность органов управления носит государственно-властный характер. Она выражается в совершении актов государственного управления по отношению к земле, вытекающих из полномочий государства как собственника земли и политического суверена. Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью (надведомственной), не связанной с какой-то одной отраслью. Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. К функциям управления землями относятся следующие:

1) программирование и прогнозирование использования и охраны земель; 2) распределение и перераспределение земель; 3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра; 4) землеустройство; 5) мониторинг земель; 6) государственный контроль за использованием и охраной земель; 7) разрешение земельных споров.

Государственное управление землями организовано в трех уровневую систему, которая включает: общее; специальное; ведомственное управление землями. Общее государственное управление землями носит территориальный характер (организовано по территориальному признаку). Его осуществляют: - Местные представительные органы государственной власти;- Исполнительные и распорядительные органы власти - Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 5 КоЗ).-администрации свободных экономических зон в тех случаях, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы передают им свои полномочия в части изъятия и предоставления земельных участков, передаче их в аренду. Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне. На республиканском уровне его осуществляет Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах.

 




Понятие и состав земель населенных пунктов. Планирование использования земель населенных пунктов.

Земли населенных пунктов составляют пространственно-территориальную основу для размещения и функционирования населенных пунктов. Специфика земель населенных пунктов заключается в том, что они используются в различ ных целях — жилых, административных, культурно-бытовых, промышленны (производственных), природоохранных, рекреационных сельскохозяйственных и иных требуемых для нормального функционирования населенного пункта, обеспечения благоприятногопроживания населения. Но, с другой стороны, населенный пункт является сложной социальной, экономической, экологической системой, и разнообразны варианты использования его земель вместе с тем преследуют одну общую цель — обеспечение устойчивого развития населенного пункта, Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств (г. Минск, 4 июня 1999 г.) провозгласила следующие принципы устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий.

 

1) суверенность и демократичность, обеспечивающие право каждого народа на свой путь развития с учетом общих интересов и целей, принятых мировым сообществом;

 

2) сбалансированность социального, экономического и экологического развития общества, беспечивающую стабильность жизнедеятельности человека;

 

3) безопасность, определяющую право каждого человека проживать в социально и экологически безопасной для его жизни и здоровья среде обитания;

 

4) достаточность, определяющую необходимость перехода общества от избыточного потребления к рациональному использованию природных и других видов ресурсов исходя из минимально достаточного их потребления.

 

К землям населенных пунктов относятся земли, земельные участки, расположенные в границах городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах. Земли населенных пунктов имеют свои границы, которые устанавливаются и изменяются в порядке, определенном законодательством.

 

 



Предмет и метод природоресурсного права. Структура природоресурсного права.

Природоресурсное право - правовое регулирование использования и охраны компонентов природной среды и природных объектов.

Предмет ПП- совокупность отношений, связанных с добычей (извлечением) природных ресурсов.

Центральное место среди них занимают ресурсные отношения.

Ресурсные отношения - отношения по непосредственному извлечению природных ресурсов из среды их естественного пребывания и сопутствующие им отношения по поиску, оценке, разведке природных ресурсов и проведению иных исследовательских работ.

Групп отношений:

1) предшествующие ресурсным;

- с участием субъектов природоресурсного права в конкурсах, аукционах по приобретению права ресурсопользования, заключением договоров, соглашений на использование природных ресурсов.

- по лицензированию ресурсопользования (выдачи лицензий).

2)отношения по безопасности и рационализации ресурсопользования;

Цели: а) достижение наиболее полного извлечения ресурса, предотвращение ухудшения его качества, загрязнения мест расположения природных ресурсов и снижение потерь ресурса при его добыче;     

б) минимизация вредного воздействия природных факторов и технологических процессов извлечения ресурса на здоровье человека.

3) отношения собственности на природные ресурсы;

4) отношения по государственному управлению ресурсопользованием;

5) отношения, связанные с привлечением субъектов ПП к ответственности и отношения по рассмотрению споров, возникающих в связи с использованием природных ресурсов и возмещению вреда, причиненного неправомерным ресурсопользованием.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов (способов) правового воздействия на общественные отношения.

Правовое регулирование природоресурсных отношений осуществляется с использованием общеправовых и межотраслевых методов.

Общеправовые методы правового регулирования (методы запрета, императивных предписаний, возложения обязанностей и др.) используются в каждой отрасли права.

Межотраслевые методы применяются в двух и более смежных либо комплексных отраслях законодательства.

1. метод учета природного происхождения природных ресурсов и компонентов окружающей среды. Он требует, чтобы природопользователи не нарушали естественных законов саморазвития и самовосстановления природных ресурсов. Сущность этого метода проявляется в виде нормирования объемов пользования природными ресурсами, установления предельных размеров антропогенного воздействия на природные объекты.

2. обязательное использование различных видов экологического контроля за соблюдением требований законодательства о рациональном использовании и сохранении природных объектов.

Межотраслевыми методами регулирования выступают также целевое и разрешительное использование природных объектов

Структура ПП: общая, особенная и специальная часть.

Общая часть: отношения, связанные с использованием любых видов природных ресурсов, устанавливают принципы природопользования, правовое положение субъектов и объектов природоресурсных правоотношений.

Институты общей части:

Общие положения (предмет ПП, особенности метода правового регулирования, принципы отрасли, источники природоресурсного права, их система).

Объекты и субъекты природоресурсных правоотношений, основания их возникновения, изменения и прекращения

Право собственности на природные ресурсы и право пользования ими.

Государственное управление в области использования и охраны природных ресурсов.

Ответственность за природоресурсные правонарушения.

Особенная часть природоресурсного права: Земельное право. Водное право. Лесное право. Горное право. Воздухоохранное право. Фаунистическое право. Флористическое право.

Основные институты водного права: Право собственности на водные объекты. Право водопользования. Охрана водных объектов. Платежи и налоги за пользование водными объектами и водный налог.

Основные институты лесного права: Право собственности на лес. Право лесопользования. Охрана и воспроизводство лесов.

Основные институты горного права: Право собственности на недра. Право недропользования. Рациональное использование и охрана недр. Платежи и налоги за пользование недрами.

Основные институты фаунистического права: Право собственности на жив. мир. Право пользования объектами жив. мира. Охрана жив. мира.

Основные институты воздухоохранного права: Право пользования воздухом. Охрана воздушного пространства.

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 829.