ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕКЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
План лекции
1. Единая информационная система в рамках закона о контрактной системе
2. Сведения, содержащиеся в единой информационной системе
Субъектовые информационные системы в законе о контрактной системе
Порядок функционирования и использования муниципальных информационных систем
Электронная подпись в единой информационной системе
Единый реестр участников закупок – порядок работы и регистрации
7. Государственная информационная система «Независимый регистратор».
8. Проблемные ситуации по теме лекции
9. Вопросы для самоконтроля
Чтобы подать заявку, участник должен регистрироваться в ЕИС
С 1 января 2019 года потенциальные участники закупки должны зарегистрироваться в ЕИС. Не позднее рабочего дня, следующего за регистрацией, информация об участниках попадает на электронные площадки, которые Правительство отобрало для закупок по Закону № 44-ФЗ. Например, прошли регистрацию в ЕИС 9 января. 10 января информация попадет на электронные площадки. В течение какого срока действует регистрация и когда перерегистрироваться, смотрите в таблице:
Сроки регистрации и перерегистрации в ЕИС
Участника регистрируют в ЕИС и аккредитуют на площадке | Срок – три года |
Участник вправе перерегистрироваться в ЕИС | Не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока регистрации |
Система уведомит поставщика о том, что срок регистрации истекает | За четыре месяца до истечения срока регистрации |
ЕИС заблокирует возможность подавать заявки на закупки | За три месяца до окончания срока регистрации участника, который не прошел перерегистрацию |
С 1 января 2019 года специальные счета вправе открывать только участники, которые зарегистрировались в ЕИС и внесены в единый реестр участников закупок. Правительство предложило отменить обязательную регистрацию в ЕИС как условие открытия спецсчета. Банки из перечня будут вправе открывать спецсчета участникам, которые аккредитовались на ЭТП по правилам из Закона № 44-ФЗ. Правки предложили в постановлении Правительства от 30.05.2018 № 626.
Аккредитацию на ЭТП участники проходят по новым правилам
С 1 января 2019 года участник получит аккредитацию на ЭТП, только когда пройдет регистрацию в ЕИС. Оператор площадки аккредитует в течение одного рабочего дня с момента, когда участник завершит регистрацию в ЕИС.
Сроки аккредитации на ЭТП
С 1 января 2019 года | Старый порядок аккредитации участников на электронной площадке перестанет действовать. Участник сможет пройти аккредитацию на электронной площадке только после регистрации в ЕИС. Утратила силу статья 61 Закона № 44-ФЗ. |
С 1 января по 31 декабря 2019 года | Участники, которые аккредитованы на электронных площадках, обязаны пройти регистрацию в ЕИС |
С 1 января 2020 года | Прекратят действовать реестры участников электронного аукциона, которые ведут электронные площадки |
Государственная информационная система «Независимый регистратор».
С 1 октября 2019 года в ЕИС и на электронных площадках заработает новая государственная информационная система «Независимый регистратор». Система нужна, чтобы мониторить и фиксировать действия и бездействие участников и заказчиков. Задача системы в том числе отслеживать работоспособность ЕИС и электронной площадки. В режиме реального времени система будет фиксировать действия, бездействие участников и заказчиков в ЕИС и на электронной площадке, вести видеофиксацию.
Проблемные ситуации по теме лекции
ВОПРОС 1.
Обязан ли заказчик размещать в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ, или достаточно отчет хранить вместе с контрактом?
ОТВЕТ
Заказчик обязан размещать в единой информационной системе (ЕИС) на ООС (сайт zakupki.gov.ru) отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в случаях осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пп. 3, 6, 9-14, 17-18, 22, 23, 27, 30-32, 34-35, 37-41, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в силу требований п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ единая информационная система содержит отчеты заказчиков, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Не размещение в единой информационной с системе (до ввода ЕИС в эксплуатацию на сайте zakupki.gov.ru) отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также о цене контракта и иных существенных условиях контракта (отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика) в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является нарушением п. 13 ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ.
ВОПРОС 2
ОТВЕТ
Для того чтобы зарегистрировать уполномоченное лицо организации с полномочием пользователя официального сайта "уполномоченный специалист" на форме регистрации указываются регистрационные данные, отсутствующие в сертификате ключа проверки ЭП ООС. После заполнения формы автоматически формируется и направляется Администратору организации заявка на регистрацию.
Заявка на регистрацию рассматривается Администратором и:
– в случае подтверждения регистрации Администратором организации уполномоченное лицо организации с соответствующим полномочием автоматически регистрируется на официальном сайте;
– в случае отказа в регистрации заявка на регистрацию отклоняется Администратором организации с указанием причины отклонения и доводится до уполномоченного лица организации, заполнившего регистрационную форму.
Администратор организации определяет операции, подлежащие выполнению зарегистрированным уполномоченным лицом организации с полномочием пользователя официального сайта "уполномоченный специалист" на официальном сайте и электронных площадках.
После регистрации на официальном сайте уполномоченное лицо организации с полномочием пользователя официального сайта "уполномоченный специалист" получает доступ на официальный сайт и на электронные площадки с правом на осуществление операций, определенных Администратором организации.
ВОПРОС 3
ОТВЕТ
Для того чтобы оформить усиленную электронную подпись, необходимо отправить заявку, в которой указать данные компании (или индивидуального предпринимателя) и о сотруднике, на чье имя будет создана усиленная электронная подпись.
Заявка попадет в центр Ассоциации электронных торговых площадок, сотрудники которого перенаправят ее в ближайший к вам региональный удостоверяющий центр. Получив заявку, сотрудники удостоверяющего центра свяжутся с компанией для подписания договора и выставления счета на изготовление цифровой подписи, а также сообщат список документов, необходимый для оформления усиленной электронной подписи. После принятия документов и оплаты счета компания сможете получить электронные ключи, с которыми можно участвовать на любой из электронных площадок, входящих в Ассоциацию.
После получения усиленной электронной подписи необходимо пройти регистрацию на электронной площадке. Для этого необходимо зайти на сайт, выбрать пункт меню "Главная" – "Проверка ЭП" и указать в выпадающем списке установленный у вас в системе ключ. Далее, нужно заполнить все поля на странице меню "Участникам" – "Аккредитация юридического лица" (или физического лица). Здесь указывается следующая информация:
– об организации
– реквизиты банка
– сведения о сотруднике, который будет подписывать документы
– логин и пароль для входа в Личный кабинет
– прикрепить и подписать вашей усиленной электронной подписью отсканированные копии документов
РАЗМЕЩЕНИЕ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ООС В ФОРМАТЕ "PDF"
ВОПРОС 4
Может ли заказчик разместить на ООС файл "Техническая часть аукционной документации" в формате "PDF"?
ОТВЕТ
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В свою очередь, согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства России № 21н от 14.12.2010 "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее – Положение) информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Согласно ч. 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
При этом, в соответствии с Письмом ФАС России от 30.06.2014 № АЦ/26237/14 "Разъяснение законодательства о контрактной системе" "… информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, указывается в Разъяснениях, по мнению ФАС России, если документация о закупке, размещенная заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает ч. 4 ст. 4, ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, например, в Решении Дагестанского УФАС России от 22.10.2014 № 587А-2014 указывается, что "в Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста".
Таким образом, в Законе о контрактной системе и в Положении указывается на то, что должна быть возможность ознакомления, а в Письме ФАС России - также возможность копирования и поиска фрагментов текса. Необходимо отметить, что действительно буквально ни в Законе о контрактной системе, ни в Положении это не предусмотрено (обеспечение возможности копирования и поиска фрагментов текса). И следует иметь ввиду, что Письмо ФАС России нормативно-правовым актом не является.
Остается вопрос: какие файлы имеют распространенные и открытые форматы, позволяющие осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств (если они не зашифрованы и не защищены)?
Обратимся к практике УФАС России.
Так, согласно Решению Амурского УФАС России от 04.09.2013 по делу № ЖМ-130/2013 следует, что "Комиссией Амурского УФАС установлено, что документация об аукционе размещена в открытом доступе в распространенном формате ".doc", что не создает препятствий для ознакомления с ее содержанием и не требует каких-либо дополнительных программных или технологических средств.
В Решении ФАС России от 19.11.2014 по делу № К-1688/14 также указывается, что "… документация об Аукционе размещена в формате Microsoft Word, Adobe Reader, позволяющие осуществлять поиск и копирование фрагментов текста" (ФАС России опять делает упор на возможность поиска и копирования фрагментов текста).
Что касается формата "PDF", то, например, в Решении Дагестанского УФАС России от 12.10.2013 № 694К/2013 отмечается, что "Комиссия Дагестанского УФАС России пришла к выводу, что формат PDF является распространенным и открытым форматом. Файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств".
Также необходимо отметить, что суды при рассмотрении аналогичных вопросов допускают наличие файлов в формате "PDF".
Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 13.03.2014 № Ф05-494/2014 суд указал, что "PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована; фоновый рисунок в формате PDF возможность ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе не ограничивает".
Также в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2013 № 09АП-32648/2013 разъяснено, что при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
Несмотря на то, что вышеприведенные Постановления основаны на анализе норм Закона № 94-ФЗ, они, на наш взгляд, являются актуальными, так как Закон о контрактной системе содержит аналогичные требования, предъявляемые к доступности и открытости информации, размещаемой в сети Интернет на ООС с целью проведения аукциона.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанного, можно сделать вывод, что Техническое задание аукционной документации в формате "PDF" не ограничивает возможность ознакомления участников закупок с документацией об аукционе. Соответственно, заказчик, разместив такой файл, не нарушит ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе и Приказ Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства России № 21н от 14.12.2010.
9. Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные цели ставил законодатель, вводя в контрактную систему ЕИС?
2. Какие сведения содержаться в ЕИС?
3. Какие особенности субъектовых и муниципальных информационных систем в сфере закупок вы знаете?
4. Что такое электронная подпись?
5. Какая электронная подпись применяется в сфере закупок?
6. Какие организации имеют право выдавать ключи электронной подписи в сфере закупок?
7. Назовите цели создания единого реестра участников закупок?
8. Как с 1 января 2019 года проходят аккредитацию на электронных площадках участники?
9. Какие сроки регистрации в едином реестре участников закупок установлены законодательством РФ о контрактной системе?
10. Назовите цели создания ГИС «Независимый регистратор»?
ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕКЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
План лекции
1. Единая информационная система в рамках закона о контрактной системе
2. Сведения, содержащиеся в единой информационной системе
Дата: 2019-05-28, просмотров: 538.