Виды поведения и их причины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами.
Первый – быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избежание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку.

Второй – агрессивное поведение. Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование.
Третий - неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.

Существуют разные причины того, почему люди иногда не настаивают на своих правах и не выражают свои чувства. Например: не хотят начинать спор или ссору; не хотят устраивать сцен; боятся, что будут выглядеть глупо; не хотят оказаться замешанным в драку; не хотят оскорбить другого человека; рационализируют, говоря, что на самом деле это не так уж важно, чтобы вокруг этого создавать проблему. Преимущества неагрессивного настаивания на своем. Спросить у детей, какую выгоду можно получить, по их мнению, умея не агрессивно настаивать на своем. Выписать на лист или на доску.
Примеры ряда преимуществ: личное удовлетворение, повышение вероятности того, что вы получите то, что хотите, возрастающая самооценка, повышение чувства контроля за своей жизнью, понижение личностной тревожности из-за межличностных конфликтов, повышение способности стоять за свои права и не допускать, чтобы люди брали над вами вверх, уважение и симпатия со стороны окружающих.
Упражнения для выработки вербальных навыков неагрессивного настаивания на своем.

Первая важная область неагрессивного настаивания на своем включает обучение умению сказать «нет» или стоять на своем, когда что-то требуют или просят. Умение сказать «нет» включает три компонента:
1. скажите о вашей позиции

2. назовите причины или суждения в пользу этой позиции

3. признавайте позицию и чувства другого человека

Другая область неагрессивного настаивания на своем включает умение попросить об одолжении или настаивать на своих правах:
1. скажите о том, что ситуация или проблема должна быть изменена
2. потребуйте, чтобы ситуация была изменена или проблема разрешена
Последний навык включает умение выражать чувства, как положительные, так и отрицательные. Например: «Ты мне нравишься на самом деле», «Я на тебя очень зол», «Я ценю, что ты это сказал», «Это меня на самом деле злит» и так далее.

Я – высказывания отражают неагрессивное настаивание на своем: я чувствую, я хочу, мне не нравится, я могу, я согласен.

Психолог: «А теперь давайте разыграем сценки, иллюстрирующие вербальный навык неагрессивного настаивания на своем. Идентифицируйте и поупражняйтесь в следующих невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем, предполагающих как словесное высказывание, так и соответствующее невербальное сопровождение: громкость голоса; поток произносимых слов; контакт глаз; выражение лица; положение тела(позы); дистанция».

Попросить подростков разыграть ситуации, приведенные выше, но на этот раз сконцентрироваться на невербальных компонентах.
Выводы:
Неагрессивное настаивание на своем служит вашим интересам, отстаивает ваши права, позволяет открыто и честно выражать себя и при этом не задевает прав других людей.

Оно повышает вероятность получения того, что вам в жизни надо, и приносит личное удовлетворение. Неагрессивное настаивание на своем включает невербальные и вербальные компоненты и может быть сформировано путем постоянной работы над собой.











Упражнение «Диалог».

Цель: формирование навыка отстаивания своих интересов.

Двум участникам предстоит разыграть ситуацию, в которой один должен убеждать, а другой отказываться. Например, один просит другого прийти к нему вечером, чтобы помочь отремонтировать полку (разобрать задачу, дошить платье и так далее.). Упражнение выполняется в течение определенного времени или до тех пор, пока один из участников не сдастся.
Упражнение «Конфликт нападающего и защищающегося».
Цель: Дать возможность глубже почувствовать собственную позицию в конфликте; актуализировать психологическое переживание конфликта.
Психолог: Всем участникам необходимо разбиться на пары. Один партнер играет роль «нападающего», другой – «защищающегося».

Оба по команде начинают играть свои роли, у первого она заключается в следующем – он должен силой тянуть за руки партнера и приказным тоном командовать: «Пойдем!». Второй же должен оказывать сопротивление («Не пойду!»).

И так в течение 2 - 3 минут, потом они меняются ролями.
Обсуждение.

- Что вы чувствовали?

- Изменилось ли это ощущение и как?

- Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему?
3. Заключительная часть

Рефлексия:

Обсуждение итогов занятия.






Занятие 5.

Тема: «Умение слушать других»

Дата: 2019-05-28, просмотров: 181.