А) Приветствие.
«Здравствуйте»
Участники игры становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.
Варианты приветствий:
· в России принято пожимать друг другу руку;
· в Италии – горячо обниматься;
· в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
· в Зимбабве – трутся спинами;
· в Македонии – здороваются локтями;
· в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
· у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
Б. Блиц-опрос: «Какое настроение сегодня у вас? Почему?
Основная часть - Упражнение «Кто я?»
Цель: дать возможность детям побыть в центре внимания, быть замеченными другими.
Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.
Психолог: Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «Я мальчик. Живу в белом доме. Люблю гулять с черной собакой. Умею рисовать красивые картинки. С удовольствием играю в футбол. Иногда нетерпелив. Кто я?»
Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: «Кто я?» Написав, сложите свои загадки вчетверо и передайте мне.
(Загадки складываются в одну общую коробку.Коробка «проходит» по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок, зачитывает ее, а все угадывают).
Упражнение «Сходства и различия»
Цель: активизировать навыки рефлексии, внимания к себе и другому.
Материалы: бумага, карандаш – каждому ребенку.
Психолог: Кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?
В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет отдельно от других. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем – восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Разделите лист пополам. Напишите на левой половине листа сверху «сходства», а справа – «различия». А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь.
(Потом сходства и различия обсудите в парах).
Обсуждение в группе: Что для тебя было сложнее: найти сходства или найти различия?
Игра «Хаос»
Цель: развивать внимательность к другим, создание комфортной среды.
Ход упражнения: группа сидит на стульях кругом, одного стула не хватает. Стоящий в кругу игрок называет признак. (Например «все у кого есть белый цвет в одежде»). Те, у кого есть этот признак, меняются местами, ведущий должен захватить себе место. Игрок «без стула» называет новый признак или говорит «хаос». Это значит, что все должны поменяться местами.
Упражнение «Летний массаж».
Цель: повысить уровень групповой сплоченности.
Психолог: Встаньте в круг, все повернитесь друг к другу спиной. Будем делать друг другу массаж в зависимости от погоды. И так… осадки: легко побарабанить всеми пальцами по телу; ливень: наносить точечные удары капель по телу указательными и средним пальцами; проливной дождь: хлопать ладонями по телу; ветер: гладить тело в ритме, сопровождая движения звуками, напоминающими шум ветра; солнце: легко положить руки на тело.
Заключительная часть.
Рефлексия:
- Как я чувствовал себя сегодня на занятии?
- Что больше всего понравилось?
Ритуал прощания.
Упражнение «Давайте попрощаемся».
Попрощаемся сегодня вот как. Улыбнемся друг другу. На слог «до» вы должны хлопнуть в ладоши один раз, на слог «сви» хлопнуть по плечам соседей, стоящих слева и справа, на слог «да» хлопнуть себя по коленкам, на слог «ния» вы должны хлопнуть в ладоши два раза
Всем спасибо. Занятие окончено.
Занятие 2.
А) Приветствие. «Стоп-кадр»
Один из вариантов приветствия в группе. Первый участник говорит своему соседу короткое приветствие, например: «Доброе утро!». Сосед должен быстро встать, повторить эту фразу и снова сесть. Следующий игрок повторяет и т.д. Получается волна вставаний и повторений. Но как только руководитель хлопнет в ладоши и произнесет: «Стоп-кадр», - участник, «попавшийся» в этот момент, должен добавить по своему усмотрению еще один элемент в приветствие (жест, фразу и т.п.). Например, игрок встает и говорит: «Доброе утро!», и дважды хлопает в ладоши. Теперь все последующие игроки выполняют этот комплекс до очередного «Стоп-кадра» и т.д.
Основная часть .
Упражнение: «Кто я?»
Цель: предоставить возможность каждому ребенку выразить себя.
Материалы: Каждому ребенку бумага, карандаши.
Психолог: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе
интересно. Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, а которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком с головы до пят. Где-нибудь на листе большими буквами напиши свое имя.
Обсуждение:
- Хотел бы ты переписываться с кем-нибудь из далекой страны?
- Насколько тебе понравилась эта игра?
Упражнение «Давать и брать»
Цель: помочь осознать взаимосвязь с окружающими.
Играющие образуют маленькие группы, садятся вместе в круг, берутся за руки и закрывают глаза.
Психолог ставит следующие задания, для которых действительно правило «правая рука дает, а левая – берет».
· ощупайте руку вашего партнера справа;
· погладьте своего партнера справа по руке;
· пощекочи руку своего партнера справа;
· поласкайте руку в руке своего партнера справа.
Обсуждение: какими были полученные ощущения?
Упражнение «Я справился!»
Цель: помочь осознать детям, что они могут преодолеть трудности, а это один из источников самоуважения.
Материалы: бумага, цветные карандаши или ручки.
Психолог: Удавалось ли тебе когда-нибудь делать что-то, что было для тебя очень сложным? Задача была непростой, но ты все же справился с ней! Возможно, остальные не обратили внимания на то, что ты сделал что-то очень важное для себя, но сам ты был горд и доволен, что смог преодолеть себя и справиться с такой сложной работой. Вспомни пару таких случаев из твоего личного опыта и нарисуй или запиши их.
(Потом ребята разбиваются на тройки, и в тройках обсуждают свои достижения)
Обсуждение:
-Когда у тебя что-нибудь хорошо получается, кому ты рассказываешь об этом?
- Когда ты гордишься собой, в какой части своего тела ты ощущаешь гордость?
Заключительная часть.
Рефлексия:
- С каким настроением уходите?
- Что было для тебя важным на этой встрече?
Занятие 3.
Тема: «Сотрудничество со сверстниками. Решение проблем и конфликтов».
А) Приветствие. «Муха»
Психолог говорит муха на Ане и все бегут ее обнимать .
Все дети встают в круг и по очереди считаются, каждый запоминает свою цифру.В центр выходит ведущий и называет 2 цифры.Например 1 и 8, а дети под этими номерами должны хлопнуть по ногам два раза, а затем быстро поменяться местамиа! Здача ведущего встать на его место - кто не успел, то становится на место ведущего. Также можно играть с именами детей.
Основная часть
Игра «Пчелы и змеи»
Цель: показать детям, что результат зависит от слаженности действий внутри группы.
Материалы: два небольших предмета.
Психолог: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого нужно разбиться на две группы. Одна группа будет пчелы, другая команда – змеи… В каждой группе выберете своего короля.
Правила игры: Оба короля выходят из помещения и ждут пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в помещении. Король пчел должен найти мед – вот это «предмет». А змеиный король должен отыскать ящерицу – вот это предмет. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Пчелы жужжат: жжжжж. Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшш. Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
Короли выйдите, я спрячу мед и ящерицу. Пчелы и змеи внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от цели. Вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Во время игры вы не имеете права ничего говорить. Кто же из королей окажется первым.
Обсуждение:
- Как ты чувствовал себя в роли короля?
- Ты остался доволен своими подданными!
- Вместе ли усиливали или уменьшали звук?
Упражнение «Головомяч»
Цель: развивать навык сотрудничества в парах или тройках.
Материалы: мячи среднего размера.
Психолог: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. (Можно провести эксперимент: с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами)
Обсуждение:
- Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?
- С кем тебе поднимать мяч легче всего?
Упражнение «Небеса и ад»
Цель: обсудить разные способы разрешения и смягчения конфликтных ситуаций.
Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.
Психолог: Я хочу рассказать вам историю: «Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?».
Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен».
Услышав такое, молодой воин рассвирепел «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.
Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Ты можешь вспомнить случай, когда твой спор с кем-нибудь едва ли не закончился настоящей битвой? Может быть, ты стал настолько возбужден, что готов был сам начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости был готов наброситься на тебя! А может быть, вы оба были готовы драться, но что-то позволило вам избежать рукоприкладства.
Напиши, что произошло тогда и как ты себя при этом чувствовал. Расскажи, как вам удалось избежать драки (10 мин.).
После этого дети зачитывают свои записи.
Обсуждение:
- почему пожилой мудрец сказал, что насилие - это ад?
- Что ты можешь сделать, чтобы спор не превратился в драку?
3. Заключительная часть
Рефлексия:
- Что полезного было для тебя на сегодняшней встрече?
Занятие 4.
Тема: «Неагрессивное настаивание на своем»
Цель: научить подростков не агрессивно настаивать на своем; идентифицировать общеизвестные ситуации, когда требуется не агрессивно настоять на своем, идентифицировать тактики убеждения, упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем, упражняться в невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.
1. Вводная часть
А) Приветствие - «Приветствие-пожелание»
Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.
Основная часть.
Материалы: большой лист бумаги, фломастеры.
А. Информационный блок.Психолог: Есть множество ситуаций, в которых трудно честно и открыто выражать свои чувства и настаивать на своих правах, когда они нарушаются. На этом занятии вы научитесь, как эффективно справляться такими ситуациями, то есть постараетесь не агрессивно настаивать на своем.
Б. Мозговой штурм.
Перечислить общеизвестные ситуации, когда людям трудно не агрессивно настаивать на своем. Например: сказать «нет» другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого. Попросить снисхождения для себя; попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать учителю или родителю, что он поступил нечестно.
А. Информационный блок.
Упражнение «Диалог».
Цель: формирование навыка отстаивания своих интересов.
Двум участникам предстоит разыграть ситуацию, в которой один должен убеждать, а другой отказываться. Например, один просит другого прийти к нему вечером, чтобы помочь отремонтировать полку (разобрать задачу, дошить платье и так далее.). Упражнение выполняется в течение определенного времени или до тех пор, пока один из участников не сдастся.
Упражнение «Конфликт нападающего и защищающегося».
Цель: Дать возможность глубже почувствовать собственную позицию в конфликте; актуализировать психологическое переживание конфликта.
Психолог: Всем участникам необходимо разбиться на пары. Один партнер играет роль «нападающего», другой – «защищающегося».
Оба по команде начинают играть свои роли, у первого она заключается в следующем – он должен силой тянуть за руки партнера и приказным тоном командовать: «Пойдем!». Второй же должен оказывать сопротивление («Не пойду!»).
И так в течение 2 - 3 минут, потом они меняются ролями.
Обсуждение.
- Что вы чувствовали?
- Изменилось ли это ощущение и как?
- Какую роль вам было играть легче, как вы думаете почему?
3. Заключительная часть
Рефлексия:
Обсуждение итогов занятия.
Занятие 5.
Тема: «Умение слушать других»
А) Приветствие.
Основная часть
Игра «Испорченный телефон»
Цель: развивать умение слушать других.
Ведущий на ухо соседнего ребенка шепотом передает какое-либо слово, услышанное слово необходимо передать следующему ребенку и т.д. Когда слово приходит к последнему ребенку он называет его вслух, все по очереди называют то слово, которое услышали.
Упражнение «Птенцы»
Цель: учить внимательно слушать.
Психолог: Я хочу предложить вам игру, которая называется «Птенцы». Кто из вас хотел бы быть птицей-мамой или птицей-папой?
Птенцы опускают головы на руки. Один из птенцов очень тонким голосом пищит, остальные дети сидят очень тихо. Птица-родитель идет вдоль круга и пытается найти своего птенца. Когда обнаружит, кладет руку на плечо и говорит: «Вот ты где!» Если угадан правильно, птенцы поднимают голову.
(При повторе можно обыгрывать других зверей, например щенят, котят, ягнят и т.д.).
Игра «Охота»
Цель: учить детей вести себя тихо и внимательно прислушиваться.
Материалы: игровая площадка 3х6 м. Для обозначения границ поля расставьте по периметру детей-зрителей.
Психолог: Я хочу вам предложить одну игру, в которой надо быть очень тихими. Играют два человека. Один – Охотник, другой – Заяц. Мы завяжем им глаза, так что обоим придется рассчитывать только на свои уши. Все остальные ведут себя очень-очень тихо. В начале Охотник и Заяц стоят в противоположных углах нашей площадки. Представим себе, что сейчас ночь и так темно, что не видно дальше своего носа. Заяц пытается перебежать через поле. Если он окажется на другой стороне его – он в безопасности. Охотник пытается поймать его при удобном случае. Заяц может навострить уши, чтобы определить, где находится Охотник и чтобы увернуться от него. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит зайца, чтобы его поймать. Все остальные стоят по краю поля, чтобы Заяц и Охотник нигде не ударились. Кто хочет быть первым Зайцем и первым Охотником?
Обсуждение:
- Что было в этой игре трудным для тебя?
- Все ли были настолько тихими, чтобы Заяц и Охотник могли хорошо слышать друг друга?
Заключительная часть
Рефлексия: Важно ли уметь слышать и слушать?
Занятие 6.
Тема: «Фантазия. Чувственное восприятие»
А) Приветствие.
Упражнение «Улыбка»
Б) Упражнение «Электрическая цепь»
Участники становятся в круг. Им предлагается взяться за руки. Сжатие руки – сигнал. Который необходимо передать по кругу. Сигнал подает ведущий, он же должен и завершить, принять сигнал обратно. Сигнал может подаваться в одну сторону. Так и в обе одновременно; может подаваться одним сжатием руки, а может несколькими (в одну сторону одно сжатие, в другую 2). Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет выполняться за максимально короткое время.
Основная часть
Упражнение «Точки»
Цель: показать, что наше воображение из простого материала может создавать удивительные вещи.
Материалы: бумага и карандаши.
Психолог: возьмите лист бумаги и поставьте на нем 20 точек, разбросав их по всему листу (2-3 минуты).
Теперь обменяйтесь листами с сидящим рядом ребенком. Соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета
(5 минут).
(В конце игры каждый ребенок показывает свой рисунок классу, а остальные угадывают, что на нем нарисовано).
Упражнение «Сколько нас?»
Цель: развитие у детей умения внимательно вслушиваться и различать тонкие звуковые нюансы.
Материалы: повязка на глаза.
Психолог: встаньте в один большой круг. Кто из вас хочет доказать нам, что умеет очень хорошо и внимательно прислушиваться? Встань в центр круга. Сейчас мы завяжем тебе глаза. Все остальные должны стоять так тихо, чтобы было слышно, как муха пролетает. Сейчас я подниму руку, и по этому знаку один за другим вы должны будете осторожно подходить к (имя ребенка) и становиться за его спиной. Следующий начинает подходить только после того, как предыдущий займет свое место позади. Как только я
опущу руку, все останавливаются там, где они в этот момент окажутся. Все остальные должны вести себя как можно тише, чтобы впереди стоящий смог расслышать самые тихие шорохи. Он должен с закрытыми глазами определить, сколько детей стоит у него за спиной…
Как ты думаешь, сколько детей сейчас стоит за твоей спиной?
(Ведущий должен учитывать возможности водящего.Младшим школьникам трудно решить эту задачу, если у них за спиной стоит больше 5 детей).
Заключительная часть
Рефлексия: Что понравилось тебе на этой встрече. И что на твой взгляд было главным?
Упражнение «Желаю всем…» Ритуал прощания
Цель игры: способствовать установлению положительной эмоциональной
установки; способствовать сплочению группы;способствовать
культурно-нравственному воспитанию детей..
Группа сидит в кругу и по кругу передается мячик. Каждый говорит всей группе свое пожелание. В конце все хором говорят спасибо.
Занятие 7.
Тема: «Встреча 1. Кто такой лидер?»
Цель: раскрыть понятие «лидер», дать возможность детям продиагностировать свои лидерские способности.
1. Вводная часть
А) Приветствие. «Подари улыбку»
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес проститься с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Давайте похлопаем друг другу.
Игра «Ужасный секрет»
Один из участников сообщает на ухо своему соседу ужасную тайну о себе, например: «Я люблю ковыряться в носу!». Сосед передает это дальше по кругу, тоже на ухо, изменив фразу так: «Один из нас любит ковыряться в носу!».
В такой форме фраза идет по кругу, а второй участник, дав первой фразе отойти на двух-трех участников, посылает вслед секрет о себе: «Я люблю корочкой хлебы вымазывать остатки подливы».
Фраза идет по кругу в варианте: «Один из нас…».
Когда секрет проходит круг и приходит к владельцу, то владелец не отсылает его на второй круг, и, таким образом, первая стадия игры заканчивается тогда, когда каждый секрет обошел ровно круг.
Затем все говорят вслух, какие секреты они узнали. Один говорит, что он узнал, что «мы храпим», что «мы грызем ногти», другой вспомнит, что «мы любим поспать» и т.д., пока все секреты не будут припомнены.
А затем всем участникам игры можно предложить произнести хором «И мы об этом никогда никому не скажем!»
Упражнение «Переходы»
Цель: активировать внимание друг к другу.(данное упражнение носит диагностический характер, отслеживаются те ребята, которые первыми начинают делать упражнение, предлагать свои варианты решения – у них есть лидерский потенциал).
Психолог: постройтесь в шеренгу по росту пока я считаю до 10, по цвету глаз, по дням рождения, по длине волос и т.д.
Обсуждение: Кто в группе предложил первым?
Основная часть.
Информирование: Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: кто такой лидер? Являетесь ли лично Вы лидером?
Чтобы наша работа была результативной выпустим брошюру «Толковый словарь» под название «Лидер это..!». Продолжите, пожалуйста, «лидер это…». На это вам 3 минуты (по истечению времени зачитываются определения ребятами).
Подведем итог определений. Лидер – член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, занимает центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Лидер – человек, который может вести за собой других, видит цель и знает как к ней придти.
Как вы думаете, в каком возрасте человек может стать лидером? (опрос)
Человек лидером может быть в любом возрасте, начиная с дошкольного. Вспомните литературные произведения и их героев-лидеров Буратино, Том Сойер и др.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
· по содержанию деятельности:
- лидер-вдохновитель
- лидер-исполнитель;
· в зависимости от характера деятельности;
- лидер - универсальный
- лидер – ситуативный.
· от направленности деятельности:
- лидер – эмоциональный
- лидер – деловой.
Подумайте, каким лидером чаще бываете вы.
Тест «Вы – лидер?»
Прочтите вопросы 1-10. Обведите пункты «а», «б» или «в». Будьте честными, насколько можете!
1. Вы группой обсуждаете проблему. Как вы будете себя чувствовать, если чья-то идея окажется лучше, чем ваша?
а) встревожитесь;
б) смутитесь;
в) заинтересуетесь.
2. Вы группой разрабатываете сценарий школьного вечера. Как вы оцениваете свои идеи в сравнении с идеями других?
а) ваши хуже;
б) ваши лучше;
в) ваши не хуже, но и необязательно лучше.
3. Что происходит, когда вы пытаетесь внушить что-то важное другим?
а) вас не слушают;
б) вас слушают, но им «слабо» понять;
в) вас обычно слушают и понимают.
4. Вы затратили на какое-то дело много времени. Но вас никто до сих пор не похвалил, и вообще вы не получили никакой отдачи. Что вы станете делать?
а) будете обескуражены и все забросите;
б) оставите это дело и перейдете к другому;
в) закончите дело, потому что считаете это нужным.
5. Вам поручили совсем не «лидерское» задание при подготовке большого мероприятия. Как вы к этому отнесетесь?
а) нормально, потому что в любом случае в роли лидера вы чувствуете себя неудобно;
б) не станете участвовать, если вас не назначат главным;
в) вы не против того, чтобы иной раз быть рядовым участником.
6. Что случается, когда вам не удается то, что вы пытаетесь сделать?
а) вы бросаете дело, потому что неудачи доказывают, что вы ни на что не годитесь;
б) вы бросаете дело, потому что другие вас не понимают;
в) вы извлекаете из неудачи урок, который помогает вам в будущем.
7. Если вы отвечаете за выполнение группой какого-то задания, как вы будете вести дело?
а) предоставите большую часть работы другим;
б) все сделаете сами, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно;
в) распределите отдельные поручения между всеми в соответствии с интересами и навыками каждого.
8. Что вы чувствуете при работе с людьми, чья подготовка отличается от вашей?
а) неловкость;
б) чувство своего превосходства или неполноценности;
в) интерес и уважение к другим подходам и точкам зрения.
9. Честная критика в ваш адрес вызывает у вас…
а) недовольство собой;
б) гнев;
в) стремление продвинуть дело.
10. Как вы поступаете, если дела из-за разных помех идут не так, как вам этого хотелось бы?
а) думаете о своих прошлых промахах и о том, что было бы, если бы…;
б) обвиняете во всем других;
в) ищете пути для продвижения дела дальше.
Упражнение «Затейник»
Цель:
- дать детям возможность почувствовать себя лидером;
- развивать внимательность друг к другу.
Все сидят кругом. Выбирается Водящий, он выходит за дверь. В это время группа жестами выбирает Затейника. Задача Затейника постоянно делать какие-то движения, менять их так, чтобы не заметил Водящий (хлопать руками, топать ногами и т.д.).
Водящий по приглашению входит в круг. Его задача определить Затейника, при этом он обязан двигаться вокруг себя, подолгу не останавливаясь на одном месте. Задача группы – следить за сменой движений, качественно их повторять, стараясь не выдать Затейника. Если Водящий находит Затейника, тот идет на его место. Игра продолжается дальше, выбирается новый Затейник.
Обсуждение:
- Легко ли было быть Затейником? Почему?
- Как справлялась со своей задачей группа?
- Что помогло «вычислить» Затейника?
Заключительная часть
Рефлексия:
- Что было интересным?
- Как себя чувствуешь?
- С чем уходишь?
Ритуал прощания: (все встают в круг, берутся за руки).
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя, окружающий мир есть радость для тебя… Ты всегда радость для другого. Береги себя и другого береги. Уважай, люби все, что есть на Земле – это чудо! И ты тоже – чудо! Спасибо всем за работу, за то, что вы есть. Спасибо.
Занятие 8.
Тема: «Встреча 2. Качества лидера»
А) Приветствие.
Упражнение «Здравствуй, друг».
Психолог предлагает всем рассчитаться на 1,2. Первые номера образуют внешний круг, а вторые – внутренний. Пары стоят лицом друг к другу, между ними идет как бы одновременный диалог. Первые номера обращаются ко вторым, а те повторяют за ними движения.
Первые номера говорят:
- Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие.
- Как дела? - разводят руки в стороны.
-Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера.
- Я скучал! - правая рука к сердцу.
-Ты, пришел…- руки на плечи друг другу.
-Хорошо! – объятия.
Основная часть.
Информирование.
Сегодня мы с вами заострим внимание на тех человеческих качествах, которые необходимы лидеру. На этот счет существует много версий. Мы же с вами имеем право создать свою. Сейчас в течении 1 минуты подумайте и запишите качества необходимые лидеру… Составим таблицу «Качества лидера» (записываются все высказывания ребят, те качества, что повторяются больше всего подчеркиваются).
Упражнения: «Попади в круг»
Цель: развивать качество лидера – умение убеждать.
Психолог: Одно из качеств лидера – это способность убеждать. Предлагаю возможность потренировать у себя это качество. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Кто будет Водящим? Задача Водящего – любым способом попасть в круг. Убедите, что вам туда необходимо попасть.
Упражнение «Ток»
Цель: развивать тактильное восприятие.
Психолог: Все сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает «ток» легко пожав руку соседа, сосед передает «ток» своему соседу и т.д. Передача делается быстро.
Упражнение «Будь собой»
Цель: приобрести опыт ведения переговоров или убеждения как вербального, так и невербального.
Психолог: В эту игру играют парами, затем делятся впечатлениями с группой.
Разбейтесь на пары (раздать роли). Прочтите инструкцию про себя и действуйте в соответствии с прочитанным. Инструкция не требует комментариев.
Пакет первый.
Исполнитель А. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим визави и начните снова.
Исполнитель Б. Молчите, пока не заговорит ваш партнер, подбадривайте его всем своим видом. В процессе разговора поддерживайте беседу, проявляя заинтересованность. Смотрите на него, улыбайтесь, кивайте, задавайте вопросы и т.д., но не пытайтесь завладеть инициативой в беседе. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
Пакет второй.
Исполнитель А. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим визави и начинайте снова.
Исполнитель Б. Когда ваш партнер заведет с вами разговор, посмотрите на него с выражением типа: «Ну-ну, посмотрим, что интересного ты можешь сказать». Продолжайте молча его разглядывать. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
Пакет третий.
Исполнитель А. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим визави и начинайте снова.
Исполнитель Б. Когда ваш партнер заведет с вами разговор, послушайте минуту или две, затем начните ерзать, менять ноги, положенные одна на другую, смотреть на часы, оглядываться по сторонам и т.д. Если ваш партнер замолчит, скажите: «Да-да», продолжайте!», при этом ведите себя по-прежнему. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
Пакет четвертый.
Исполнитель А. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим визави и начинайте снова.
Исполнитель Б. Дождитесь, когда ваш партнер начнет говорить, после чего выразите свое молчаливое несогласие со сказанным посредством жестов или соответствующим выражением лица. Если ваш партнер замолчит, скажите что-нибудь вроде: «Ну-ну, продолжайте!», но не меняйте своего поведения. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
Пакет пятый.
Исполнитель А. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что вам интересно, но не смотрите на него. Вы можете смотреть на что угодно – осматривать комнату или опустить глаза. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим визави и начинайте снова.
Исполнитель Б. Когда ваш партнер начнет говорить, отвечайте как можно более ободряющим тоном. Попытайтесь придерживаться темы, предложенной партнером. Задавайте вопросы, проясняйте суть и т.д. Через 3-4 минуты или, почувствовав, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
Обсуждение: Игроки оглашают содержание своих инструкций и рассказывают, как прошли диалоги.
Информирование: Вы можете видеть, что некоторые люди оказываются настолько поглощены собственной речью, что их слушателям фактически приходится уйти, прежде чем чувство их скуки, невнимания дойдут до оратора. Что вы испытали будучи оратором, а будучи слушателем? Легко ли было следовать инструкции. Так или иначе, люди всегда реагируют на окружающую действительность. Люди постоянно подают друг другу сигналы даже тогда, когда они думают, что не делают ничего особенного.
Если люди хотят быть лидерами, то им нужно лучше понимать, что на окружающих способна повлиять любая мелочь в их поведении.
Заключительная часть
Рефлексия: Что для себя нового открыл на этой встрече?
Ритуал прощания.
Занятие 9.
А) Приветствие.
Основная часть
Информирование. У нас третья встреча тренинга лидерских способностей. На первых двух мы пытались определить и в какой-то мере развить качества, которыми должен обладать лидер: умение убеждать, умение слушать, быть чувствительным к невербальным средствам общения. Сегодня мы продолжим развивать лидерские способности. Для чего? Для того, чтобы не стать орудиями чужой воли.
Цель встречи: побудить вас к творческому мышлению при помощи которого вы сможете решать свои проблемы конструктивно.
Кто-то из великих сказал: «Неумение использовать такое врожденное богатство, как способность к творчеству, то ли в силу незнания что оно есть, то ли безразличия или боязни показаться смешным, является не просто расточительством, это предательство самого себя.
Упражнение «Ты выбираешь»
Цель: продемонстрировать значение творческого мышления в лидерском поведении.
Психолог: разбиться на группы по 3 или 5 человек.
Встаньте каждый третий. Эти люди будут лидерами групп, которые они себе наберут из оставшихся ребят.
Всем группам общее задание: придумать одну пятиминутную разминку для всей аудитории. Игра должна быть такой, чтобы каждый мог без труда участвовать в ней в данных конкретных условиях; она должна стимулировать творческое мышление у всех игроков и продолжаться не дольше 5 минут.
Условия следующие:
- вспомнить или сочинить игру;
- продолжительность игры 5 минут;
- должны играть все присутствующие в помещении;
- обсуждение 5 минут.
Есть ли какие-нибудь вопросы? (через 5 минут)
Лидеры предъявляют вариант, на котором остановилась группа. По желанию участников можно проиграть понравившиеся предложения.
Обсуждение: лидеры, расскажите о происходившем в вашей группе.
Психолог: Из того, что мы увидели и услышали можно сделать еще один вывод: успех зависит от определенных факторов, а именно от:
- самопрезентации;
- качества информации (нужно знать о чем ты говоришь);
- способности мотивировать людей на деятельность.
А сейчас предлагаю вам остыть, точнее расслабиться. У лидера для решения поставленных задач должно быть ясное сознание. В этом ему поможет прием «Горячий воздушный шар».
Заключительная часть
Занятие 10.
Тема: «Мои жизненные ценности»
А) Приветствие. «Подари улыбку»
Б) Круг радости «Счастье – это…»
Для меня счастье – это… (дети по кругу называют свое имя и говорят на заданную тему).
Психолог: Наше занятие я неслучайно начала с разговора о счастье. Но как стать счастливым? Может найти волшебную палочку? Или выиграть в лотерею? Или найти клад. Нет на земле человека, который бы не мечтал о счастье. Иногда мечта становится целью всей жизни и, достигнув ее, человек чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели. Жизнь похожа на лестницу, ведущую в будущее. Каждая ступенька – наши желания и мечты. Как построить свою лестницу, чтобы стать счастливым? Есть ли ценности, которые важны для каждого человека? Ответ на этот вопрос мы постараемся найти к концу занятия.
Основная часть.
Заключительная часть
Рефлексия
Когда вы заполняли «копилку эрудита» я попросила вас запомнить слово «цена». Игра показала, что не все что имеет цену, можно назвать ценностью.какие же ценности выявила игра?
Обобщение, возврат к проблеме.
Наш сегодняшний гость Мистер Икс предложил нам свой вариант лестницы счастья. Мы выяснили, что ценности, которые он выбрал мнимые. Вы выяснили значение слова «ценность», заполнили «копилку эрудита».
Игра, в которой вы приняли участие, позволила вам сделать определенный вывод. Вернемся к вопросу нашего занятия: есть ли ценности, которые важны для счастья любого человека? нашли ли мы правильные ответы.
Круг «От сердца к сердцу»
Закончите фразу: «Я понял (а), что истинные ценности – это…, а мнимые ценности – это…»
В заключение я хочу вам рассказать притчу о каменотесах.
Три каменотеса усердно трудились в каменоломне. Философ спросил их, что они делают?
- Неужели ты не видишь – дроблю проклятые камни! раздраженно сказал первый.
- Зарабатываю себе на жизнь, пожал плечами второй.
- Строю храм! – гордо ответил третий.
Каждый строит свою лестницу счастья, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой человек, такие жизненные ценности он выбирает для ее достижения. Желаю вам в вашей жизни не просто дробить камни и зарабатывать деньги, а строить храм.
А) Приветствие.
«Здравствуйте»
Участники игры становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия.
Варианты приветствий:
· в России принято пожимать друг другу руку;
· в Италии – горячо обниматься;
· в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
· в Зимбабве – трутся спинами;
· в Македонии – здороваются локтями;
· в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
· у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: а) хлопнуть по ладоням; б) подпрыгнуть; с) толкнуть бедром.
Б. Блиц-опрос: «Какое настроение сегодня у вас? Почему?
Основная часть - Упражнение «Кто я?»
Цель: дать возможность детям побыть в центре внимания, быть замеченными другими.
Материалы: Бумага и карандаш – каждому ребенку.
Психолог: Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «Я мальчик. Живу в белом доме. Люблю гулять с черной собакой. Умею рисовать красивые картинки. С удовольствием играю в футбол. Иногда нетерпелив. Кто я?»
Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: «Кто я?» Написав, сложите свои загадки вчетверо и передайте мне.
(Загадки складываются в одну общую коробку.Коробка «проходит» по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок, зачитывает ее, а все угадывают).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 243.