3. Кейс «Какой стиль управления выбрать?»
Пример руководителя демократического типа.
Тимофей Иванович М. – руководитель промышленного предприятия, имеет среднее специальное экономическое и высшее инженерное образование. Он прошел большой жизненный и производственный путь: был рабочим, техником, инженером, главным инженером, а после того, как мы закончили его изучение, был назначен заместителем управляющего крупнейшим ленинградским промышленным объединением. Жизненный опыт и образование дают ему возможность квалифицированно рассматривать как экономические, так и технологические проблемы производства. Кроме того, он и психолог, но не по образованию, а по опыту жизни, или так называемый эмпирический психолог. Он очень хорошо ориентируется в людях, быстро определяет их качества, пригодность к тому или другому делу. Благодаря этому безошибочно подбирает себе нужных помощников как в управлении предприятием, так и на самом производстве, в бригадах. Тимофей Иванович верит в человека и доверяет ему, а это располагает людей к руководителю и побуждает к ответственному отношению к поручению, тому или другому делу. Тимофей Иванович знает о том, что возможности человека практически неисчерпаемы, и представляет, при каких условиях потенциальные силы проявляются, знает, как подойти к человеку, с тем, чтобы активизировать его деятельность.
Обобщая все это, формулирует следующие положения, которыми он руководствуется в практике: 1) каждый может сделать больше, чем сам он о том думает; 2) доверие к человеку окрыляет его; 3) требовательность воспитывает у работника ответственное отношение и дисциплинированность; 4) радостно человеку жить и трудиться, когда он творит, отсюда необходимо побуждать к инициативе каждого; 5) нет людей, которые хотели бы делать плохое, есть лишь люди, которым не хватает знаний, умений, понимая или воспитанности; 6) уважать личное достоинство работника. Если потерял контроль и нагрубил, то необходимо извиниться перед человеком с глазу на глаз или публично – смотря по обстоятельствам.
К Тимофею Ивановичу приходят люди с различным душевным состоянием и он умеет заметить это. Вот, например, пришел человек в состоянии напряжения и крайнего раздражения. Надо снять напряжение, и Тимофей Иванович рассказывает что-нибудь смешное, пошутит или начнет издалека и, когда видит, что человек пришел в себя и с ним можно спокойно поговорить, начинает обсуждать вопрос, который волнует посетителя.
Директор требует от подчиненных, своих помощников не столько подчинения, исполнения, сколько инициативы и самостоятельности в решениях и делах. «Если, - говорит Тимофей Иванович, - у директора типа «Командира» бывает так, что он отсутствует (болезнь, командировка), то все останавливается. Люди при этом проявляют нерешительность: примешь решение, а вдруг оно не понравится «командиру», вернется он – получишь разнос. У меня, - продолжал Тимофей Иванович, - наблюдается другое, я могу не быть на предприятии месяц, а дела будут идти не хуже: все приучены работать самостоятельно».
Пример руководителя авторитарного типа.
Уже в первый день для окружающих стало ясно: на своих предшественников не похож. Свою деятельность он начал с того, что дотошно оглядел производство, задал несколько вопросов рабочим, мастерам, начальникам цехов, потом возвратился в кабинет, вызвал секретаршу и подал ей листок бумаги. Это был список начальников цехов и руководителей различных служб. Против каждой фамилии стояло точное время: 10.20, 11.15, 12.00...
— Что это? — не поняла секретарша.
— График моего завтрашнего приема,—пояснил директор.— Прошу обеспечить...
Несмотря на предупреждение, иные пришли с некоторым опозданием. По привычке. Директор не принял их.
Педант и бюрократ,—сокрушались одни.
Но разве плохо требовать порядка?—говорили другие.—Слышали, как он сказал: «Время руководителя дорого, И я не допущу, чтобы попусту расходовалась хотя бы одна минута».
Словом, возник вроде бы даже спор...
На следующий день директор вызнал начальника производства Синякова. Тот поспешно вошел в кабинет, вытирая пот со лба. Отдышаться ему директор не дал:
— Почему проваливается выполнение договора.
— Нет сырья.
— Болтовня!—повысил голос директор.—Почему не принимаете меры?
Кровь прилила к вискам Синякова.
— Я... я пытался,— глухо сказал он.
—За вас я работать не буду!—совсем уж взорвался Приходько.— Вы начальник производства! Вы за все несете ответственность!
От волнения у Синякова дрожали руки. Уже сколько лет он на заводе, здесь и поседел, но никто никогда прежде не говорил с ним «так». И дело было в общем-то не в том, что именно говорил директор. Может, даже он был прав. Но зачем же кричать?
Директор был грамотным, думающим инженером, а вместе с тем был груб, был не способен прислушаться к мнению других.
«...Новый директор рубил сплеча: дескать, чего там деликатничать, завод есть завод, а хорошая прибыль все спишет. Но спишет ли? Самое печальное, наверное, состояло в том, что взвинченность директора эхом отдавалась в цехах.
Настроение в коллективе падало. Люди стали уходить. Заявления им директор подписывал без раздумий. «Значить работать не хотят».
Пример не вмешивающегося типа руководителя.
Директор мастерской по ремонту металлоизделий - добродушный человек, медлителен в движениях и речи. Спокоен и мало обидчив. Почти весь день сидит в своей каморке и иногда от ничегонеделания похрапывает в кресле. А то выйдет к работающим, постоит, посмотрит — и опять к себе в «кабинет».
Если недовольный клиент вызывает его к себе и жалуется, то директор не находит, что сказать, обращается к мастеру и кажется, что с укоризной спрашивает: «Вот тут гражданин жалуется, что плохо сделано, как же это так получилось?» Мастер скорей для клиента, чем для директора, объясняет, что «сделано как надо, лучше и нельзя сделать, ведь это — старье». Директор как будто оживляется и, обращаясь к клиенту, восклицает: «Вот видите!» Клиент: «Помилуйте, замок-то не открывается!» Директор: «Иван Петрович (мастер), разберитесь с этим делом». Поворачиваясь спиной к клиенту, уходит.
Мастера на работу опаздывают, в обеденный перерыв некоторые из них выпивают прямо в мастерской, работают «налево». Директор смотрит на все это спустя рукава, а когда ему намекают на неблагополучное положение, разводит руками и говорит: «А что я могу поделать?» или: «Подождите, скоро наведем порядок» — и ничего не предпринимает, чтобы изменить положение.
Вопросы
1. Какой стиль управления Вы считаете наиболее эффективно использовать в современных условиях?
2. Проанализируйте различия в стилях управления и заполните таблицу 1.
Таблица 1
Сравнение стилей управления
Характеристика стиля управления | Авторитарный | Демократичность | Либеральный |
Способ принятия решения и доведения до исполнителя Распределение ответственности Отношение к инициативе людей Отношение к знаниям Отношение к общению Отношение к подчиненным Отношение к дисциплине Отношение к стимулированию |
Дата: 2019-05-28, просмотров: 476.