Ресурсный потенциал культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе общественного развития результативность культурной деятельности во многом зависит от состояния ресурсного обеспечения отрасли.

Слово «ресурс» в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ.

Ресурсы в сфере культуры можно поделить на  несколько групп:

 ресурсы производства

 ресурсы потребления.

Ресурсы потребления определяются:

- свободным временем;

- уровнем культуры;

- личностными факторами,

- доходами населения и планкой цен;

- этическими факторами (верность бренду) и т. д.

Ресурса производства.

Экономические ресурсы:

- трудовые;

- материальные;

- финансовые;

- природные.

Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться.

 Трудовые ресурсы - кадры в сфере культуры. Их отличает высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда. Большое количество профессионально подготовленных специалистов в сфере культуры часто бывает занято в других отраслях.

Материальные ресурсы – основные и оборотные фонды.

Основные фонды – часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.

Оборотные фонды – часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле или полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.

Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Наблюдается тенденция к росту активной части основных фондов (оборудования).

Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта.

В сфере культуры материальные ресурсы мож­но разделить на 2 группы, которых нет в общей эконо­мике:

материальные ресурсы, подлежащие воспроизводству;

материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению.

В группу материальных ресурсов, подлежащих воспроизвод­ству, можно отнести здания действующих театра и музея, клуба и библиотеки, зеленые насаждения парка и музейного сада, аттракционные устройства и т.п. В течение большего или меньшего количества времени до своего физического износа они выполня­ют функциональную роль подобную роли промышленных или производственных фондов экономических отраслей. И одновременно накапливают особую культурную ценность — память о людях и событиях, которые имели отношение к этому первоначально обычному объекту. Здание Большого театра в Мос­кве имеет ценность вне зависимости от того, идут в нем спектак­ли или не идут, а здание Эрмитажа в Санкт-Петербурге не теряет своей ценности вне зависимости от того, кем оно используется.

В группу материальных ресурсов, не подлежащих воспроиз­водству, но подлежащих консервации и сохранению, относятся прежде всего объекты, признанные памятниками истории культу­ры и архитектуры. Памятники делятся на две категории -"движи­мые" и "недвижимые". К недвижимым относятся здания, сооружения, зеленые насаждения и т.п. Движимые включают в свой состав картины, мебель, посуду, предметы быта, книги, рукописи и т.п.

Природные ресурсы - это те природно-климатические условия, которые используют организации культуры в своей деятельности (водоемы, лесопарковые зоны, минеральные источники и др.). Огромная роль природным ресурсам отводится в деятельности музеев-заповедников, туристических центров, парков.

Финансовые ресурсы -   совокупность всех денежных средств организации культуры. Финансовые средства могут быть в виде банковской или кассовой наличности. Финансовые ресурсы позволяют организовать творческо-производственную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться за выполненную работу.

Источники финансовых ресурсов культуры:

1) Семейные бюджеты (бюджеты домохозяйств) связаны с доходами от реализации культурных благ населению.

2) Корпоративные бюджеты (бюджет предприятий и организаций) отражают деятельность спонсоров и благотворительных организаций.

3) Местный бюджет

4) Региональный бюджет.

5) Центральный (федеральный) бюджет.

Иные ресурсы:

- интеллектуальные;

- творческие;

- временные;

- информационные;

- правовые;

- пространственные (специфика места);

- управленческие.

 

Интеллектуальные ресурсыопределяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.

Творческие ресурсы из-за специфики отрасли культуры являются главным ресурсом. Их определяет образовательный уровень, компетенция, знания специалистов. Творческие ресурсы определяются мерой таланта и исполнительского мастерства работников.

Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др.

По своему непосредственному назначению информационные ресурсы можно разделить на три основные группы

1. информационные ресурсы делового характера (управленчес­ кая социальная, статистическая финансовая, коммерческая инфор­ мация),

2. информационные ресурсы для специалистов (экономичес­кая, научно-техническая, производственная, технологическая, мар­ кетинговая информация),

3. информационные ресурсы массового характера (правовая, общественная, политическая, учебная, справочная, словарно-энциклопедическая, библиографическая, архивная информация)

При оценке информационных ресурсов можно пользоваться понятием "информационно-творческой мощности" учреждения. Для театрально-зрелищных предприятий она определяется количеством исполнителей, их мастерством, художественным содержанием репертуара, для клубных учреждений – профессиональной подготовкой работников.

Правовые ресурсы – совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:

- международные акты;

- Конституцию РФ;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы (общие и специальные);

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств);

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

- акты органов местного самоуправления;

- учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.

Пространственные ресурсы (специфика места)  - возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения.

Управленческие ресурсы – набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

Управленческий ресурс выступает как сочетание аналитического ,координационного и организационного компонентов.

Ключевые факторы успеха –активная публичная политика ( ) и ответственный финансовый менеджмент.

Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 421.