На современном этапе общественного развития результативность культурной деятельности во многом зависит от состояния ресурсного обеспечения отрасли.
Слово «ресурс» в переводе с французского языка означает вспомогательное средство, источник.
В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания и освоения культурных ценностей и благ.
Ресурсы в сфере культуры можно поделить на несколько групп:
ресурсы производства
ресурсы потребления.
Ресурсы потребления определяются:
- свободным временем;
- уровнем культуры;
- личностными факторами,
- доходами населения и планкой цен;
- этическими факторами (верность бренду) и т. д.
Ресурса производства.
Экономические ресурсы:
- трудовые;
- материальные;
- финансовые;
- природные.
Основные характеристики экономических ресурсов: ограниченность, измеримость, способность накапливаться.
Трудовые ресурсы - кадры в сфере культуры. Их отличает высокий уровень образования, преимущественно умственный, интеллектуальный характер труда. Большое количество профессионально подготовленных специалистов в сфере культуры часто бывает занято в других отраслях.
Материальные ресурсы – основные и оборотные фонды.
Основные фонды – часть имущества организаций, которая используется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты.
Оборотные фонды – часть имущества организаций, целиком потребляемая в одном производственном цикле или полностью переносящая свою стоимость на изготовляемый продукт.
Преобладание пассивных элементов основных фондов (зданий, сооружений). Наблюдается тенденция к росту активной части основных фондов (оборудования).
Влияние оснащенности основными фондами на качество культурного продукта.
В сфере культуры материальные ресурсы можно разделить на 2 группы, которых нет в общей экономике:
материальные ресурсы, подлежащие воспроизводству;
материальные ресурсы, не подлежащие воспроизводству, но подлежащие консервации и сохранению.
В группу материальных ресурсов, подлежащих воспроизводству, можно отнести здания действующих театра и музея, клуба и библиотеки, зеленые насаждения парка и музейного сада, аттракционные устройства и т.п. В течение большего или меньшего количества времени до своего физического износа они выполняют функциональную роль подобную роли промышленных или производственных фондов экономических отраслей. И одновременно накапливают особую культурную ценность — память о людях и событиях, которые имели отношение к этому первоначально обычному объекту. Здание Большого театра в Москве имеет ценность вне зависимости от того, идут в нем спектакли или не идут, а здание Эрмитажа в Санкт-Петербурге не теряет своей ценности вне зависимости от того, кем оно используется.
В группу материальных ресурсов, не подлежащих воспроизводству, но подлежащих консервации и сохранению, относятся прежде всего объекты, признанные памятниками истории культуры и архитектуры. Памятники делятся на две категории -"движимые" и "недвижимые". К недвижимым относятся здания, сооружения, зеленые насаждения и т.п. Движимые включают в свой состав картины, мебель, посуду, предметы быта, книги, рукописи и т.п.
Природные ресурсы - это те природно-климатические условия, которые используют организации культуры в своей деятельности (водоемы, лесопарковые зоны, минеральные источники и др.). Огромная роль природным ресурсам отводится в деятельности музеев-заповедников, туристических центров, парков.
Финансовые ресурсы - совокупность всех денежных средств организации культуры. Финансовые средства могут быть в виде банковской или кассовой наличности. Финансовые ресурсы позволяют организовать творческо-производственную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться за выполненную работу.
Источники финансовых ресурсов культуры:
1) Семейные бюджеты (бюджеты домохозяйств) связаны с доходами от реализации культурных благ населению.
2) Корпоративные бюджеты (бюджет предприятий и организаций) отражают деятельность спонсоров и благотворительных организаций.
3) Местный бюджет
4) Региональный бюджет.
5) Центральный (федеральный) бюджет.
Иные ресурсы:
- интеллектуальные;
- творческие;
- временные;
- информационные;
- правовые;
- пространственные (специфика места);
- управленческие.
Интеллектуальные ресурсы – определяются образовательным уровнем, компетенцией, знаниями специалистов. Реализуются через творческие ресурсы.
Творческие ресурсы из-за специфики отрасли культуры являются главным ресурсом. Их определяет образовательный уровень, компетенция, знания специалистов. Творческие ресурсы определяются мерой таланта и исполнительского мастерства работников.
Информационные ресурсы включают музейные и библиотечные фонды, архивы и базы данных организаций культуры, статьи и рецензии в СМИ, афиши, буклеты и др.
По своему непосредственному назначению информационные ресурсы можно разделить на три основные группы
1. информационные ресурсы делового характера (управленчес кая социальная, статистическая финансовая, коммерческая инфор мация),
2. информационные ресурсы для специалистов (экономическая, научно-техническая, производственная, технологическая, мар кетинговая информация),
3. информационные ресурсы массового характера (правовая, общественная, политическая, учебная, справочная, словарно-энциклопедическая, библиографическая, архивная информация)
При оценке информационных ресурсов можно пользоваться понятием "информационно-творческой мощности" учреждения. Для театрально-зрелищных предприятий она определяется количеством исполнителей, их мастерством, художественным содержанием репертуара, для клубных учреждений – профессиональной подготовкой работников.
Правовые ресурсы – совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, включающая:
- международные акты;
- Конституцию РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы (общие и специальные);
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств);
- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления;
- учредительные документы и локальные нормативные акты организаций.
Пространственные ресурсы (специфика места) - возникают из-за разницы культурных потенциалов, образов территорий, стиля жизни, характеристик населения.
Управленческие ресурсы – набор качеств, умений и способностей руководителя, позволяющих находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для создания культурных благ, принимать разумные, последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.
Управленческий ресурс выступает как сочетание аналитического ,координационного и организационного компонентов.
Ключевые факторы успеха –активная публичная политика ( ) и ответственный финансовый менеджмент.
Ресурсы культурного производства находятся между собой в определенном количественном и качественном соотношении. На современном этапе наметилась тенденция перехода от традиционных экономических к саморасширяющимся ресурсам (информация, право, публичность, специфика места).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 444.