Организации культуры как хозяйствующие субъекты. Правовой статус предприятия культуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций культуры и искусства в РФ

Проводимые в российском обществе преобразования не могли не затронуть культурную жизнь, которая в последнее десятилетие испытывала воздействие двух противоположных тенденций:

1. Формирование демократических основ государства обусловило рост творческой инициативы граждан, возникновение театров, музеев, творческих коллективов и объединений. Свободы, полученные деятелями и организациями культуры, обеспечили оптимальные условия для ее развития. Соответственно появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строящие свои отношения с творческими деятелями на рыночных условиях.

2. В то же время государство последовательно сокращало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит возникающие проблемы. В результате стало уменьшаться влияние культуры на российское общество, на формирование позитивных установок и ценностных ориентаций граждан.

Культура в настоящее время, как и много лет назад, является одним из важнейших участков деятельности Российского государства, неразрывно связанным с экономической и социально-политической жизнью общества.

С правовой точки зрения в целом законодательная основа для развития культурной сферы в нашей стране уже сформирована.

Совокупность законодательных актов, разработанных и принятых субъектами Российской Федерации, включает более 200 законов.

Во многих субъектах Российской Федерации (областях, краях, автономных образованиях) законодатели стремились закрепить в большинстве своем нормы, конкретизирующие нормы федерального законодательства, а также принять нормы в развитие федерального законодательства.

В Курганской области это закон «О культурной деятельности на территории курганской области» (1999 г.).

Он содержит основные определения, важные для сферы культуры (например), называет основные виды учреждений культуры, такие как (назвать), содержит положения о государственной поддержке сферы культуры (например).

Закон регулирует правоотношения в сфере культуры на территории Курганской области в следующих областях: сохранение, использование и государственная охрана объектов культурного наследия, художественная литература, кинематография, сценическое, музыкальное искусство, художественные народные промыслы и ремесла, музейное дело и коллекционирование, архивное дело, библиотечное дело и др.

На основании законов и подзаконных актов формируются локальные нормативные акты, часть которых имеет значение для оказания услуг учреждениями культуры населению. Это «Положение об учреждении культуры», «Правила пользования учреждением культуры».

Таким образом, на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации сложилась система законодательных и подзаконных нормативных актов по вопросам культурной деятельности, на основе которых осуществляется культурная деятельность в нашей стране.

 

Организации культуры как хозяйствующие субъекты. Правовой статус предприятия культуры

Предприятием называется такая организация, которая характеризуется следующими признаками:

- образование юридического лица;

- организационная и управленческая структуры;

- наличие имени и юридического адреса.

Услуги и товары в социально - культурной сфере может производить юридическое лицо. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Гражданский кодекс РФ, статья 48)

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческая организация) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) (ст.50)

Согласно Гражданского Кодекса РФ организации могут быть коммерческие и некоммерческие.

        коммерческие                                   некоммерческие

1.хозяйственные товарищества и общества (товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). 2.производственные кооперативы 3.государственные и муниципальные унитарные предприятия 1.потребительский кооператив 1. 2.общественные и религиозные организации 3.фонды 4.объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) 5.учреждения  

 

      Практика показывает, что создаваемые некоммерческие организации в социально-культурной сфере имеют одну из следующих организационно – правовых форм:

1.Общественные и религиозные организации это добровольные объединения граждан, созданные на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами могут быть как физические, так и юридические лица. Общественные организации руководствуются в своей деятельности Уставом, который принимается голосованием на собрании членов общественной организации. Общее собрание, как высший орган управления, избирает председателя, органы управления, которые отчитываются о своей деятельности перед ним.

2.Фондом признается некоммерческая организация, не основанная на членстве его участников (учредителей), учрежденная гражданами, (юридическими лицами) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно – полезные цели. Ни учредители, ни фонд не отвечают по своим обязательствам. Уставом фонда предусматривается создание попечительного совета, осуществляемого на общественных началах, надзор за деятельностью и использованием средств фонда, а также соблюдением фондом законодательства.

3 Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Управление потребительского кооператива строится на основе устава, где определяются действия руководства по условиям и размерам паевых взносов, ответственностью за нарушение договоренностей, компетенция органов управления.

4.Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), возникают в целях координации их предпринимательской деятельности, а также защиты общих имущественных интересов. Свои услуги эти организации осуществляют на безвозмездной основе, и расходы покрывают за счет взносов участников. Управление ассоциациями и союзами осуществляется на основе решений общего собрания членов, являющегося высшим органом управления. Некоммерческие организации, независимо от их организационно – правовой формы, могут добровольно объединяться и создавать союзы (ассоциации). В РФ действуют: общероссийские, межрегиональные, местные объединения.

5.Учреждением является организация, созданная собственником, для осуществления услуг некоммерческого характера конкретного вида: управленческих, социально – культурных и прочих. Финансируется учреждение частично или полностью собственником.

В РФ действуют учреждения культуры трех видов: казенные, бюджетные и автономные.

Они решают разные задачи (казенные – оказывают государственные 9муниципальные) услуги, исполняют государственные (муниципальные) функции, бюджетные и автономные – оказывают услуги в социальной сфере, сфере образования, науки, культуры), регулируются разными законодательными актами (бюджетное – Законом о некоммерческих организациях, казенное – Бюджетным кодексом), финансируются по разным схемам.

Учредитель организации культуры утверждает ее устав (положение) и изменения к нему, назначает на должность и освобождает от должности руководителя, заключает и расторгает контракты с руководителем.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации.

Перечень документов для регистрации в органах юстиции:

- заявление учредителей;

- протокол учредительного собрания;

- учредительный договор;

- устав некоммерческой организации;

- документ, подтверждающий наличие юридического адреса у некоммерческой организации;

- квитанцию об уплате регистрационного сбора.

Руководитель организации культуры без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, в пределах своей компетенции:

· распоряжается имуществом организации,

· заключает договоры, в том числе трудовые,

· выдает доверенности, открывает в банках расчетные и другие счета,

· пользуется правом распоряжения средствами,

·  утверждает штатное расписание

· устанавливает должностные оклады, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера,

·  издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации,

·  несет персональную ответственность за результаты деятельности организации.

     Учреждение культуры имеет самостоятельный баланс или смету, счета в банках, печать установленного образца, штампы.

        Учреждение культуры самостоятельно в осуществлении своей творческой, производственной, экономической деятельности в пределах, определяемых законодательством и уставом.

         Органы государственной власти местного самоуправления не вмешивается в профессионально – творческую деятельность учреждения, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, порнографии.

   

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 425.