Финансирование – это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.
Государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры и реализации прав граждан в области культуры, зафиксированных в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
Финансирование культуры – показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.
Государство осуществляет финансирование сферы культуры, преследуя цели
– сохранения существующего комплекса государственных и муниципальных учреждений культуры, обеспечения их доступности для населения,
– сохранения и воспроизводства творческих профессиональных сообществ, прежде всего в области исполнительского искусства и кинематографии,
– обеспечения сохранности и дальнейшего формирования архивного, библиотечного, музейного фондов России,
– сохранения различных форм народного творчества, поддержки некоммерческих изданий учебной, детской литературы, книг по искусству, периодических изданий, государственных и муниципальных телерадиокомпаний.
Причем объем государственной поддержки организаций культуры различны. Услуги библиотек, например, обеспечиваются финансированием из бюджета в пределах 95%, филармоний и музеев – в пределах 70%, а парков культуры и отдыха, где превалирует развлекательная деятельность – в пределах 40%.
В современной социально – культурной сфере существует многоканальная система финансирования предприятий культуры:
1. Бюджетное финансирование . Основой бюджетного финансирования является государственный бюджет. Бюджет – централизованный денежный фонд (федеральный, региональный, местный), образуемый за счет налогов физических и юридических лиц.
Особенности бюджетного финансирования:
- плановость;
-нормативность;
- контроль.
Бюджетные ассигнования выделяются на цели:
- оплату труда работников;
- содержание зданий;
- комплектование библиотечных и музейных фондов;
- научно-методическую деятельность;
- постановочные расходы (спектакли);
- реставрацию памятников культуры;
- проведение капитального ремонта.
Бюджетное финансирование культуры реализуется в двух формах:
1. финансирование по нормативам (заработная плата, средства на содержание здания, капитальный ремонт, средства на развитие);
2. сверхнормативное финансирование по программно – целевому принципу (финансовая поддержка конкретных социально – творческих заказов).
В сфере культурной деятельности в современных условиях применяется такой метод финансирования как социально-творческий заказ. Вышестоящая организация заключает договор на выполнение определенных работ (проведение праздника, открытие студии и др.) с организацией культуры и под этот заказ выделяются финансовые средства.
Технология программно-целевого финансирования включает в себя несколько этапов, куда входят: заключение договора, выполнение заказа, прием специальной комиссией, составление финансового отчета по использованным средствам. Инициатива на те или иные виды творческой деятельности может исходить как «снизу», от организаций социально-культурной сферы, так и «сверху» от органов управления.
Программно-целевой принцип позволяет использовать финансовые средства на наиболее приоритетные направления культуры деятельности и под конкретное дело.
Основой внебюджетного финансирования являются платные услуги населению, оплата по договорам и т.д. Существующая система финансирования имеет как плюсы, так и минусы.
2. Внебюджетное финансирование культуры достигается за счет:
а) договорных отношений между различными субъектами на уровне (горизонтальных) связей. Например, дом культуры для предприятия организует юбилейный вечер (данную работу предприятие оплачивает по договору);
б) платных услуг населению. С целью учета запросов населения разработан «Примерный перечень платных услуг предоставляемых учреждениями культуры и искусства». В него входят:
- консультации, справки на основе библиотечных фондов;
- ксерокопирование;
- фотокопирование;
- изготовление копий звукозаписи фонограмм;
- переплет и реставрация книг и других изданий;
- проведение тематических вечеров – встреч, выставок;
- организация платных курсов, студий, кружков;
- создание любительских объединений и клубов по интересам;
- организация лекториев и кинолекториев с привлечением специалистов;
- прокат звуко и видео техники;
- организация местных туристических маршрутов.
в) предпринимательской деятельности, которая осуществляется по следующим направлениям:
- реализация и сдача в аренду основных фондов;
- торговля покупными товарами и оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности коммерческих предприятий;
- приобретение ценных бумаг и получение доходов от них.
г) спонсорства, меценатства и пожертвований.
Пожертвование – это добровольная, как правило, разовая, не рассчитанная на отдачу финансовая или материальная помощь.
Меценатство – альтруистическая, безвозмездная, как правило, продолжительная финансовая поддержка.
Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа», получение налоговых льгот, размещение рекламы) ;
При "зарабатывании" денег важно учитывать, что извлечение прибыли не должно быть генеральной целью организации культуры.
Учреждения культуры находятся на сметном финансировании.
Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.
Принципы сметного финансирования:
1. Расходы бюджетных учреждений обусловлены планом социально-экономического развития данной административной единицы;
2. объем затрат, их структура и распределение по кварталам увязаны с плановыми заданиями;
3. утвержденная смета является планом финансирования учреждения и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств в течение года;
4. предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований, при этом все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации;
5. выдача средств осуществляется в меру выполнения бюджетными учреждениями, организациями производственных и финансовых планов с учетом использования отпущенных ранее средств, при этом в течение года бюджетные средства отпускаются по мере выполнения учреждением плана работ;
6. не допускаются расходы, непредусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также скрытое увеличение расходов за счет каких-то других источников или уменьшение объема работ;
7. незаконные или излишние ассигнования исключаются из смет расходов.
В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт.
Расходы на капитальные вложения, в соответствии с планом социально-экономического развития, финансируются по особым сметам.
Виды смет:
1) индивидуальные сметы – составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия. Индивидуальная смета отражает специфику и особенности производственной деятельности бюджетного учреждения.
2) Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий в случае с небольшим объемом финансирования и одинаковым штатным составом работников. Их составляют чаще всего по однотипным крупным учреждениям культуры и на содержание аппарата государственной власти.
3) Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт, проведение конференций).
4) Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это смета в целом по ведомству.
Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства расходуются по следующим направлениям:
- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
- оплата товаров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Роль сметного планирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов учреждения в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать задачи:
- обеспечения бюджетных учреждений государственным финансированием;
- анализа предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
- контроля за эффективным и экономным расходованием средств.
Смета действует в течение финансового года - с 1 января по 31 декабря.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 392.