Финансирование в сфере культуры: особенности, характеристика основных источников финансирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Финансирование – это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.

Государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры и реализации прав граждан в области культуры, зафиксированных в Законе РФ «Основы зако­нодательства Российской Федерации о культуре».

Финансирование культуры – показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.

Государство осуществляет финансирование сферы культуры, преследуя цели

– сохранения существующего комплекса государственных и муниципальных учреждений культуры, обеспечения их доступности для населения,

– сохранения и воспроизводства творческих профессиональных сообществ, прежде всего в области исполнительского искусства и кинематографии,

– обеспечения сохранности и дальнейшего формирования архивного, библиотечного, музейного фондов России,

– сохранения различных форм народного творчества, поддержки некоммерческих изданий учебной, детской литературы, книг по искусству, периодических изданий, государственных и муниципальных телерадиокомпаний.

Причем объем государственной поддержки организаций культуры различны. Услуги библиотек, например, обеспечиваются финансированием из бюджета в пределах 95%, филармоний и музеев – в пределах 70%, а парков культуры и отдыха, где превалирует развлекательная деятельность – в пределах 40%.

В современной социально – культурной сфере существует многоканальная система финансирования предприятий культуры:

1. Бюджетное финансирование . Основой бюджетного финансирования является государственный бюджет. Бюджет – централизованный денежный фонд (федеральный, региональный, местный), образуемый за счет налогов физических и юридических лиц.

Особенности бюджетного финансирования:

- плановость;

-нормативность;

- контроль.

Бюджетные ассигнования выделяются на цели:

- оплату труда работников;

- содержание зданий;

- комплектование библиотечных и музейных фондов;

- научно-методическую деятельность;

- постановочные расходы (спектакли);

- реставрацию памятников культуры;

- проведение капитального ремонта.

Бюджетное финансирование культуры реализуется в двух формах:

       1. финансирование по нормативам (заработная плата, средства на содержание здания, капитальный ремонт, средства на развитие);

       2.  сверхнормативное финансирование по программно –   целевому         принципу (финансовая поддержка конкретных социально – творческих заказов).

       В сфере культурной деятельности в современных условиях применяется такой метод финансирования как социально-творческий заказ. Вышестоящая организация заключает договор на выполнение определенных работ (проведение праздника, открытие студии и др.) с организацией культуры и под этот заказ выделяются финансовые средства.

       Технология программно-целевого финансирования включает в себя несколько этапов, куда входят: заключение договора, выполнение заказа, прием специальной комиссией, составление финансового отчета по использованным средствам. Инициатива на те или иные виды творческой деятельности может исходить как «снизу», от организаций социально-культурной сферы, так и «сверху» от органов управления.

       Программно-целевой принцип позволяет использовать финансовые средства на наиболее приоритетные направления культуры деятельности и под конкретное дело.

Основой внебюджетного финансирования являются платные услуги населению, оплата по договорам и т.д. Существующая система финансирования имеет как плюсы, так и минусы.

2. Внебюджетное финансирование культуры достигается за счет:

а) договорных отношений между различными субъектами на уровне (горизонтальных) связей. Например, дом культуры для предприятия организует юбилейный вечер (данную работу предприятие оплачивает по договору);

б) платных услуг населению. С целью учета запросов населения разработан «Примерный перечень платных услуг предоставляемых учреждениями культуры и искусства». В него входят:

- консультации, справки на основе библиотечных фондов;

- ксерокопирование;

- фотокопирование;

- изготовление копий звукозаписи фонограмм;

- переплет и реставрация книг и других изданий;

- проведение тематических вечеров – встреч, выставок;

- организация платных курсов, студий, кружков;

- создание любительских объединений и клубов по интересам;

- организация лекториев и кинолекториев с привлечением специалистов;

- прокат звуко и видео техники;

- организация местных туристических маршрутов.

в) предпринимательской деятельности, которая осуществляется по следующим направлениям:

- реализация и сдача в аренду основных фондов;

- торговля покупными товарами и оборудованием;

- оказание посреднических услуг;

- долевое участие в деятельности коммерческих предприятий;

- приобретение ценных бумаг и получение доходов от них.               

г) спонсорства, меценатства и пожертвований.

Пожертвование – это добровольная, как правило, разовая, не рассчитанная на отдачу финансовая или материальная помощь.

Меценатство – альтруистическая, безвозмездная, как правило, продолжительная финансовая поддержка.

 Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа», получение налоговых льгот, размещение рекламы) ;

При "зарабатывании" денег важно учитывать, что извлечение прибыли не должно быть генеральной целью организации культуры.

Учреждения культуры находятся на сметном финансировании.

Сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Принципы сметного финансирования:

1. Расходы бюджетных учреждений обусловлены планом социально-экономического развития данной административной единицы;

2. объем затрат, их структура и распределение по кварталам увязаны с плановыми заданиями;

3. утвержденная смета является планом финансирования учреждения и основанием для расходования выделяемых из бюджета средств в течение года;

4. предусматривается строго целевое назначение сметных ассигнований, при этом все затраты бюджетных учреждений сгруппированы по статьям бюджетной классификации;

5. выдача средств осуществляется в меру выполнения бюджетными учреждениями, организациями производственных и финансовых планов с учетом использования отпущенных ранее средств, при этом в течение года бюджетные средства отпускаются по мере выполнения учреждением плана работ;

6. не допускаются расходы, непредусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также скрытое увеличение расходов за счет каких-то других источников или уменьшение объема работ;

7. незаконные или излишние ассигнования исключаются из смет расходов.

В сметах отражаются расходы только на текущее содержание бюджетных учреждений, приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт.

Расходы на капитальные вложения, в соответствии с планом социально-экономического развития, финансируются по особым сметам.

Виды смет:

1) индивидуальные сметы – составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия. Индивидуальная смета отражает специфику и особенности производственной деятельности бюджетного учреждения.

2) Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий в случае с небольшим объемом финансирования и одинаковым штатным составом работников. Их составляют чаще всего по однотипным крупным учреждениям культуры и на содержание аппарата государственной власти.

3) Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт, проведение конференций).

4) Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это смета в целом по ведомству.

Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства расходуются по следующим направлениям:

- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплата товаров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Роль сметного планирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов учреждения в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать задачи:

- обеспечения бюджетных учреждений государственным финансированием;

- анализа предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;

- контроля за эффективным и экономным расходованием средств.

Смета действует в течение финансового года - с 1 января по 31 декабря.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 392.