Статья 169 УК РФ устанавливает ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. Нормативную базу к составу преступления составляют: Конституция РФ; ГК РФ; Федеральные законы: «О банках и банковской деятельности» с изм. 2003 г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г., «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.
Норма направлена на защиту законной, т.е. осуществляемой на основании и в соответствии с законодательством РФ, предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ. К юридическим лицам гражданское законодательство относит: 1) хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы (в отношении этих юридических лиц их участники имеют обязательственные права); 2) государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения (в отношении этих юридических лиц их участники имеют право собственности или иное вещное право); 3) общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (в отношении этих юридических лиц их учредители (участники) не имеют имущественных прав). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Уголовно наказуемым статья 169 УК признает воспрепятствование не только предпринимательской, но и иной законной деятельности (например, социальной, благотворительной, политической).
Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности. Оно означает создание условий и обстоятельств, которые не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.
Формы преступного воспрепятствования названы в законе.
1. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица — это преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Под государственной регистрацией юридических лиц или индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с федеральным законом (ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. с изм. от 23.12.03 г.).
Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Документы представляются в регистрирующий орган лично или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей несколько отличается.
Для государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, указанные в ст. 12 названного Закона. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются документы, указанные в ст. 14 ФЗ.
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. Наконец, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган должны быть представлены заявление, ликвидационный баланс и документ об уплате государственной пошлины (ст. 21 ФЗ).
Во всех указанных случаях в заявлении о регистрации заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательст вом РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена (ст. 9 Закона от 08.08.2001 г.).
Юридическое лицо регистрируется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 8 ФЗ от 08.08.2001 г.).
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации; копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, или копия документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; копия свидетельства о рождении физического лица; копия документа, подтверждающего право лица постоянно или временно проживать в РФ (для иностранных граждан или лиц без гражданства); подлинник или копия документа, подтверждающего адрес места жительства физического; документ об уплате государственной пошлины.
В государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть отказано в законном порядке.
Отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица является неправомерным, например: 1) по личным мотивам (из-за мести, ненависти и т.д.); 2) без объяснения, хотя были представлены все необходимые документы; 3) в связи с отсутствием документов, представление которых не требуется законодателем; 4) в связи с тем, что предприятий подобного назначения в субъекте достаточное количество; 5) из-за неявки заявителя на регистрацию и т.д.
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой завуалированный отказ в государственной регистрации предпринимательской или иной деятельности. Оно заключается, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загру женности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.п.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности нарушает положения законодательства, согласно которым отдельными видами деятельности юридическое лицо, а равно предприниматель без образования юридического лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Под лицензией, которая выступает предметом этой формы деяния, следует понимать специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемым считается вид деятельности, для осуществления которого на территории России требуется получение лицензии в соответствии со ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности выражается, например, в отказе выдать лицензию без обоснования, несмотря на предоставление всех необходимых документов и положительное экспертное заключение; в отказе на основании сфальсифицированного отрицательного экспертного заключения; в отказе в связи с необходимостью проведения экспертизы и отсутствием средств или необходимых специалистов, или загруженностью последних; в отказе в связи с отсутствием (непредставлением) документов, представление которых не требуется; и т.п.
Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование; когда, не отказывая в лицензировании, систематически требуют представления документов, не предусмотренных законом; при умышленной утрате представленных документов и т.п.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами (ст. 9 ФЗ от 08.08.2001 г.). Соответственно, умышленное затягивание установленного срока, откладывание должностным лицом решения вопроса о лицензировании может быть расценено как уклонение от выдачи лицензии.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает незаконное уменьшение правоспособности лиц и организаций; создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам.
Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в незаконном и безосновательном изъятии работниками правоохранительных органов документов и материальных ценностей предпринимателей или юридических лиц и т.п.
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности окончено с момента совершения действия или с момента наказуемого бездействия: отказа или уклонения от государственной регистрации, отказа либо уклонения от лицензирования, ограничения прав или законных интересов потерпевшего, незаконного ограничения его самостоятельности, иного незаконного вмешательства в предпринимательскую или иную деятельность.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 169 УК, характеризуется прямым умыслом.
Субъектом воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности выступает должностное лицо, если оно использует при этом свое служебное положение. При наличии признаков взяточничества, оно должно дополнительно привлекаться к ответственности по ст. 290 УК.
Субъектами разных форм воспрепятствования выступают разные должностные лица. Так, к субъектам неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации следует относить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены на осуществление государственной регистрации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Субъектами неправомерного отказа в выдаче лицензии и уклонения от ее выдачи, а также в некоторых случаях — иного незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юри дического лица, выступают должностные лица — работники лицензирующих органов.
Обязательный признак для привлечения должностного лица к ответственности — использование им своего служебного положения, т.е. прав и полномочий, которые предоставлены ему законом в связи с занятием должности.
Статья 169 УК конкурирует и является специальной нормой по отношению к общей норме, предусмотренной ст. 285 УК, — злоупотреблению должностными полномочиями. Согласно правилу квалификации, изложенному в ч. 3 ст. 17 УК, уголовная ответственность наступает по специальной норме (ст. 169 УК).
Квалифицирующими признаками воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, указанными в ч. 2 ст. 169 УК, выступают: совершение преступления в нарушение вступившего в законную силу судебного акта и причинение крупного ущерба.
Первый квалифицирующий признак означает, по сути, совершение рассматриваемого преступления во второй раз. Субъектами двух анализируемых фактов деяния могут выступать разные должностные лица, в том числе должностные лица различных ведомств. Обязательным здесь является обращение потерпевшего от воспрепятствования за защитой от произвола должностного лица в суд, который, в свою очередь, должен признать действия должностного лица неправомерными. Суды могут быть не только районные, но и арбитражные. Их решение носит форму судебного акта.
В числе обязательных признаков субъективной стороны следует указать осознание виновным факта вступившего в законную силу судебного акта.
Состав воспрепятствования законной предпринимательской или иной законной деятельности, совершенного должностными лицами в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, конкурирует с составом, предусмотренным ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда или иного судебного акта».
Специальной нормой здесь выступает норма, указанная в ч. 2 ст. 169 УК. Она и подлежит применению.
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, причинившее крупный ущерб, относится к числу материальных составов. Понятие крупного ущерба определено в самом законе, в Примечании к ст. 169 УК, распространяющем свое действие на всю главу 22 УК, за исключением статей 174, 174.1, 178, 185, 185.1 , 193, 194, 198, 199 и 199.1 УК. Крупным ущербом, а равно крупным размером, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются ущерб, стоимость, доход либо задолженность в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей, особо крупным — один миллион рублей.
Статья 170 УК РФ устанавливает ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Нормативный материал к составу преступления включает в себя ГК РФ; Земельный кодекс РФ; федеральные законы от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 02.01.2000 г., с изм. и доп. от 22.08.2004 г. «О государственном земельном кадастре», от 24.07.2002 г. с изм. Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. «О государственной кадастровой оценке земель»; Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г.; Инструкцию о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утв. приказом Минюста РФ от 18 сентября 2003 г.; и др.
Статья 170 УК объединяет три самостоятельных преступления, сходных тем, что все они, так или иначе, касаются земли: 1) регистрация заведомо незаконных сделок с землей; 2) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; 3) умышленное занижение размеров платежей за землю. Роднит преступления и то, что все они совершаются должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности.
Объективная сторона первого преступления состоит в регистрации заведомо незаконных сделок с землей.
Для установления сферы преступного деяния необходимо определить сферу законного обращения с землей. Ст. 9 Конституции РФ провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Ст. 15 ЗК РФ устанавливает, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Правообладателю выдается документ о регистрации его права на землю или о регистрации сделки с ней - свидетельство о государственной регистрации прав, или же об этом делается специальная регистрационная надпись на представленных для регистрации подлинных документах, выражающих содержание сделки.
Под сделками с землей в ст. 170 УК понимают ее покупку, продажу, аренду, залог, в том числе ипотеку, сервитуты, дарение, наследование и т.д.
Сделки являются незаконными, если противоречат действующему гражданскому и земельному законодательству. Примером может служить продажа земельного участка лицом, не являющимся его собственником.
Несоблюдение формы сделки с землей не подпадает под понятие незаконной сделки в смысле ст. 170 УК. В уголовном порядке наказывается регистрация сделки, незаконной по существу, а не по форме. Ничтожные, мнимые, притворные сделки с землей, если они совершаются должностными лицами с использованием своего служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности, должны квалифицироваться по ст. 170 УК.
Предметом второго преступления, предусмотренного ст. 170 УК, выступают учетные данные Государственного земельного кадастра. Последний является систематизированным сводом документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый из них получает такие характерис тики, которые позволяют однозначно выделить его из других и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные, вспомогательные и производные. Учетные данные Государственного земельного кадастра содержатся в основных документах последнего; они и являются предметом искажения по ст. 170 УК. К основным документам государственного земельного кадастра относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Предмет третьего преступления, предусмотренного ст. 170 УК, — платежи за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Земельный налог относится к числу взимаемых ежегодно; он не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Ставки земельного налога исчисляются в соответствии с названным выше законом и периодически индексируются правительством.
Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду; ее размер определяется в арендном договоре. В соответствии с Земельным кодексом РФ нормативная цена земли применяется в случаях, когда не определена ее кадастровая стоимость. Органы местного самоуправления имеют право корригировать нормативную цену земли, но не более чем на 25%.
Объективная сторона занижения размеров земельного платежа представляет собой незаконное уменьшение последнего (например, нормативной цены земли более чем на 25%); незаконное применение налоговых или иных льгот к собственнику земли, землевладельцу или землепользователю.
Преступления, предусмотренные ст. 170 УК, имеют формальный состав и считаются оконченными с момента совершения деяний, указанных в диспозиции.
Субъективная сторона преступлений, сформулированных в ст. 170 УК, характеризуется прямым умыслом. Обязательным элементом субъективной стороны преступлений является корыстная или иная личная заинтересованность. Регистрация незаконных сделок с землей совершается из корыстной заинтересованности, если виновный рассчитывает получить от своих действий имущественную выгоду. Если действия, обозначенные в ст. 170 УК, совершаются за взятку, лицо дополнительно привлекается к ответственности по ст. 290 УК.
Иная личная заинтересованность может выражаться в желании получить встречную услугу, продвинуться по служебной лестнице и т.д.
Субъектом преступлений по ст. 170 УК выступает должностное лицо. Органы, в которых работают должностные лица, могут быть различными (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы; налоговые органы, начисляющие земельный налог гражданам и др.).
Обязательным признаком привлечения должностного лица к ответственности по ст. 170 УК является совершение им преступления с использованием своего служебного положения.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 232.