Таможенные и внешнеэкономические преступления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 188 УК РФ устанавливает ответственность за контрабанду. Нормативный материал к статье включает: Таможенный кодекс РФ; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

Термин «контрабанда» происходит от итальянского contrabando: contra — «против» и bando — «правительственный указ». Контрабанда, означает дословно нарушение нормативных актов государства. Статья 188 УК предусматривает два вида уголовно наказуемой контрабанды: менее опасный, включенный в ч. 1 ст. 188 УК, и более опасный, который определяется ч. 2 этой статьи. Предмет менее опасного вида контрабанды — любые товары и иные предметы, кроме тех, которые указаны в ч. 2 статьи. Чаще других в качестве контрабанды перевозятся валюта, ювелирные ценности, часы, техника различного на значения и др. Предметом контрабанды по ч.2 ст.188 УК являются указанные в диспозиции предметы.

Стратегически важные сырьевые товары определяются Правительством РФ в специальных перечнях. К ним относят нефть, нефтепродукты, черные, цветные и редкоземельные металлы, лес, лесоматериалы, пшеницу твердых и мягких сортов, икру, ценные породы рыб и водных животных, лекарственное сырье и т.п.

Контрабанда предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК, например по ст. 191, 222, 228, 234 УК и др.

Объективная сторона преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК, совпадает полностью, за исключением одного признака — предмета контрабанды, и заключается в незаконном перемещении предметов преступления через таможенную границу Российской Федерации. По ч. 1 статьи предметы контрабанды перемещаются в крупном размере.

Перемещение через таможенную границу заключается в совершении действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, согласно Таможенному кодексу РФ 2003 г.,

Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ — это фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы РФ и все последующие предусмотренные ТК действия с ними до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ представляет собой подачу таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров, а также все последующие предусмотренные ТК действия с товарами (транспортными средствами) до фактического пересечения ими таможенной границы.  

Формы незаконного перемещения: 1) помимо таможенного контроля; 2) с сокрытием от него; 3) с обманным использованием документов; 4)с обманным использованием средств таможенной идентификации; 5) с недекларированием или недостоверным декларированием.

Под таможенным контролем понимают совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства России о таможенном деле, а также законодательства и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.  

Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает перемещение их вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. По сути дела, эта форма преступления состоит в перемещении товаров без таможенного оформления.

Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимают использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других. Тайники представляют собой специально созданные в целях сокрытия приспособления или хранилища (двойное дно в чемоданах, специально выдолбленные отверстия в каблуках обуви, в тростях, ручках зонта, магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, и т.д.). Другие способы, затрудняющие обнаружение товаров, — это, например, провоз товаров в тамбурах поездов, хвостовой части самолетов, в туалетах, в трудно обозримых местах транспортных средств, на себе — под одеждой, в естественных складках тела и т.п. При придании одним товарам вида других ювелирное изделие, например, предъявляется как бижутерия, произведение искусства — как подделка, типографская или иная копия.

Предметом следующих форм контрабанды выступают документы и средства таможенной идентификации. Под документами здесь следует понимать все виды документов, о которых говорит ТК РФ 2003 г.:

Обманное использование документов или средств таможенной идентификации состоит в представлении таможенному органу под дельных или недействительных документов, документов, полученных незаконным путем или содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и  транспортным средствам, а также в использовании поддельного средства таможенной идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Недекларирование или недостоверное декларирование товаров заключается в не заявлении по установленной письменной, устной, электронной или конклюдентной форме достоверных сведений либо заявлении недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Товары декларируются таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Таможенная декларация подается в сроки, устанавливаемые ГТК РФ. Они не могут превышать пятнадцати дней со дня предъявления товаров таможенному органу РФ. Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу РФ.

Вопрос о моменте окончания преступления решается различно в зависимости от ввоза или вывоза товаров и места совершения преступления. При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию моментом окончания преступления является фактическое пересечение таможенной границы. При вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории момент окончания преступления связан с подачей таможенной декларации или иным действием, непосредственно направленным на реализацию намерения преступления.

Обязательным условием ответственности по ч. 1 ст. 188 УК является крупный размер перемещаемых товаров или иных предметов. Его понятие дается в Примечании к ст. 169 УК. Он должен превышать двести пятьдесят тысяч рублей.

Местом совершения преступления признаются таможенная территория и таможенная граница.

Таможенную территорию России составляют территория РФ, а также находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. ТК РФ 2003 г. относит к таможенной территории России также особые экономические зоны, создаваемые в соответствии с федеральным законодательством.

Таможенную границу образуют пределы таможенной территории, а также пределы находящихся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ, особых экономических зон.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется прямым умыслом.

Субъектом контрабанды может быть лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 3 ст. 188 УК содержит квалифицирующие признаки к обоим видам контрабанды; ими признаются: 1) совершение деяния должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б») и, 2) совершение деяния с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль  (п. «в»).

К должностным лицам в основном относят должностных лиц таможенных органов и должностных лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля (Президента РФ и следующие вместе с ним членов его семьи, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и Правительства РФ). Необходимо, чтобы должностное лицо использовало при совершении контрабанды свое служебное положение.

Насилие к лицу, осуществляющему таможенный контроль, может выражаться в причинении потерпевшему легкого или средней тяжести, тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и ч. 2 ст. 111 УК). Более тяжкий вред требует дополнительной квалификации по ч. 3 или ч. 4 ст. 111 или по ст. 105 УК РФ.

В ч. 4 ст. 188 УК предусмотрено ужесточение наказания, если контрабанда совершена организованной группой.

Статья 194 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Нормативный материал к статье включает в себя: Таможенный кодекс РФ; Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 г., с изм.; Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г.; Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования», и др.

Предметом преступления выступают таможенные платежи, к которым относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 5) таможенные сборы (ст. 318 ТК 2003 г.).

Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом. Сроки уплаты таможенных платежей определены в ст. 329 ТК РФ 2003 г. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей.

Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Она определяется декларантом самостоятельно на основе достоверной и документально подтвержденной информации.

Объективная сторона состава состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

Уклонение заключается в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных сроков. Формы уклонения могут быть различными (занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства, игнорирование уведомлений о необходимости уплаты, прикрытие экспорта и импорта товаров перемещением их по транзиту и т.д.).  

Под уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей (Примечание к ст. 194 УК).

Состав этого преступления — формальный, оно окончено в момент совершения деяния, относится к длящимся преступлениям.

Субъективная сторона уклонения характеризуется прямым умыслом.

Субъектом выступает как физическое лицо, обязанное уплачивать таможенные платежи, так и представители (руководители и главные бухгалтеры) организаций, с которых взимаются таможенные платежи.

В ч. 2 ст. 194 УК предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору (п. «а») в особо крупном размере (п. «г»). Понятие особо крупного размера уклонения от уплаты таможенных платежей сформулировано в примечании к ст. 194 УК. Сумма неуплаченных таможенных платежей должна превышать полтора миллиона рублей.

Таким образом, в этом разделе рассмотрены составы призванные охранять предусмотренные законом порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров, включая культурные ценности, и иные объекты в том числе и объекты интеллектуальной собственности, имеющие особое значение для поддержания обороноспособности страны и международной безопасности, а так же соблюдения международно–правовых обязательств РФ.

Налоговые преступления

Статья 198 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

Предметом преступления выступают: 1) налоги; 2) сборы. И те, и другие подлежат уплате физическими лицами.

Под налогом понимают обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В ст. 198 УК имеются в виду федеральные и региональные налоги, которые уплачиваются физическими лицами, — акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.

Согласно ст. 207 части второй Налогового кодекса РФ, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также получающие доходы от источников, расположенных в России, не являющиеся налоговыми резидентами последней, признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Объектами налогообложения по этому налогу выступают доходы, полученных налогоплательщиками: 1) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с налоговым законодательством. Налогоплательщиками единого социального налога, согласно ст. 235 НК, являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые таковыми, адвокаты. Индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, являются налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (ст. 334 НК).

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Его уплата одно из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенном в крупном размере.

Уклонение — невыполнение виновным определенных норм налогового и иного законодательства, деяния лица, подтверждающие его нежелание вносить обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов Закон альтернативно называет: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

По ст. 80 Налогового кодекса РФ, налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.   

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления декларации или иных документов, представление которых по законодательству РФ о налогах и сборах является обязательным, есть тогда, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию или иные документы в соответствующий орган.

Включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любых не соответствующих действительности сведений, например, о размерах доходов и налоговых вычетов или льгот, о наличии факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о наличии лицензии на природопользование и т.д.

Сведения должны быть заведомо ложными, а не искаженными.  

Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер уклонения. Его понятие дано в Примечании к ст.198 УК.

Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Неумышленное совершение ошибок при расчете ставки налога или налоговой базы может быть наказано как налоговое правонарушение.

Субъектом выступает физическое лицо (гражданин РФ, лицо без гражданства, иностранный гражданин), имеющее облагаемый налогом доход и обязанное уплачивать с него налоги и (или) сборы.

В ч. 2 ст. 198 УК предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере.

Статья 199 УК РФ устанавливает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.  

Предметом преступления выступают: 1) налоги; 2) сборы. И те, и другие подлежат уплате организациями. К организациям относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ 1997 г.). Налоговое законодательство, таким образом, определяет понятие организации: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, кампании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (ст. 11 НК).

Предметом преступления по ст. 199 УК могут выступать, например: а) федеральные налоги — на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.; б) региональные налоги — на имущество организаций, на недвижимость, налог с продаж и др.; в) местные налоги — земельный налог и др.

Объективную сторону преступления составляет уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере.

Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов являются: 1) непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; 2) включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.  

Уклонение от уплаты налогов с организации наказуемо, если совершено в крупном размере (Примечание к ст. 199 УК). По смыслу закона, уклонение от уплаты налогов и (или) с организации может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога является крупной по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма — результат неуплаты нескольких различных налогов и (или) сборов.

Момент окончания преступления связывается с фактической неуплатой налогов и (или) в определенный срок, установленный налоговым законодательством. Для разных видов налогов он разный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов.

Субъект преступления — специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие их обязанности.

В ч. 2 ст. 199 УК предусмотрено два квалифицирующих признака — совершение деяния: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере. Специфика группы лиц, действовавших по предварительному сговору, здесь связана с тем, что в группу должно входить как минимум два лица, наделенных признаками специального субъекта.

Современное законодательство не предусматривает специального вида освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления.

Таким образом, «Преступления в сфере экономической деятельности» - самая большая глава в УК РФ. В уголовном праве выделяются следующие группы преступлений в сфере экономической деятельности: 1) должностные экономические преступления (ст. 169, 170 УК); 2) преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности (ст. 171-175, 178-180, 183, 184, 195-197 УК); 3) преступления, посягающие на финансово-кредитные отношения (ст. 176, 177, 181, 185-187, 191-193 УК); 4) таможенные и внешнеэкономические преступления (ст. 188-190, 194 УК); 5) налоговые преступления (ст. 198-199.2  УК).

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.