Методологически и организационно бухгалтерский учет разделяется на финансовый и управленческий, т.е. система учета включает две составляющие, которые независимы друг от друга, но взаимосогласованы, имеют свое предназначение и играют свою роль в управлении банком.
Управленческий учет – является процессом определения, оценки, накопления, анализа, подготовки и передачи информации, используемой руководством банка в процессе планирования и контроля деятельности банка, для принятия решений по определению направлений использования
банковских ресурсов.
Финансовый учет – обеспечивает своевременную и значимую информацию о финансовом состоянии банка и результатах его деятельности. Его пользователями является руководство банка, служащие, действующие и потенциальные кредиторы и инвесторы, контролирующие органы и т.д.
Объектами финансового учета, которые отображаются на синтетических и аналитических счетах являются:
1. Активы банка (наличные средства, средства на корсчетах, депозиты и кредиты в др. банках, портфель ЦБ, материальные и нематериальные активы, кредиты и финансовый лизинг, предоставляемые клиентам или банкам прочие активы);
2. Обязательства (средства на корсчетах банков, депозиты и кредиты банков, средства до востребования клиентов, срочные депозиты клиентов, ЦБ собственного долга, кредиты, полученные от международных финансовых организаций, прочие обязательства);
3. Капитал (уставный капитал, нераспределенная прибыль, прочие фонды и общие резервы, результаты текущего года, результаты переоценки основных средств).
Банк может предоставлять клиентам информацию о своей надежности и преимуществах только через опубликованную финансовую отчетность, где отображается вся деятельность банка.
Актуальность, надежность и полнота информации, представленная банком в финансовых отчетах, определяют его репутацию. Финансовые отчеты, подготовленные для заинтересованных лиц, являются конечным пунктом системы учета.
В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ), к основным финансовым отчетам относят:
отчет о прибылях и убытках (оценивается деятельность банка, включает доходы и расходы, зарегистрированные в течение определенного периода;
балансовый отчет (элементы, которые непосредственно связаны с оценкой финансового состояния в балансовом отчете, определяют: активы, обязательства, капитал);
отчет о движении денежных средств.
Особенности учета хозяйственных операций
По принципу начисления
Принцип начисления является основополагающим принципом построения международных стандартов бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности всеми хозяйствующими субъектами. Он базируется на трех общих правилах:
1) доходы признаются в том периоде, когда они заработаны;
2) расходы признаются в том периоде, когда они были понесены;
3) период времени, когда фактически были получены деньги (доход) или уплачены денежные средства (расходы), во внимание не принимается.
Принцип начисления существенно влияет на финансовую отчетность:
операции и события признаются по мере того, как они проводятся или совершаются;
право на получение денежных средств или других финансовых ресурсов признается как актив в балансовом отчете;
обязательства по оплате денежных средств или предоставления услуг признаются как обязательства в балансовом отчете;
доходы и расходы в отчете о финансовых результатах определяются за соответствующий период.
Принцип начисления основывается на двух концепциях:
1) Концепция признания дохода.
2) Концепция соответствия.
В соответствии с концепцией соответствия определяются расходы, которые следует считать расходами отчетного периода:
денежные средства, уплаченные в течение отчетного периода, являются расходами будущих периодов и учитываются как актив в балансовом отчете;
расходы, которые фактически понесены в текущем периоде, но будут уплачиваться в течение будущих периодов, учитываются в балансовом отчете как обязательства и одновременно признаются в отчете о финансовых результатах.
Контрольные вопросы к теме 2
1. Предмет и метод бухгалтерского учета.
2. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
3. Налоговый учет в системе коммерческих банков.
4. Бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета, их документооборот.
5. Функции ответственных исполнителей банка.
6. Функциональные обязанности главного бухгалтера банка.
7. Концепция признания дохода и концепция соответствия.
Тема 3. Характеристика Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков
Особенности построения Плана счетов
План счетов КБ – систематизированный перечень счетов, который используется для регистрации операций банка, он служит для отображения бухгалтерской информации и является составной частью национальной системы бухгалтерского учета (введен в действие с 1 января 1998 года).
Рис. 1. Структура плана счетов бухгалтерского учета КБ
Цель и задачи плана счетов: предоставляет возможность осуществить детальный и полный учет всех банковских операций, своевременно предоставить достоверную информацию руководству банка, акционерам, деловым партнерам, налоговым органам.
План счетов (ПС) является мультивалютным и предусматривает наличие управленческого учета. Логически план счетов можно разделить на три части: балансовые счета, счета доходов и расходов, забалансовые счета (рис. 1).
Балансовая часть содержит первые 5 классов ПС. На основании этих классов строится балансовый отчет банка. Часть доходов и расходов объединяет классы доходов и расходов. На их основании составляется отчет о прибылях и убытках. Забалансовая часть включает класс забалансовых счетов. В этом классе ведется учет условных требований и обязательств банка, учет ценностей, документов и приватизационных бумаг.
Счета всех 3 частей предназначены для ведения финансового учета. Восьмой класс предназначен для ведения управленческого учета. Система счетов управленческого учета формируется банком самостоятельно, и используются для определения себистоимости банковских продуктов, также эффективности работы отдельных подразделений, центров ответственности и т.д.
Характерными особенностями Плана счетов являются:
1) Мультивалютность. Операции в иностранной валюте отражаются по тем же счетам, что и операции в гривне. Связь между операциями в иностранной и национальной валютах обеспечивают технические счета:
счет валютных позиций;
счет гривневого эквивалента валютных позиций;
В случае изменения валютного курса активы и обязательства в иностранной валюте переоцениваются.
2) Двойная запись операций на забалансовых счетах.
3) Направленность на управленческий учет.
4) Новые требования к аналитическим счетам.
Структура классов Плана счетов
Каждый класс счетов подразделяется на следующие группы:
счета первого порядка – однозначные, название которых дублирует название класса;
счета второго порядка, имеющие двухцифровую нумерацию и обозначающие раздел;
счета третьего порядка, имеющие трехцифровую нумерацию и обозначающие группу (детализирует информацию в средине раздела);
счета четвертого порядка, имеющие четырехцифровую нумерацию и обозначающие номер балансового счета (детализирует информацию по конкретным признакам).
Все балансовые счета детализируются по таким признакам:
по видам контрагентов;
по характеру операций;
по степени снижения ликвидности.
Контрольные вопросы к теме 3
1. Особенности построения Плана счетов бухгалтерского учета коммерческих банков Украины.
2. Принципы построения Плана счетов.
3. Классификация счетов в Плане счетов.
4. Ведение синтетического учета по балансовым счетам.
5. Отображение результатов операций по остаткам на синтетических балансовых счетах в финансовой отчетности.
6. Структура классов Плана счетов: счета II-IV порядка.
7. Взаимосвязь между счетами групп отдельных разделов.
8. Понятие контрсчетов и их характеристика.
9. Характеристика забалансовых счетов класса 9.
10. Особенности учета операций по системе двойной записи по счетам класса 9.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 292.