Тема 8. Учет операций коммерческого банка по безналичным расчетам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Принципы организации безналичных расчетов и

требования относительно оформления расчетных документов

 

Независимо от каких-либо организационных форм расчетов безналичные расчеты основываются на следующих принципах:

    средства субъектов хозяйственной деятельности подлежат обязательному хранению на текущих счетах в банке;

    средства с текущего счета контрагента (клиента) списываются по распоряжению их собственников, кроме случаев, относительно которых действующим законодательством предусмотрено бесспорное списание (взыскание) средств;

    расчетные документы принимаются банком к исполнению только в пределах имеющихся средств на текущем счете контрагента;

    если на счете клиента недостаточно средств для осуществления расчетов, банк принимает расчетные документы по уплате платежей в бюджет и прочих обязательных платежей и учитывает их на забалансовом счете №9803 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств у плательщиков»;

    если средств на корреспондентском счете банка недостаточно для исполнения поручений клиента, банк принимает все поданные расчетные документы и учитывает их на забалансовом счете №9804 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств в банке»;

    платежи одного клиента за счет средств другого не допускаются за исключением случаев уступки требования и перевода долга;

    банк на договорной основе осуществляет расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов и выполняет их распоряжения относительно перечисления средств со счетов;

    предприятия (учреждения, организации) самостоятельно выбирают формы расчетов и определяют их во время заключения договоров между собой.

Согласно Инструкции «О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте» расчетные документы, которые подаются клиентами в банк в бумажной форме, должны отвечать требованиям установленных стандартов и в зависимости от их формы содержать следующие реквизиты: название документа; код расчетного документа; номер документа и дата его составления; названия плательщика и получателя средств; названия банков плательщика и получателя, их местонахождения; номера счетов плательщика и получателя в банке; сумма платежа цифрами и прописью; назначение платежа.

В случае если хотя бы один из указанных реквизитов (если они предусмотрены формой документа) не заполнен или заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает. Использование факсимиле вместо настоящей подписи, исправления и подчистки в расчетных документах не допускаются. Банк не имеет права делать исправления на поданных расчетных документах.

Расчетные документы (за исключением расчетного чека) выписываются в количестве экземпляров, необходимых для всех участников безналичных расчетов (однако не менее чем два), с использованием технических средств, за один раз.

Средства списываются со счета плательщика только на основании первого экземпляра расчетного документа, который (независимо от способа его изготовления) должен содержать оттиск печати (если наличие печати предусмотрено) и подписи ответственных лиц. После списания средств первый экземпляр остается на хранении в банке плательщика.

Расчетные документы банки принимают к исполнению без ограничения их максимальной или минимальной суммы. Платежи со счетов клиентов банки исполняют в пределах остатков средств на начало операционного дня. Расчеты по документам, которые поступили в банк плательщика в течение операционного дня, осуществляются банком в этот же день. Расчетные документы, которые поступили после операционного дня, банк исполняет на следующий день.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 288.