Включает в себя следующие этапы:
1. формирование инвестиционного замысла (идей);
2. исследование инвестиционных возможностей; прединвестиционная
3. технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; фаза
4. приобретение или аренда и отвод земельного участка;
5. подготовка контрактной документации; инвестиционная
6. подготовка проектной документации; фаза
7. осуществление строительно-монтажных работ, включая пуско-наладочные;
8. эксплуатация объекта, мониторинг экономических эксплуатационная показателей фаза
Инвестиции предприятия могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и его элемент (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение и реконструкция действующего производства, организация выпуска новой продукции.
3. Сущность и основные принципы планирования
Устойчивое финансовое состояние предприятия, действующего в рыночной экономике может быть обеспечено при условии постоянного совершенствования и развития производства с целью выпуска продукции, соответствующей динамично меняющемуся спросу потребителей. Обеспечить это соответствие можно только на основе планирования.
Планирование деятельности предприятия входит в систему организации управления им и определяется его целью.
Планирование – это непрерывный циклический процесс, имеющий целью приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка, сформированными в значительной степени целенаправленными действиями фирмы, а также приведение возможностей предприятия в соответствие с теми факторами рынка, которые не поддаются влиянию.
К основным принципам планирования относят:
1) научность: достигается на основе прогнозов, многовариантности решений, использования методов оптимизации с учетом конъюнктуры рынка (классовый подход, использование зарубежного опыта, принцип единства политического и хозяйственного управления);
2) системность: выражается в согласованности и увязке интересов производителей и потребителей, территориального и отраслевого планирования;
3) комплексность: означает изучение всех сторон деятельности предприятия в условиях рынка с выделением ведущего звена и приоритетов;
4) непрерывность: выражается в сочетании прогнозов, перспективных, текущих и оперативных планов;
5) пропорциональность и сбалансированность.
Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:
1. выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;
2. обеспечение устойчивого сбалансированного роста производства в целом по предприятию и его структурным подразделениям;
3. увеличение объемов продаж, прибыли и рентабельности производства и продукции;
4. снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия: труда, материалов, капитала;
5. повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения её качества, освоения новых видов изделий и снижения цен;
6. ориентация всех структурных подразделений предприятия на достижение высоких конечных результатов.
Система планов предприятия
Виды планов:
А) стратегические,Б) текущие,В) оперативные.
Стратегические планы развития предприятий подразделяются на:
среднесрочные (от 2 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 и более лет).
Текущие планы разрабатываются на срок до 1 года.
Оперативные планы разрабатываются на более короткий период времени: квартал, месяц, декаду, сутки.
Производственная программа состоит из трех разделов:
1. план производства продукции в натуральном выражении;
2. план производства продукции в стоимостном выражении;
3. план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.
План производства продукции в натуральном выражении содержит задание по объему выпуска продукции по: номенклатуре, ассортименту, качеству изделий.
Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент характеризует её состав по видам, типам, сортам, маркам, фасонам, рисункам и другим признакам.
Для характеристики объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, метры погонные, квадратные, кубические и др. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласования выпуска конкретных видов продукции с потребностями рынка, но не позволяет определить общий объем и структуру производства на многопродуктовых предприятиях, а также рассчитать доход и прибыль предприятия от реализации продукции.
Это требует разработки плана производства и продаж продукции в стоимостном выражении. В этом разделе разрабатываются следующие показатели:
валовой доход (реализованная продукция), товарная продукция, валовая продукция, чистая продукция, стоимость, добавленная обработкой.
Основным стоимостным показателем этого раздела плана является валовой доход предприятия, основой для его расчета служит выпуск продукции в натуральном выражении.
Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных для отпуска на сторону, полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих постановке по кооперационных связям, стоимость капитального ремонта, изделий и запчастей для своего капитального строительства и ремонта, инструментов и приспособлений для собственного производства.
Плановый объем товарной продукции определяется по формуле:
ТП = ΣОПi*Цi + ΣПФj*Цj + ΣУk*Цk, где
ТП – товарная продукция, руб.;
Товарная продукция исчисляется в действующих отпускных ценах предприятия, а также в неизменных (сравнимых) ценах и тарифах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли предприятия, рассчитать средние издержки на рубль товарной продукции, а вторая – темпы роста и изменение структуры производства.
Валовая продукция характеризует общий объем работ предприятия. Она включает в себя товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственного изготовления.
Объем валовой продукции определяется в неизменных (сравнимых) ценах. Он определяется по формуле:
ВП = ТП + ΔН + ΔИ, где
Более правильно собственный вклад предприятия в конечный результат отражают чистая продукция и стоимость, добавленная обработкой в процессе производства.
Чистая продукция включает расходы по заработной плате, отчисления на социальное страхование и прибыль предприятия:
ЧП = ЗП + Ос + Пр, где
Стоимость, добавленная обработкой включает в себя заработную плату с отчислениями в фонд соц. страхования, амортизационные отчисления на полное восстановление основных капитальных фондов и прибыль предприятия.
ДС = ЗП + Ам + Пр, где
Составной частью производственной программы является план реализации продукции. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку готовой продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиям, а также собственной оценки емкости рынкаикновения на новые рынки.
Лекция 8
1. Бизнес-планирование как форма выбора стратегии развития предприятия
Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого предпринимателя. Бизнес-план как универсальный аналитический документ, призванный убедить инвесторов или кредитора вложить деньги в проект, уже обрел признание в России.
Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Но не только этим обусловлен интерес к бизнес-планированию. Создание прогнозной модели компании или проекта, а таковой и является бизнес-план, позволяет решать сложные, перспективные задачи:
- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;
- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям;
- оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;
- предусмотреть трудности, которые могут мешать выполнению бизнес-плана.
Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, дает логическое обоснование и экономическое содержание предлагаемого направления деятельности в ясной и краткой форме и, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.
В настоящее время предложено множество методик разработки бизнес-плана, каждая из которых имеет свои нюансы в содержании тех или иных разделов.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 174.