Глава 6. ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Транспортное обслуживание туристов - одна из важных составных частей индустрии туризма. Транспортные услуги в индустрии туризма связаны с предоставлением таких транспортных средств, как самолеты, поезда, автобусы, такси. В этой связи работникам индустрии туризма важно иметь представление о влиянии названных выше видов транспорта на окружающую среду, в том числе и на человека. Данная информация о состоянии окружающей природной среды в связи с функционированием транспорта будет полезна и самим туристам.

Транспорт - один из основных загрязнителей атмосферного воздуха. Его доля в общем объеме выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и подвижных источников по России составляет около 40%. Влияние транспорта на окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе перевозок, при котором потребляются в большом количестве топливно-энергетические ресурсы и происходит значительное выделение загрязняющих веществ.

Следствием обычного функционирования транспорта является постоянно присутствующая экологическая опасность. Она проявляется в повышенном, по сравнению с естественным, уровне загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвенного покрова и шуме вдоль транспортных магистралей. Причем наибольшая опасность появляется при переходе на аварийные режимы эксплуатации транспорта.

Наиболее опасным является автомобильный транспорт, в происшествиях с участием которого очень велико количество погибших и раненых. Каждые сутки в РФ происходит 450-500 ДТП. На автомобильный транспорт приходится 87% общего выброса загрязнителей в атмосферу в транспортно-дорожном комплексе РФ.



Автомобильный транспорт

 

Загрязнение воздуха подвижными источниками транспорта происходит в результате сжигания топлива. Химический состав выбросов зависит от вида и качества топлива, способа сжигания в двигателе и его технического состояния. Отработавшие газы бензинового двигателя с неправильно отрегулированным зажиганием и карбюратором содержат оксид углерода в количестве, превышающем норму в 2-3 раза. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и "холостой ход" двигателя. Транспортные средства для своей работы используют, в основном, топливо, получаемое из нефти. В состав органической массы нефтяного топлива входят: углерод, водород, кислород, азот и сера.

Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содержат около 200 компонентов. Период их существования длится от нескольких минут до 4-5 лет. Среди них наиболее многочисленную по составу группу составляют углеводороды. Углеводородные соединения отработавших газов, наряду с токсическими свойствами, обладают канцерогенным действием (способствуют возникновению и развитию злокачественных новообразований). Особой канцерогенной активностью отличается бенз-а-пирен (С20Н,2). Он хорошо растворяется в маслах, жирах, сыворотке человеческой крови.

Углеводороды под действием ультрафиолетового излучения Солнца вступают в реакцию с оксидами азота, в результате чего образуются новые токсичные продукты - фотооксиданты, являющиеся основой "смога" (от англ. smoke - дым и fog - туман). К ним относятся - озон, соединения азота, угарный газ, перекиси и др. Фотооксиданты биологически активны, ведут к росту легочных заболеваний людей, разрушают резиновые изделия, ускоряют коррозию металлов, ухудшают условия видимости.

Впервые появление смога было зафиксировано в Лос-Анджелесе (США) в конце 40-х годов XX века. А в 1952 г. явление смога наблюдалось в Лондоне, его жертвами стали около 4000 человек. Впоследствии смог периодически появлялся во многих крупнейших городах мира.

Большую опасность представляет также свинец и его соединения, входящие в состав этиловой жидкости, которую добавляют в бензин. В ее состав входят собственно антидетонатор-тетраэтилсвинец РЬ(С2Н5) 4, выноситель - бромистый этил (ВгС2Н5) и а-монохлорнафталин (С,0Н7С1), наполнитель бензин Б-70, антиокислитель - паракси-дифениламин и краситель.

При сгорании этилированного бензина выноситель способствует удалению свинца и его оксидов из камеры сгорания, превращая их в парообразное состояние. Они вместе с отработавшими газами выбрасываются в окружающее пространство и оседают вблизи дорог. В развитых странах мира применение этилированного бензина ограничивается или полностью прекращено. В России же он еще находит широкое применение. Хотя крупные промышленные центры и курортные местности переходят на использование неэтилированных бензинов.

Автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду. Доля автомобилей, использующих более чистое газовое топливо, не превышает 2%, а доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна около 13%. В середине 90-х годов XX века на долю автотранспорта в России приходилось 80% выбросов свинца, 59% оксида углерода и 32% оксидов азота.

Загрязнение атмосферы подвижными источниками автотранспорта происходит в большей степени отработанными газами через выпускную систему автомобильного двигателя, а также через систему вентиляции картера двигателя и углеводородными испарениями бензина из системы питания двигателя. Испарения бензина в атмосферу возникают не только в подвижных источниках, но и в стационарных, к которым в первую очередь следует отнести автозаправочные станции (АЗС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. В результате происходит загрязнение окружающей среды при испарении и разливе топлива. Однако еще большую экологическую и пожарную опасность представляют контейнерные автозаправочные станции (КАЗС). Наибольший вред могут принести резервуары КАЗС, заполненные топливом на 60% и менее, так как внутри них образуется взрывоопасная концентрация паров бензина с воздухом.

При заполнении резервуаров АЗС объемом 20 м3 бензином в атмосферу испаряется зимой 11 л, а летом - 23 л бензина. При ежесуточном одноразовом заполнении резервуара в течение месяца в атмосферу попадает зимой 330 л бензина, а летом - 690 л. Таким образом, среднегодовые потери бензина из одного резервуара составляют около 6 т.

При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Химический состав и количество пыли зависят от материалов дорожного покрытия. Наибольшее количество пыли создается на грунтовых и гравийных дорогах.

На дорогах с асфальтобетонным покрытием в состав пыли кроме кварцевых частиц, оксидов алюминия, железа и кальция, дополнительно входят продукты износа вяжущих битумосодержащих материалов, частицы краски или пластмассы от линий разметки дороги на полосы.

Экологические последствия запыленности отражаются на пассажирах транспортных средств, водителях и людях, находящихся вблизи от дороги.

Пыль оседает также на растительности и обитателях придорожной полосы. Леса и лесопосадки вдоль дорог угнетаются, а сельскохозяйственные культуры накапливают вредные вещества, содержащиеся в пылевых выбросах и отработавших газах.

Железнодорожный транспорт

 

По абсолютным значениям загрязнение от железнодорожного транспорта значительно меньше, чем от автомобильного. Выбросы загрязняющих веществ от подвижных источников составляют в среднем 1,65 млн. т в год. При работе магистральных тепловозов в атмосферу выделяются отработавшие газы, по составу аналогичные выхлопам автомобильных дизелей. Одна секция тепловоза выбрасывает в атмосферу за час работы 28 кг оксида углерода, 17 кг оксидов азота и до 2 кг сажи.

Более 17% развернутой длины железнодорожных линий имеют значительную степень загрязнения пылящими грузами. При остановке и трогании поездов из букс колесных пар выбиваются жидкие смазочные материалы. Из пассажирских вагонов происходит загрязнение железнодорожного полотна сухим мусором и сточными водами. На каждый километр пути выливается до 180-200 м3 водных стоков, причем 60% загрязнений приходится на вагоны, остальное - на территорию станции.

Особую тревогу с точки зрения экологической безопасности вызывает провоз опасных грузов. По российским железным дорогам провозятся опасные грузы 890 наименований, которые при нарушении условий перевозки и возникновении аварийных ситуаций могут вызвать разные виды опасности: пожаро - и взрывоопасность, токсичную, радиационную, инфекционную и коррозионную. Наиболее часто встречающимся видом опасности является пожарная. Довольно высоко в России и число крушений и аварий поездов с опасными грузами.

При вынужденных простоях холодильная установка рефрижераторных секций и вагонов приводится в действие дизелем, который за 1 час работы сжигает 23 кг дизельного топлива. Чтобы поддержать заданную температуру, дизель должен работать 10 часов в сутки, потребляя топливо и загрязняя атмосферу.

Кроме того, в холодильном оборудовании рефрижераторного подвижного состава используются озоноразрушающие вещества (фреон и другие ХФУ), которые в случае утечки попадают в атмосферу, каждая холодильная машина заправлена 35 кг фреона.

С целью защиты от техногенного загрязнения, а также неблагоприятных природных явлений (метелей, заносов) проводятся лесонасаждения вдоль железных дорог. В настоящее время площади искусственных лесопосадок на железнодорожном транспорте России составляют 200 тыс. га и столько же занято естественными лесами.

Воздушный транспорт

 

Гражданская авиация России располагает 800 тыс. км авиалиний и перевозит около 27 млн. пассажиров, в том числе около 10 млн. на международных авиалиниях. Продолжается эксплуатация неконкурентоспособных пассажирских воздушных судов. Имеет место, прогрессирующее отставание от современных требований, в том числе и экологических, более чем на 70%.

Продолжает усугубляться вредное воздействие факторов полетов, вызывающих отрицательные изменения в здоровье, к которым относятся: высокий уровень шума, общая вибрация, колебание атмосферного давления на взлетах и посадках и при изменении режима полета, содержание вредных веществ в салонах.

Основными источниками шума являются авиадвигатели самолетов и вертолетов. Источником шума является также и аэродромный спецавтотранспорт. Шумовое воздействие распространяется не только на территорию аэропорта и близлежащие районы, но также ощутимо по всей трассе полета и воспринимается многими людьми.

Разновидностью шумового воздействия является звуковой удар. Он возникает при полете самолетов со сверхзвуковой скоростью. Человек ощущает действие звукового удара кратковременно (0,2-0,3 с), но эффект внезапности приводит к его усилению. У человека и животных звуковой удар вызывает испуг и другие виды психофизиологической реакции.

Помимо шумового воздействия, авиация создает электромагнитное загрязнение среды. Его вызывает радиолокационная и радионавигационная техника аэропортов и летательных аппаратов, необходимая для наблюдения за полетами самолетов и метеообстановкой. Радиолокационные средства излучают в окружающую среду потоки электромагнитной энергии, в основном сверхвысокой, а также высокой и ультравысокой частот. Они могут создавать электромагнитные поля большой напряженности, представляющие реальную угрозу для людей.

Так, например, поглощение электромагнитной энергии приводит к термическому эффекту - значительному нагреву тканей. Облучение глаз человека сантиметровыми и микроволнами может повысить температуру в задней части хрусталика на 20°С и вызвать катаракту.

Воздушные суда загрязняют приземные слои атмосферы отработавшими газами авиадвигателей вблизи аэропортов и верхние слои атмосферы на высотах крейсерского полета. В целом по России объем выбросов вредных веществ самолетами гражданской авиации в приземном слое атмосферы (до высоты 900 м) составил 50 тыс. т, из них 29 тыс. т оксида углерода, 11 тыс. т несгоревших углеводородов, 8 тыс. т оксидов азота и 2 тыс. оксидов серы.

Наряду с выбросами загрязняющих веществ, самолеты потребляют в большом количестве кислород. Так, реактивному лайнеру, совершающему трансатлантический перелет, требуется от 50 до 100 т кислорода.

Из 700 аэропортов России существенное влияние на окружающую среду оказывают около 60 крупных аэропортов федерального значения. Эти аэропорты имеют стационарные источники прямого и косвенного воздействия на окружающую среду, расположенные в авиационно-технической базе, аэровокзальном комплексе и привокзальной площади, складских горюче-смазочных материалов, котельных, мусоросжигательных станций и т.п. Количество вредных веществ, поступивших в 1998 г. в атмосферу от стационарных источников в аэропортах, составило 23,1 тыс. т.

В аэропортах накапливаются твердые и жидкие отходы потребления и производства, но они в большинстве случаев не опасны в санитарно-гигиеническом отношении. Объемы накопления твердых отходов в 1998 г. составили: производственные отходы - 43 тыс. т; бытовые отходы - 79,9 тыс. т; отходы, удаляемые из самолетов международных авиалиний - 2,1 тыс. т.

Водоемы, ручьи и реки вблизи территорий аэропортов содержат повышенную концентрацию нитратов, аммония, анионов серной и соляной кислот. Концентрация свинца, хрома, кадмия, бериллия, марганца в 5-20 раз превышает природную концентрацию.

Ряд европейских авиакомпаний обновляют свои парки с тем, чтобы использовать те типы лайнеров, которые в максимальной степени отвечают требованиям защиты окружающей среды. Так, одна из крупнейших в Европе авиакомпаний - 8А8, которая ежедневно выполняет тысячи рейсов, была первой среди авиационных компаний мира, заказавшей "Boeing 737" с двигателем, имеющим двойную камеру сгорания, что позволяет на 40% снизить вредные выбросы в атмосферу.5А8 закупила и самолеты "MCDonnel Douglas MD-90", которые также считаются экологическим лидером в своем классе.

Программа 8А8 в области охраны окружающей среды включает и методики по уменьшению количества отходов, связанных с обслуживанием пассажиров, как на земле, так и в воздухе. Вот лишь один пример: за год служащие компании собирают такое количество алюминиевых банок из-под различных напитков, предлагаемых пассажирам, которое достаточно для производства 30 т металла (это эквивалентно массе алюминия в новом самолете).

Работа по сокращению объема отходов, разумеется, требует дополнительных затрат. Однако SAS идет на это.



Водный транспорт

 

Экологическая обстановка в морских и речных акваториях во многом зависит от выбросов токсичных компонентов, судовых главных силовых установок и вспомогательных дизель-генераторов.

Судовыми двигателями выбрасывается в атмосферу около 7% мирового выброса оксидов азота. При перевозках происходит загрязнение моря нефтью и перевозимыми грузами, а также сточными водами и мусором. Объем сброса сточных вод с морских судов и производственных корпусов портов в городской коллектор составил в 1998 г.2,7 млн. м3.

Нефть и нефтепродукты представляют собой наиболее опасные загрязнители водного бассейна. При толщине пленки 4 мм и концентрации нефти в воде 17 мг/л количество растворенного кислорода понижается за 20 суток на 40%. Повышение концентрации нефти до 20-23 мг/л вызывает нарушение двигательной способности рыб и их гибель.

И все же основными вредными экологическими факторами, влияющими на здоровье, остаются шум и вибрация.

Морские и речные порты создают локальные зоны загрязнения окружающей среды. Порты осуществляют накопление, хранение, сортировку грузов, их принятие и отправление, выполнение перегрузочных работ и пассажирских операций, буксировку судов и др.

В ходе производственных процессов порта в окружающую среду попадают: пыль, сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые), аэрозоли, масляный туман, мусор. Сточные воды характеризуются высоким уровнем бактериального загрязнения.

Пыль, в состав которой входит диоксид кремния, при длительном дыхании может приводить к целому ряду заболеваний, прежде всего пневмокониозам (группе заболеваний легких), а также заболеваниям глаз и кожи.

В 1997 г. были приняты международные правила предотвращения загрязнения воздушной среды с судов, предусматривающие с 2000 г. ужесточение ограничений выбросов оксидов азота и серы. Согласно им, содержание оксидов азота должно составлять 9-17 г/кВт-ч, оксидов серы - до 6 г/кВт-ч, дымность - до 0,15 г/м3. Суда, эксплуатируемые на международных линиях, должны иметь международное свидетельство о предотвращении загрязнения воздушной среды, которое выдается на срок не более 5 лет.

Хорошие перспективы для экономии топливных ресурсов и снижения выбросов в атмосферный воздух имеет дизелизация транспортных средств. Дизель экономичнее карбюраторного двигателя на 20-30%. Токсичность отработавших газов дизеля значительно ниже.

Снижение токсичности отработавших газов на транспорте достигается рядом технических решений, которые включают установку нейтрализаторов отработавших газов, фильтров, присадок к топливу.

В США, например, фильтры, обязательно устанавливаются на городских автобусах. Керамические фильтры с тефлоновым покрытием фирмы МАЫ задерживают 85-95% сажи и твердых частиц, содержащихся в отработавших газах дизеля. В европейских странах из-за высокой стоимости сажевых фильтров предпочтение отдается каталитическим нейтрализаторам. В качестве присадок могут использоваться метилацетат, ацетон пероксид, этил-нитрат, изоамилнитрат и др. Их целесообразно добавлять к дизельному топливу с низким октановым числом. Антидымные присадки применяют для уменьшения темного дыма (сажи). Замена традиционных жидких видов топлива газом позволяет значительно снизить уровень выбросов. В качестве газового топлива для двигателей используют сжиженный нефтяной газ и сжатый природный газ. Газодизельный двигатель не уступает по мощности дизелю и позволяет экономить в эксплуатации до 80% дизельного топлива.

В течение многих лет создаются и испытываются экспериментальные образцы и опытные партии электромобилей, однако не созданы конструкции для серийного производства.

На железнодорожном транспорте успешно используется перевод локомотивного парка на электрическую тягу. В пассажирских вагонах электроотопление применяется для обогрева вместо печного, использующего каменный уголь.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.