З.5. Социально-экономические аспекты развития туризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Туризм в настоящее время становится все более важной отраслью экономики многих стран. Постоянно расширяются география туризма и его разновидности. В современных условиях трудно переоценивать значение развития индустрии туризма для укрепления экономики регионов. К сожалению, пока отечественный турбизнес в большей степени ориентирован на выездной, внешний туризм.

В то же время не все современные тенденции развития туристского спроса в мире присущи нашей стране. Это происходит по ряду причин. Но основой их является тот факт, что основные туристские потоки и тенденции в мировом туризме формируют развитые страны. А Россия в туристском аспекте больше тяготеет к группе стран с переходной экономикой, а не развитой.

Характерные для развитых стран изменения в популярности видов туристской деятельности проявляются в переходе от рекреационно-оздоровительного, пляжного отдыха к познавательным путешествиям с элементами приключений, риска, активными способами передвижения. В нашем веке ожидается бурный рост спроса на экотуры, круизы, познавательные и экскурсионные программы, деловой туризм. Эти трансформации спроса объясняются увеличением численности и покупательной способности среднего класса (менеджеров среднего звена), составляющих основу массового туризма в развитых странах. Туризм в РФ тесно связан с ее национальными демографическими и социально-демографическими особенностями.

Туристский рынок очень чувствителен к изменениям в экономике. При стабильности цен рост полного реального личного потребления на 1% ведет к остановке расходов на туризм. При росте личного потребления на 2,5% затраты на туризм увеличиваются на 4%, а рост личного потребления на 5% увеличивает расходы на туризм на 10%.

При полном реальном личном потреблении менее 1% в туризме наблюдается спад.

В РФ среди занятых по численности лидируют рабочие (32% всех занятых). Активизация спроса в этом сегменте возможна за счет низких цен на туристские услуги, т.е. обслуживания в низкий сезон, размещения в частном секторе и т.д. Конечно же, этот потребитель тяготеет к ближнему туризму, а не к дорогим дальним путешествиям. Активизировать спрос можно только за счет экстенсивного роста, т.е. повышения числа платежеспособных туристов.

Менеджеры среднего звена и квалифицированные научные сотрудники являются второй по численности группой среди занятых в РФ (30,6%). Активизация спроса в этом сегменте возможна за счет разнообразия предлагаемых туристских услуг и гибкой ценовой политики.

Руководители, топ менеджеры составляют 6,2% занятых в РФ. Это - основа дорогого (круизы, индивидуальные туры) и делового туризма. Активизация спроса возможна за счет постоянного повышения качества обслуживания и комфорта. Необходимо уделить большое внимание интенсивному развитию туризма в этом сегменте за счет расширения видового состава дополнительных услуг (развлечений, консалтинговых услуг, услуг связи и др.).

Что касается большой группы наших пенсионеров, то платежеспособный спрос в этом сегменте гораздо ниже имеющихся рекреационных потребностей.

В отличие от зарубежных ровесников, наши пенсионеры не имеют значительных финансовых накоплений к старости или социальных пособий, способных обеспечить платежеспособный туристический рынок. Туризм для российского пенсионера заключается в возможности подлечиться в санатории за чужой, а не в образе жизни, как у американского или европейского пенсионера. По этой причине половина всех санаторно-оздоровительных услуг в стране оплачивается организациями, а туристами.

Урбанизация в РФ как фактор развития туристического спроса существенно отличается от аналогичной тенденции в развитых странах. Большая часть крупных городов в стране появилась в последние 50 лет до этого в РФ было два города-миллионера. Практически отсутствуют крупные мегаполисы. Урбанизация в стране развивается за счет роста средних городов и "ложной урбанизации". Поэтому в РФ мало коренных горожан и так сильна родственная и хозяйственная связь горожан в первом поколении с деревней, пригородом. Таким образом, в стране среди горожан более популярен внутренний краткосрочный этнический и сельский туризм. В то время как в Европе - краткосрочный (уикендный) международный познавательный туризм (туризм по соседству), экскурсионные и фестивальные туры по городам.

Для развития внутреннего туризма важной отраслью экономики многих регионов России может и должен стать ее величайший и уникальный в своем роде туристический и рекреационный потенциал.

География спроса на внутренний туризм в РФ остается стабильной. Основным поставщиком внутренних туристов является Центральный район страны (более 30%). Из них каждый второй из Москвы.

Три четверти всех отечественных внутренних туристов посещают Северо-западный район (С.-Пб), Центральный (Москва), Северо-Кавказский (Краснодарский край) регионы.

Следует ожидать активизации спроса на внутренний автомобильный туризм (опасный в РФ). Этот вид транспорта в стране увеличивается наиболее быстрыми темпами. Ежегодно увеличивается автопарк, протяженность дорог с твердым покрытием, уровень развития дорожной инфраструктуры. Водный транспорт с каждым годом уходит все глубже в кризис, а в железнодорожном и авиационном наблюдается ежегодный рост тарифов на туристские перевозки, сокращение подвижного состава и авиапарка, протяженности внутренних магистралей.

В то же время в отечественном гостеприимстве наблюдаются следующие взаимосвязанные моменты, тормозящие развитие спроса на внутренний туризм:

· неэффективный менеджмент;

· низкая производительность труда;

· низкое качество обслуживания.

Основными причинами неэффективного менеджмента называют обилие ведомственных и муниципальных гостиниц, слабое развитие отечественных гостиничных цепей, отсутствие управления по контракту, коррупцию и бюрократию. Все сказанное относится к России за пределами Московской кольцевой автодороги.

Активизировать спрос на внутренний туризм можно:

1) за счет оперативной реакции на изменения внешних условий развития выездного туризма:

· усложнение и удорожание туристских формальностей (США, Турции);

· военные и прочие конфликты (Ливан, Израиль, Турция, терроризм);

· ослабление доллара за счет усиления евро и рубля;

· изменение мировых цен на нефть;

· темпы развития мировой и национальной экономик.

2) за счет развития и пропаганды спроса и туризма в целом возможно только в условиях стабильного экономического роста, развития всей национальной экономики.

В последнее время, как в России, так и за рубежом все большее распространение получает экологический туризм. Именно к этому направлению обычно относят такие, особенно популярные среди населения России, аспекты самодеятельного туризма, как путешествия, связанные со сплавом по рекам и озерам, с любительской (спортивной) рыбной ловлей, сезонной (спортивной) охотой, сбором и заготовкой даров леса (грибов, ягод, лечебных трав), с зимними путешествиями на лыжах или снегоходах (мотонартах), с фотоохотой.

В странах Западной Европы, которые, как известно, давно лишились своих естественных ландшафтов, год от года растет интерес к посещению национальных парков (НП) России. Показательно, что в 1998 г. НП России посетило около 16 тыс. зарубежных туристов, в 1999 г. уже 21,4 тыс. с целью экологического и этнического туризма.

Применительно к российской действительности именно развитие внутреннего и въездного экотуризма на базе имеющейся сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и особенно НП, имеет большие экономические перспективы и может стать важной основой для привлечения в регионы дополнительных финансовых потоков. В отличие от других видов туризма, экотуризм в НП требует значительно меньших организационных затрат и капиталовложений в развитие инфраструктуры на начальном этапе. Экотуризм обычно ориентирован на категорию туристов, сознательно стремящихся к менее комфортным, чем привычные, условиям жизни, которые не предъявляют очень высоких требований к уровню сервиса.

Экотуризм в НП и других ООПТ целесообразно развивать в направлении разработки постоянно поддерживаемой и развиваемой сети научно обоснованных и оборудованных экологических троп или маршрутов (пешеходных, водных, конных). Такие маршруты могут иметь разную продолжительность и степень трудности, но должны отражать индивидуальные особенности ландшафтной структуры каждого НП, соединять наиболее характерные и привлекательные природные и историко-культурные объекты. Кроме того, они должны иметь достаточно полное информационное обеспечение (рекламное, картографическое и описательное).

Контрольные вопросы

Назовите наиболее привлекательные для туризма особо охраняемые природные территории.

Каковы перспективы развития экологического туризма?

Где и когда организована первая экологическая тропа?

Назовите негативные последствия охотничье-рыболовного туризма.

Какие ресурсы планеты относятся к рекреационным?

Какие последствия вызывает рекреационная дигрессия?

 



Дата: 2019-05-28, просмотров: 204.