Студенческая молодежь как фактор научно-технического и
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 социального прогресса российского общества.

Когда мы говорим о России ХХ1 века, о научно-техническом, социально-экономическом и духовном прогрессе российского общества, следует помнить, что его фундамент закладывается в системе образования. Через различные этапы и формы системы образования так или иначе проходит вся молодежь, но интеллектуальная элита общества формируется в вузах, в студенческой среде. Поэтому качество высшего образования, качество специалистов, которых готовят вузы, напрямую связано с перспективами развития общества. По данным статистических сборников Госкомстата России численность студентов обучающихся в государственных и негосударственных вузах России составляла в 2000 году 4 млн. 072,9 тыс. человек. В том числе, в 590 государственных вузах обучалось 3 млн. 728 тыс., а в 349 негосударственных вузах 344,9 тыс. студентов.

Отсюда напрашивается вывод. Если система высшего образования России сохранит свой высокий статус и будет идти в ногу со временем, то можно быть уверенными и в том, что наша молодежь сумеет достойно и конструктивно ответить на вызовы истории. С другой стороны, необходимо, чтобы качество системы поддерживалось и улучшалось на индивидуальном уровне.

Достаточно уникально в России стоит вопрос значения и привлекательности образования для молодёжи. Интересен анализ студенческой молодёжи в связи с избранной ими профессией. По данным международного опроса молодёжи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведённого в 2000 г., вся совокупность студентов довольно явно разделяется на три группы.

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализоваться в ней – самое главное. Они отметили склонность продолжать своё обучение в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой – задавленными разными проблемами личного, бытового плана. Все их параметры «размыты» по отношению к двум первым группам, в их оценках, позициях нет ясности и направленности представителей двух первых групп. На первый план у них выходят бытовые, личные, семейные проблемы. Можно сказать, что это группа тех, кто «плывёт по течению» – они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который есть у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдёт позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, целенаправленности не характерен. Студенты данной группы составляют 24%.

Интересно отметить следующий социальный эффект: среди тех, кто ориентирован на профессию, значительно меньше социальных «пессимистов». На образование в целом более ориентированы экономисты и юристы. Этот факт представляется очень симптоматичным, поскольку именно эти специальности сейчас пользуются наибольшим спросом. Кроме того, заметно, что их избирают студенты, уже ориентированные на престижные профессии. Они не планируют заниматься наукой, уверены, что завершат своё образование, среди них лишь 8% допускают мысль о том, что им придётся подчинить свои планы обстоятельствам.

Наименее ориентированными на образование оказались химики, математики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, выступает малый спрос на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь следует отметить чисто социальный фактор – престиж учительской профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные на профессию учителя составляют чуть больше трети всех учащихся.

Из приведённых данных становится ясно, насколько процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Самоценность образования как социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность

Дата: 2019-05-28, просмотров: 196.