Схожесть проблем, связанных с возрастом и процессом вхождения в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная субкультура», имея в виду особенности стиля жизни, поведения, групповых норм, интересов, ценностей и стереотипов, присущих молодому поколению. Ж.Т. Тощенко в своей новой книге «Парадоксальный человек» приводит любопытные сопоставления профессиональных ориентаций молодого и старшего поколений (М.: Гардарики, 2001. – С. 250).
Молодежь изучают многие социально-гуманитарные науки. Существуют также попытки создать специальную науку о молодежи – ювенологию. Но наиболее основательно молодежными проблемами занимается отрасль социологического знания, известная под названием «социология молодежи». Ее институциональное оформление произошло на Международном социологическом конгрессе в городе Варна (Болгария, 1970), когда было принято решение о создании специального исследовательского комитета. Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Очевидно, что по мере своего дальнейшего развития социология молодежи будет все больше приобретать междисциплинарный характер. Синергетическое соединение собственно социологического подхода с психологическим, демографическим, этнографическим, антропологическим и другими подходами – наиболее продуктивный путь развития социального знания о новых поколениях.
Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.
К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, эффективность его различных форм, средств и методов).
Основными направлениями социологических исследований проблем молодежи на современном этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного поведения, молодежной преступности, распространения наркомании и т.д. Обзор проблематики социологических исследований в области социологии молодёжи можно найти в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – С. 227-231).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 203.