Вопрос 15. Бюрократические структуры: виды, области применения, преимущества и недостатки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2 аспект процесса организации – построение организационной структуры управления. Следует выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам организации и обеспечивает ей эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей. Большинство организаций сегодня использует бюрократические структуры управления. Концепция бюрократии сформулирована М. Вебером. Он предполагал бюрократию как нормативную модель, идеал, к достижению которой организация должна стремиться.

Слово «бюрократия» в обыденном восприятии обычно имеет негативную окраску. Однако первопричиной всех этих негативных явлений является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации.

Хар-ки рациональной бюрократии :

Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

Иерархичность уровней управления, при к-рой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

Дух формальной обезличенности, с к-рым официальные лица выполняют свои должностные обязанности

Осущ-ние найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Бюрократию часто называют также классической или традиционной организационной стр-рой. Бюрократическую модель управления нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих её эл-тов. Чтобы учесть и отразить все различия в хар-ках орг-ций, рук-ли используют разл системы департаментализации – Разновидности бюрократических структур :

Функциональная организационная структура. Функциональная департаментализация – процесс деления организации на отдельные эл-ты, каждый из которых имеет свою чётко определённую конкретную задачу и обязанности. Конкретные хар-ки и черты дея-ти того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деят-ти всей организации. Традиционные функциональные блоки компании: отделы производства, маркетинга и финансов. Они в свою очередь подразделяются на более мелкие функциональные подразделения.

Достоинства: на практике обеспечивает предприятию достаточно высокие конкурентные преимущества. Основным достоинством ФОС является возможность осуществления той или иной работы наиболее эффективным способом. Это достигается благодаря развитию функциональной специализации, которая экономит время, упрощает подготовку работника, позволяет квалифицированно обслужить любую другую часть организации в области специализированной функции. Четкость, стройность, надежность коммуникаций, отсутствие их дублирования. Это обеспечивает быструю концентрацию ресурсов и людей в нужном месте и в нужное время, позволяет оперативно доводить до сведения исполнителей и реализовывать управ .решения.

Недостатки: в условиях практического отсутствия горизонтальных связей, функциональная структура, основанная на глубокой специализации внутренних процессов оказывается негибкой. Она быстро закостенивает, порождает бюрократизм, сковывает внедрение достижений НТП, приводит к замедлению технического , экономического и социального развития организации по сравнению с существующими возможностями. Еще одним серьезным недостатком является порождаемый ею эффект «бутылочного горла». Суть – развитие преимущественно вертикальных связей в управлении поднимает решение проблем, возникших на различных уровнях организации до ее главного руководителя. В результате попытки руководителя сконцентрироваться на решении стратегических задач, тонут в оперативной работе, в текучке, и это является не виной руководителя, а виной используемой организацией системы.

Применение: Функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач.

Дивизиональная организационная стр-ра - деление орг на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг (продуктовая стр.), группам покупателей (организационная стр-ра, ориентированная на потребителя) или географическим регионам (региональная организационная стр-ра).

продуктовая структура. Отделение по основным продажам . Полномочия по руководствам производствам и сбытом к.-л. продукта или услуги передаются 1 руководителю, который является ответственным за данный тип продукции. Руководители вторичных функциональных служб (производственно-технического сбыта) отчитываются перед управляющим по этому продукту.

Достоинства. 1) позволяет уделять конкретному продукту больше внимания; 2) улучшение координации работ; 3) более быстрая реакция на изменение технологии, спроса и т. д.

Недостатки. Увеличение затрат, как следствие, дублирование одних и тех же видов работ для различных видов продукции.

Применение: большой объем продаж широкого ассортимента продукции.

Организационная структура, ориентированная на потребителя. Все подразделения организации группируются вокруг определенных групп потребителей. Цель – удовлетворить потребности этих потребностей также хорошо, как и организация, которая обслуживает всего 1 их группу. Достоинства и недостатки – как в 1). Применение: если организация производит больший объем товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких групп потребностей или рынков.

Региональная организационная структура. – структура организации по территориальному принципу, т. е. По месту расположения ее подразделений. Она облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребностей. Такой подход упрощает связь организации с ее клиентами, а также связь м/у ее членами в пределах конкретной географической зоны. Применение: в организациях деятельность которых охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе.

Общие достоинства бюрократических структур управления состоят в четком разделении труда, иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления, профессиональном росте, базируются на компетентности и в упорядоченности системы правил и стандартов, определяющих функционирование организации.

Потенциальные недостатки воздействия оказываемого бюрократическими стратегиями на функционирование организации состоят в жесткой заданности поведения, трудностях связи внутри организации и неспособности к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем быстро возрастают, если организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или с высокотехнологической продукцией.некоторые проблемы бюрократических структур м/б решены при введение органических или адаптивных структур. Структуры называются адаптивными, т.к. их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окр.среды и потребностями самой организации. На сегодняшний день исп-ся 2 основных типы органических структур – проектные и матричные организации.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 189.