Организация представляет собой открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно взаимодействующих с внешним миром. Т.о. организация характеризуется внутренними переменными и определяется внешними параметрами. Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, исходящий из принципа открытых систем – определение внешней среды. Один из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на 2 основные группы: силы прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые не могут оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Факторы внешней среды прямого воздействия :поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, правительственные органы, местные органы, союзы, общества и т.д. Факторы внешней среды косвенного воздействия: политика, экономика, право, социально-технические условия. Фирма не м/Б однозначно уверена в учете изменений внешней среды в силу того, что прогнозы изменения различных факторов этой среды имеют вероятный характер в виду сложности внешней среды и ее подвижности и неопределенности.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ — ситуационные факторы внутри организации. Поскольку орг-ции предст собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Однако бывает, что внутренний фактор нам задан: усталость работников на конвейере можно преодолеть только отказавшись от него, что нереально. Осн переменные в самой орг-ции, к-рые требуют внимания рук-ва, это цели, структура, задачи, технология и люди. ***ЦЕЛИ. Орг-ция — группа людей с осознанными общими целями. У орг-ции могут быть разнообразные цели, особенно это касается орг-ций разл типов, кол-во целей увеличивается, если это крупная орг-ция. В подразделениях, так же как и во всей орг-ции, необходима выработка своих целей, согласующихся с целями самой орг-ции и не вступающих в противоречие с целями других подразделений. Организация рассматривается как средство достижения целей, которое позволяет сделать людям совместно то, чего индивидуально они не в состоянии выполнить. Цели – есть конечные конкретные состояния или желаемый результат, которго стремиться добиться группа, работая вместе. Руководство , осуществляя планирование, разрабатывает цели и сообщает их другим членам организации для того, чтобы дать им возможность знать и понимать к чему они должны стремиться в своей работе. Цели организации определяют ориентацию всех дальнейших решений руководства. Цели вырабатываются не только для организации в целом, но и в отдельных ее подразделениях. Цели подразделений должны составлять конкретный вклад в цели всей организации как целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. ***СТРУКТУРА. Формальные орг-ции состоят из нескольких уровней управления и подразделений (функциональных областей; ф о – работа, которую выполняет подразделение / напр, финансы)). Стр-ра орг-ции – это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, к-рая позволяет наиболее эфф-но достигать целей орг-ции. Большое значение в этом вопросе имеют специализированное разделение труда (СРТ) и объём управления. СРТ – закрепление данной работы за специалистами. Преимущества от СРТ – эффект специализации. СРТ относится к самым существенным управленческим решениям, т.к. оно непосредственно влияет на эффективность орг-ции. Практически во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Как конкретно осуществлять разделение труда в организации вопрос, который относиться к самым существенным управленческим решениям. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени возможность ее успешной работы. Вертикальное РТ не менее важно, чем горизонтальное. ВРТ- отделение работы по координации от непосредственного вып-я работы. Как результат – иерархия управленческих уровней ( рук-ли высшего, среднего и низшего звена), тот, кто ниже подчинён тому, кто выше. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчинённый данному лицу составляет его сферу контроля. Если 1 руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то говорят о широкой сфере контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если сфера контроля узкая, можно говорить о многоуровневой структуре. Существует обратная взаимосвязь м/у сферой контроля и уровнями управления. Следует отметить, что не существует идеальной сферы контроля, т.к. и внут и внеш перем влияют на неё. ***ЗАДАЧИ – предписанная работа, которая д б выполнена заранее установленным способом и в заранее установленные сроки. З предписывается не работнику, а должности. На основе решения руководства о стр-ре, каждая должность получает ряд задач, которые рассматриваются как вклад в достижение целей орг-ции. Задачи делятся на 3 категории: работа с людьми (мастер), предметами (станочник) и информацией (бухгалтер). Еще 2 важных момента в работе – частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. Можно сказать, что управленческая работа носит менее монотонный повторяющийся характер, чем другие работы и время выполнения каждого вида управленческой работы увеличивается по мере перехода этой работы от низшего к высшему уровню. ***ТЕХНОЛОГИЯ – это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации, людях. Задачи и технология связаны м/у собой: вып-е задачи включает использование конкретной технологии, как средства преобразования материала поступающего на входе в форму, получаемую на выходе. Влияние технологии на управление в знач мере определялось 3 крупными переворотами в технологии: промышленной революцией, стандартизацией и механизацией (исп-е стандартных взаимозаменяемых компонентов), применение конвейерных сборочных линий. ***ЛЮДИ. И организация, и руководители, и подчиненные – все это люди. Если руководство или отдельные менеджеры не признают, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь поставленных целей м/б поставлена под угрозу. Руководство может достигать цели организации через других людей: люди являются центральным фактором в любой модели управления. Существует 3 основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: 1. Поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя; 2. Функционирование менеджера в роли лидера; 3. Его влияние на поведение отдельных людей и групп.
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 201.