РЕШЕНИЕ — это выбор альтернативы.
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения и реализует их через других людей. Принятие решений- составная часть любой управленческой организации. Решение – сознательный выбор того, как себя вести и мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Принятие решений - процесс выбора курса действий из 2х или ряда альтернатив. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно квалифицировать как запрограммированные и незапрограммированные.
ЗАПРОГРАММИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.. НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ требуются в ситуациях, к-рые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.
На практике немногие управленческие решения оказ-ся запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Почти все решения оказываются где-нибудь между крайними вариантами. Организационные решения принимаются менеджером внутри формальных рамок его авторитета и официальной власти. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.поэтому наиболее эффективным организационным решением станет выбор, который на самом деле организован, и внесет наибольший вклад в достижении конечной цели. Персональное решение принимается менеджером как частным лицом. Разница между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными чел.факторами и объективными целями и нуждами. Различия помогают менеджеру обратить внимание на главные вопросы, стоящие за принятием решений, принято ли решение в интересах организации или в его собственных интересах. Различие между исследователями и кризисно-интуитивными решениями отражают степень срочности в процессе принятия решений. Операционные решения принимаются на среднем или низком уровне управления. Стратегические решения принимаются в связи с возникающими сложными проблемами и часто связаны с такими макроэкономическими переменами, как состояние экономики, конкуренция, переговоры с профсоюзами.
Решения могут приниматься с помощью интуиции, суждения или методом рационального разрешения проблем. 1. Чисто интуитивное решение — это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации. Однако, менеджер, полагающийся исключит на интуицию, сталкивается с непреходящей случайностью. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики не высоки. 2. Решение, основанное на суждении, — это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. Но в этом случае, руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора.
3. Рациональное решение не зависят от прошлого опыта, оно основывается с помощью объективного аналитического процесса.
Этапы рационального разрешения проблем.
1. Диагностика проблемы.(т.е. ее определение).Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Т.е., мы узнаем о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Согласно второму способу, как проблему можно рассмотреть потенциальную возможность. В этом случае мы осознаем проблему, когда поймем, что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решений, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно с ней сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у рук-ля, либо у орг-ции недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить. Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. В дополнение к идентификации ограничений, рук-лю необходимо определить стандарты по к-рым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. 3. Определение альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей. Тем не менее, на практике руководитель редко располагает достаточными знаниями или временем, чтобы сформулировать и оценить каждую альтернативу. Более того, рассмотрение очень большого числа альтернатив, даже если все они реалистичны, часто ведет к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора для серьезного рассмотрения всего несколькими альтернативами, к-рые представляются наиболее оптимальными.
4. Оценка альтернатив. Определяются достоинства и недостатки каждой альтернативы, при этом используются ранее определённые критерии принятия решения. 5. Выбор альтернативы . Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Однако, может случиться, что ни одна альтернатива не будет наилучшим выбором, в этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту. 6. Реализация. Для разрешения проблемы и извлечения выгоды из имеющейся возможности , решение должно быть реализовано. Полное осуществление решений требует приведения в действие всего процесса управления, в особенности его организационной и мотивационной функции. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, устранение токлонений от реализации решений, внесение в случае необходимости корректив в реализованное решение, анализ результатов организационного решения. Конечный результат работ на данном этапе является конечным для всего рассматриваемого процесса подготовки, принятия и реализации решения – полное достижение целей решения в установленные сроки в рамках отпущенных ресурсов. 7. Обратная связь. На этом этапе происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь, т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба. Оценка решений руководства выполняется прежде всего с помощью функции контроля.
Факторы, влияющие на процесс принятия решений:
ценностные ориентации руководителя (субъективность)
среда принятия решения: условие определенности, риска, неопределенности.
Время
Информационное ограничение
Поведенческое ограничение
Негативные последствия и побочные эффекты
Взаимозависимость решений.
При принятии упр.решений необходимо учитывать риск. Риск относится к уровню определенности, с которой можно спрогнозировать результат.
Определенность. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Сравнительно немногие организационные или персональные решения принимаются в условиях определенности. Однако они имеют место и зачастую элементы более крупных решений можно рассматривать как определенные.
Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска относятся такие результаты, которые не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Риск определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма риска всех альтернатив д/б равна 1. Наиболее желательный способ определения риска – объективность, которая достигается математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.
Неопределенность. Решения принимаются в условиях неопределенности, когда невозможно определить риск потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы, настолько новы и сложны, что насчет них невозможно получить достаточно релевантной информации (близкой по смыслу). Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходиться принимать в быстроменяющихся условиях. Наибольшим уровнем неопределенности обладает социальная, политическая и наукоемкая среда. Сталкиваясь с неопределенностью руководитель может использовать 2 основные возможности : 1) попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. 2) действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями или интуицией и сделать предположение о риске событий.
Вопрос 12. Стратегическое планирование в деятельности организаций: сущность, задачи и этапы.
Основу для всех управленческих решений обеспечивает осуществление такой функции управления как планирование.
СП представляет собой набор действий и решений, предпринятых рук-вом, к-рые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь орг-ции достичь своих целей. Именно планирование обеспечивает основу для всех управленч решений. СП – процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.
В рамках СП руководитли осуществляют 4 основных вида управленческих ф-ций:
распределение огранич организационных р-сов,
адаптация к внешн среде – улучшение отношений орг-ции с её окружением,
внутреннюю координацию деят-ти орг-ции (она включает коорд-цию стратегич деят-сти для отображения сильных в слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций),
организационное стратегич предвидение – корректировка стратегич управления и повышение профессионализма управляющих на основе опыта орг-ции.
СТРАТЕГИЯ предст собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осущ миссии орг-ции и достижение ее целей.
Стратегия в управлении – масштабные неограниченные рамками времени прогнозы в отношении совершенствования конкурентной позиции, выбора рынка, видов продукции и путей достижения поставленных целей, т.е. стратегия представляет собой «план действий», включающий в себя понятие о том, когда, как, зачем, и что мы собираемся предпринять.
Стратегия формулируется и разрабатывается высшим рук-вом, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегия должна разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций. Стратегич план д. разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Стратегич план д. обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Стратегич планы д б разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осущ их модификацию и переориентацию. СП не гарантирует успех, однако сущ-ет устойчивая зависимость между формальным планированием и успехом орг-ции.
Любая из стратегий формируется на 3 различных уровнях в иерархии процесса принятия решений:
1.Стратегия корпорации в целом. Корпоративная стратегия формулируется главными менеджерами компаний, объединившихся в корпорацию. Она предусматривает интересы всей корпорации и распределяет сферы деятельности. Необходимость разработки подобной стратегии возникает тогда, когда п/м организации разрастаются, возникают дочерние производства, подчиненные единому руководящему центру. Стратегия корпорации раскрывает 2 основных вопроса: какой вид деятельности должна осуществлять каждая из входящих в корпорацию фирм и как должны распределяться ресурсы м/у ними.
2. Стратегия бизнеса (производственная стратегия). Уполномоченными по ее разработке являются руководители отдельных предприятий корпорации или ее подразделений. Применяется руководителями фирм с тем, чтобы предусмотреть все последовательные шаги и интересы производства на пути достижения долгосрочных целей. Стратегия призвана ответить на такие основные вопросы: каковы шансы данной фирмы на успех среди конкурентов?, какой продукт или услуга будут выставлены на рынок?, какой тип потребителя будет преобладать на рынке?, каким образом будут распределяться ресурсы внутри производства?, какая технология наиболее приемлема? При этом у фирм, действующих самостоятельно, стратегия корпорации совпадает со стратегией бизнеса.
3. Функциональная стратегия. Разрабатывается функциональными руководителями. Если корпоративная и производственная стратегии дают ответ на вопрос, что делать, то функциональная объясняет как делать. Функциональная стратегия представляет собой руководство для каждодневного управления основными производственными функциями, которые включают в себя: маркетинг, финансы, производство, б/учет, работу с кадрами, исследование и разработки. При этом основным условием действия ФС является ее соответствие и поддержка производственной стратегии.
Этапы процесса СП:
1.Выбор миссии орг-ции . В случае широкого понимания миссии рассматривается как констатация философии и предназначения, смысл существования организации, философия организации определяет ценности, верование и принципы в соответствии с которыми организация намеривается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действие, которое организация намеривается осуществлять и то какого типа организацией она намеревается быть. Миссия в узком понимании – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в которой проявляется отличие данной организации от ей подобной. Т.о. миссия : 1) дает субъектам внешней среды представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремиться, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия. 2) Миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. 3) Миссия создает возможность для более действенного управления организацией. Миссия дЪб официально сформулирована и о ней д/б официально сообщено сотрудникам организации. Миссия служит в качестве ориентира на котором руководители основывают свое решение. Выбор слишком узкой миссии м/сузить возможности руководства находить альтернативы при принятии решений. Выбор слишком обширной миссии может повредить успеху организации. Например, миссия ресторана общепита – предоставление людям недорогой быстро приготовленной пищи.
2.выбор целей орг-ции – они формируются и устанавливаются на осн. общей миссии орг-ции и опред ценности и цели, на к-рые ориентируется высшее руководство. Цели – конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Цели являются исходной точкой планирования, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации. Цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, а также подразделений и организации в целом. Цели д.б. конкретными, измеряемыми, ориентированными во времени (т.е. кратко- или долгосрочными), достижимыми.
3.оценка и анализ внеш. среды – процесс, посредством к-рого разработчики стратегич плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Факторы внешней среды: политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции и социальные.
4.оценка сильных и слабых сторон орг-ции – оцениваются функциональные зоны орг-ции для выявления её стратегически сильных и слабых сторон. Т.е. необходимо определить обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить внутренние слабые стороны, которые можно усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. С целью упрощения в обследовании обычно выделяют 5 ф-ций: маркетинг, финансы (б/учёт), произв-во, чел-ские рес-сы, культура и образ корпорации. Для достижения целей этого этапа активно используется СВОТ-анализ.
5.анализ стратегических альтернатив.
Одна из первых парадигм стратегии корпорации была заложена Уильямом Ф. Глюком – исследователем, работавшем на ранних стадиях развития стратегий управления. Он предположил, что стратегия корпорации м/б 4х типов:
Стратегия роста. Применяется в случае, если компания преследует цель расширения объема продаж, видов выпускаемой продукции, производственных мощностей, причем этот рост в % отношении должен превышать уровень роста ВНП и инфляцию. Расширение производства может происходить за счет внутреннего роста, слияния фирм или приобретения новых производств, развития рынка, развития продукта.
Стратегия стабильности. Применяется на тех предприятиях, которые довольствуются существующим объемом производства и управление ими направлено на поиск стабильного прибыльного роста соизмеримого с ВНП или информацией.
Стратегия обороны. Применяется компаниями, которые нельзя отнести к числу преуспевающих. Если корпорации, включающие в себя большое число производств, оказываются перед лицом серьезной проблемы: количество фирм, входящих в корпорацию огромно, но ни одна из них не приносит желаемой прибыли, а процесс развития и совершения производства фактически сходит на нет, то необходимо предпринять ряд решительных шагов – часть фирм продать, часть расформировать, оставшиеся полностью переориентировать, такая тактика носит название обороны. Как правило на осуществление подобных действий уходит не более 3 лет. Оперативность является одним из слагаемых успеха.
Комбинированная стратегия. Глюк предположил, что многие мультипроизводственные компании применяют сочетание различных стратегий по отношению к своим фирмам или подразделениям. В зависимости от ситуации, сложившейся в каждом из них применяется наиболее подходящая стратегия. Подобный подход весьма прогрессивен поскольку нет необходимости вырабатывать строго определенную стратегию, а затем адаптировать ее на всю сферу бизнеса. Однако есть в нем и недостатки. Комбинированная стратегия не позволяет выработать единый план действий, что в последствии затрудняет координацию и управление компанией в целом.
Стратегии бизнеса. Они называются базисными. Они отражают 4 подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния 1 из нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли и технология.
Стратегии концентрированного роста. Это стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают 3 других элемента. В случае следования этим стратегиям, фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый не меняя при этом отрасли. Фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо перехода на новый рынок.
Стратегии интегрированного роста. Это стратегии связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Фирма может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.
Стратегии диверсионного роста. Эти стратегии реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Стратегии сокращения. Они реализуются когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие как например, структурная перестройка. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного или спланированного сокращения производства. Реализация данных стратегий зачастую проходит небезболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, иногда это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, т. к. в подавляющем большинстве случаев, обновление и всеобщее ускорение – взаимоисключающие процессы развития бизнеса. В реальной практике фирма может одновременно реализовывать несколько стратегий. Фирмой может производиться и определенная последовательность в реализации стратегий. В таких случаях фирма осуществляет комбинированную стратегию.
6.выбор стратегии . Происходит выбор альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Факторы, влияющие на стратегический выбор – риск, прошлые стратегии, время. Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера и сущности реализованных стратегий.
Матрица Томпсона Стрикланда. Это матрица выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка продукции и конкурентной позиции фирмы. Образуются 4 квадранта стратегий.
Для 1 квадранта возможны стратегии:
1.концентрация
2.вертикальная интеграция
3.центрированная диверсификация.
Для 2 квадранта:
пересмотр стратегий концентрации
горизонтальная интеграция (слияние)
сокращение
ликвидация
Для 3 квадранта:
сокращение расходов
диверсификация
сокращение
ликвидация
Для 4 квадранта:
центрированная диверсификация
конгломеративная диверсификация
совместное предприятие в новой области.
Сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы зачастую играют решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей порождаемых их лидирующим положением и к укреплению этого положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для роста. Если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации. Если отрасль бурно развивается, должна реализовываться стратегия концентрированного роста либо интегрированного роста. Слабые фирмы должны выбирать те стратегии, которые могут привести к увеличению их силы. Если таких стратегий нет, то они должны покинуть отрасль.
2.МатрицаБКГ (бостонской консультативной группы). Представляет собой метод сопоставления различных стратегических зон хозяйствования (СЗХ), в которых работает фирма. Размер матрицы по вертикали задает рост объема спроса. Размер по горизонтали – соотношение доли рынка, принадлежащее фирме и доли рынка, принадлежащей ее ведущему конкуренту. По мнению БКГ это соотношение определяет сравнительные конкурентные позиции фирмы в будущем.
3. Матрица Маккинзи. В этой матрице вместо показателей роста объема использован параметр привлекательности СЗХ, а вместо относительной доли рынка – будущий конкурентный статус. Матрица Маккинзи пригодна для принятия решений того же типа, что и матрица БКГ. Однако она также применима во всех фазах цикла спроса и технологий и при самых различных условиях конкуренции, но пользоваться ей можно только после ряда трудоемких операций. Поэтому матрица БКГ сохраняет свое значение в качестве упрощенного аналитического метода для тех СЗХ, которые продолжают расти устойчивыми темпами и в стабильных условиях и в которых прочность конкурентного статуса фирмы измеряется ее относительной долей на рынке.
Теория Портера. Существуют 3 основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:
связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого, она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также отлаженную систему распределения продукции, т. е. Чтобы добиваться минимальных издержек на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не д/б высоко развит.
Специализация в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществить высокоспециализированное производство и маркетинг, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что покупатели выбирают данную марку, даже если цена достаточно высокая. Фирмы, реализовывающие эту стратегию должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь граммотных дизайнеров, отлаженную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремиться работать на всем рынке, работает на четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенном типе продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек, либо проводить политику специализации в производстве продукта, возможно и совмещение этих 2 подходов. Однако обязательным для проведения стратегии 3 вида является то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка.
7.реализация стратегии - СП приобретает смысл тогда, когда оно реализуется; после выбора основополагающей общей стратегии, её необходимо реализовать, объединив с другими организац ф-циями. Важным мех-мом увязки стратегии являются: тактика – конкретные краткоср. планы, согласующиеся с общими долгосрочными. Политика - общее рук-во действий для принятия решений, к-рое упрощает достижение цели; обычно формируется на длительный период. Процедура - описание действий, к-рые следует предпринимать в конкр ситуации, т.е. когда ситуация для принятия решения имеет тенденцию часто повторятся, руководство считает правильным заново применить испытанный временем способ действия и вырабатывает стандартизированные указания; по существу процедура – запрограммированное решение. Правила - точно определяют, что д.б. сделано в специфич единич ситуации; когда рук-во хочет ограничить выполнение конкретных действий конкретными способами – оно составляет правила.
Правила отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации, в к-рых имеет место последовательность нескольких связанных между собой действий.В наст время имеется ряд методов согласования планирования и пр-сса контроля.
Двумя основными методами согласования планирования и процесса контроля являются бюджеты и управление по целям.
Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в кол-ной форме для достижения целей также представленных количественно. Бюджет – это эталон, с к-рым можно сравнить результаты фактического использования р-сов. Управление по целям – метод объединения планирования, контроля и мотивации в обл чел-ских р-сов, к-рый успешно применяют многие орг-ции для уменьшения числа конфликтов и снижения офиц реакции людей на контроль путём их участия в этом процессе. Данный метод позволяет реализовать стратегию путём улучшения связей м/у целями подчинённых, их начальников и самой орг-ции.
8. Оценка стратегии – производится путём сравнения рез-тов работы с целями. Процесс оценки исп-ся в качестве мех-ма обратной связи для корректировки стратегии. Существует ряд критериев как количественных (доля рынка, прибыль, рост объема продаж, курс акций, текучесть кадров) так и качественных ( расширение объема услуг клиентам, усугубление знания рынка, использование возможностей), которые используются для оценки.
Вопрос 16. Адаптивные стр-ры управления: виды, области применения, преим-ва и недостатки.
Потенциальные недостатки воздействия оказываемого бюрократическими стратегиями на функционирование организации состоят в жесткой заданности поведения, трудностях связи внутри организации и неспособности к быстрым нововведениям. Масштабы этих проблем быстро возрастают, если организация сталкивается с быстрыми изменениями окружающей среды или с высокотехнологической продукцией.некоторые проблемы бюрократических структур м/б решены при введение органических или адаптивных структур. Структуры называются адаптивными, т.к. их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окр.среды и потребностями самой организации. На сегодняшний день исп-ся 2 основных типы органических структур – проектные и матричные организации.
С ускорением изменения внешних условий деятельности недостатки, присущие бюрокр стр-рам становятся всё более заметными. Чтобы орг-ции имели возм реагировать на изменения окруж среды и внедрять новую технологию, были разработаны адаптивные организационные (органические) стр-ры. Типы этих стр-р – это проектные, матричные орг-ции, орг-ции конгломератного типа. ПРОЕКТНАЯ Орг-ЦИЯ – это временная стр-ра, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл её состоит в том, чтобы набрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для осуществления сложного проекта не выходя за пределы установленных сроков, с заданным уровнем качества, не выходя за пределы сметы. Когда проект завершен, команда распускакется. Ее члены либо переходят в новый проект, либо возвращаются к постоянной работе в своем родном отделе, либо уходят из этой организации. ПРЕИМ-ВО: концентрирует все усилия на решение одной проблемы, члены проектной организации подчиняются только руководителю проекта. . Сущ-ет несколько типов проектн орг-ций: чистая (сводная) проектн стр-ра – уменьшенная копия самой орг-ции, созданная для решения особо крупных задач.
Матричные стр-ры орг-ции (модификация проектной) – члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. Руководитель проекта обладает проектными полномочиями. Эти полномочия могут варьировать от почти всеобъемлющей линейной власти над всеми деталями проекта до практически чистых штабных полномочий. Взаимодействие руководителей проектов с функциональными отделами осуществляется по горизонтали и эти связи, накладываясь на вертикальные связи внутри организации, образуют матрицу взаимодействия. Преимущества: высокий потенциал адаптации к изменениям внешней среды путем простого изменения баланса м/у ресурсами и результатами, функцией и продуктом, техническими и административными целями. В основе трудностей, с которыми в случае использования матричной департаментализации сталкивается организация лежит система двойного подчинения. В частности матричная система порождает двусмысленность роли работника и его руководителей. Это создает напряжение м/у членами организации, увеличивает их стресс.
Вопрос 14. Организация взаимодействия и полномочия: основные понятия, виды полномочий
ОРГ-ЦИЯ — это пр-сс создания структуры предприятия, к-рая дает возможность людям эфф-но работать вместе для достижения его целей. Имеется 2 осн аспекта организационного пр-сса:
деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям
взаимоотношения полномочий, к-рые связывают высшее рук-ство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач.
.
ПОЛНОМОЧИЯ - огранич право использовать ресурсы орг-ции и направлять усилия ее сотрудников на вып-е определенных задач. Средством, при помощи к-рого рук-во устанавливает отношения м/у уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность предст собой обяз-во выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и, собственно, ответственность не может быть делегирована. Полномочия делегируются должности, a не индивиду, к-рый занимает ее в данный момент. Полном огранич планами, процеурами, тактиками, правилами, устн. Распоряжения начальства, а также факторами внеш среды (знаниями, культ ценностями). Полномочия и власть часто путают. П определяются как делегированое, присущее данной должности право использования р-сов орг-ции, а власть – реальная способность действовать или возм влиять на ситуацию. Можно иметь власть не имея влияния
Типы полномочий.
1. ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ — это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом делегирования линейных полномочий является цепь команд.
2. ШТАБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ (аппаратные)– полномочия, помогающие орг-циям использовать своих специалистов без нарушения пр-па единоначалия. Аппаратные задачи можно определить как консультативные или обслуживающие. Шт полномочия включают:
-рекомендательные – предполагается, что линейное руководство будет обращаться за консультациями, когда потребуется его знания, но линейное руководство не обязано так поступать
-обязательные согласования – линейное рук-во д обсудить соответств ситуацию со штабным аппаратом прежде чем предпринять действие или предоставить предложения высшему руководству
-параллельные полномочия – аппарат имеет право отклонять решения линейного руководства; цель – установление системы контроля для установления власти и предотвращения грубых ошибок
-функциональные полномочия – аппарат может как предложить, так и запретить к-то действия в обл. своей компетенции; устраняется различие между лин и шт полномочиями и обязанностями для всех практических целей
Линейные рук-ли часто обладают аппаратными полномочиями в некоторых областях, а глава штабного аппарата обладает линейными полномочиями в отношении самого аппарата.
Типы штабного аппарата:
консультативный. Когда линейное руководство сталкивается с проблемой, требующей специальной квалификации, оно м/пригласить соответствующих специалистов на временной или постоянной основе и сформировать консультативный аппарат. В обязанности этих специалистов входит консультирование линейного руководства в их области знаний;
обслуживающий
личный – разновидность обслуживающего аппарата, формирующегося, когда руководитель нанимает секретаря или помощника.
Возможно делегирование – 1 из самых важных проблем, с которой сталкивается менеджер. Суть проблемы состоит в постоянном делегировании власти подчиненным и постоянном делегировании власти менеджеру от вышестоящего должностного лица. Делегирование важно по крайней мере по 4 причинам:
оно расширяет способности и компетентность менеджера, путем делегирования различных задач ключевым служащим, менеджер способен браться за более амбициозные проекты, лучше планировать свою деятельность.
Делегирование полномочий обеспечивает отличные возможности для обучения и тестирования потенциальных менеджеров, когда вышестоящее лицо делегирует некоторые управленческие обязанности, подчиненные получают возможность больше узнать о действиях производственных единиц и развивать свое управленческое мастерство.
Позволяет использовать уникальный опыт и знания подчиненных в к.-л. особой области
Позволяет внедрить специализацию в работу менеджера, позволяет распределять обязанности менеджера и назначать их нескольким подчиненным менеджерам, основываясь на их специальных знаниях.
Делегирование полномочий от менеджера к подчиненным включает 3 существенных элемента:
предписать обязанности, задания непосредственным подчиненным;
предоставить подчиненным власть, необходимую для выполнения этих обязанностей;
установить обязательства исполнять свои обязанности успешно.
Несмотря на то, что ценность делегирования выглядит очевидно, существует разнообразные препятствия, мешающие эффективно использовать этот процесс. Источники этих помех заключаются в:
Супервайзере. Супервайзеры (менеджеры) создают препятствия для делегирования, когда они становятся на 1 или более следующих позиций, отражающих их непросвещенность:
они хотят обладать властью и не желают отдавать ни крупицы власти подчиненным
они рассматривают делегирование как признак слабости, указывающий, что они не могут справиться со своей деятельностью
они чувствуют, что единственный путь сделать что-либо правильно – сделать это самим
они не хотят тратить время для обучения подчиненного тому, как выполнять задание.
Подчиненном. Подчиненные могут стать препятствием для делегирования, когда:
испытывают недостаток уверенности в своей возможности
испытывают недостаток информации или ресурсов, требуемых для выполнения работ
они считают, что проще спросить своего супервайзера, чем пытаться решать проблему самим
Показатели организации или ее культура может блокировать эффективное делегирование , когда:
организация имеет малый размер, либо существует очень мало видов деятельности, чтобы их делегировать
для организации нет традиции делегирования и нет поведенческого прецедента, которому могли бы следовать подчиненные.
Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 237.