Кризис и гибель рабовладельческой формации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ш—V вв. н.э. — период кризиса поздней Римской империи, в основе которого лежал кризис рабовладельческих производственных отношений.

Общими особенностями периода являются: сепаратизм про­винций, нашествия варваров (готы, франки, аламаны и др.), восстания рабов, колонов, армейские перевороты, наличие большого числа деклассированных элементов в городах — люмпенов.

Распространение коло­ната — новой формы эксплуатации — свидетельствовало о кризисе ра­бовладельческой системы хозяйства. Начавшись в Италии, этот кризис постепенно охватил всю империю. В обширном рабовладельческом мире, созданном римскими завоеваниями, противоречия, присущие рабовла­дельческому способу производства, достигли наивысшей остроты. С ростом численности рабов отсутствие у них стимулов к труду стало тормозом развития производительных сил. Усиливалась борьба рабов с рабовла­дельцами, характеризовавшаяся повседневным сопротивлением (плохая работа, порча орудий). Рабский труд стал экономически невыгодным, но в разлагавшемся рабовладельческом обществе не было источников более производительного труда. Прогрессивные возможности колоната (некоторая заинтересованность производителя в труде) не могли широко проявиться при наличии рабства. Положение колонов непрерывно ухуд­шалось, и к IV в. н. э. мало отличалось от положения рабов, их труд оставался малопроизводительным. Рабский труд не мог быть заменен и трудом свободных граждан. Развитие рабства разоряло свободных крестьян и ремесленников и выталкивало их из сферы производства. Скапливаясь в городах, они образовывали паразитический слой люмпен-пролетариев, который рабовладельческое общество Рима содержало за счет труда рабов и финансового ограбления провинций. В период империи в Риме регулярно получали бесплатный хлеб до 200 тыс. че­ловек. В их глазах физический труд был уделом рабов, занятием, не до­стойным свободного человека. Таким образом, ни рабы, ни колоны, ни разорявшиеся свободные крестьяне не хотели трудиться, общество зашло в тупик.

Затрудняла управление экономикой и огромная территория Римской империи. С начала II в. н. э. римляне часто в сраже­ниях терпели поражения, что приводило к приостановке при­тока дешевых рабов. Усиливались негативные стороны исполь­зования рабского труда, сокращались стимулы к труду у других слоев населения, приходили в упадок ремесла, усиливалась на­турализация хозяйства. Неравноправное положение провинций усиливало их стремление к экономическому и политическому обособлению, что еще более осложняло хозяйственное положе­ние метрополии и вынуждало искать более эффективные пути ведения хозяйства на Италийском полуострове. В недрах рабовладельческого строя зарождались протофеодальные отноше­ния, крупные латифундии дробились на мелкие участки, коло­ны прикреплялись к земле.

Внешним выражением кризиса рабовладельческой системы явился экономический упадок, начавшийся с Италии, бывшей центром империи. Италия утрачивает свое преимущественное положение, италийские вина, оливковое масло, ремесленные изделия не находят уже внешних рынков. Рим, став «мировым городом», превратился в центр паразитического потребления. Громадные денежные богатства, стекавшиеся в Рим, тратились непроизводительно. С III в. н. э. экономический упадок ох­ватывает и провинции. С ростом крупных латифундий, ставших теперь главной формой хозяйства, усиливается натурализация хозяйственной жизни, ослабевает товарное производство, свертывается торговля, пустеют города, обесцениваются деньги. Снова, как на заре рабовладель­ческого общества, главной ценностью становится земля. Все большее хозяйственное обособление  провинций подготавливало их отпадение от Рима. С разорением и деклассированием крестьянства снизилась боеспособность некогда непобедимой римской армии, ослабела воен­ная мощь Рима. Государство было не в состоянии охранять свои грани­цы от натиска соседних варварских племен и поддерживать порядок внутри империи. В конце IV в. Римская империя была разделена на две части — Восточную с центром в Константинополе и Западную. Между Римом и Константинополем началась борьба за первенство, которая еще больше подтачивала силы Рима. Начавшийся развал империи был усугублен резким обострением классовых противоречий, борьбой колонов и рабов. В конце V в. (в 476 г.) Западная Римская империя перестала существовать, Рим был завоеван варварами. Падение Рима знаменовало конец рабовладельческой формации в целом. Гибель рабовладельческого общества сопровождалась прямым разрушением производи­тельных сил, значительным понижением общего уровня социально-эко­номического развития, возвратом к натуральному хозяйству.

Все же рабство было необходимым этапом на пути развития человечества. «Только рабство,— отмечал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге»,—сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием н промыш­ленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира ... Без рабства не было бы грече­ского государства, греческого искусства и греческой науки; без рабства не было бы и Римской империи. А без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».[3]

Вывод

 

Экономическая система античности строилась на применении труда рабов. Первоначально раб не считался вещью, он был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же вместе садился за стол. Глава семей­ства — патриарх — распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обычай — никто не имел права обращаться с ним жесто­ко. (Историки называют такое рабство патриар­хальным.)

Отец семейства мог предоставить рабу свободу и участок земли. Тогда раб становился вольноот­пущенником и членом общины. Именно об этом мечтал свинопас Эвмей — раб Одиссея. Один из немногих рабов последнего, он сохранил верность господину во время его странствий.

Иная система рабства утвердилась в Греции в V—IV вв. до н. э. К этому времени родствен­ные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм — антич­ный полис, экономика которого была немыслима без труда рабов. Их стали ввозить из Скифии, Фракии и других местностей. Чтобы не возник­ло впечатление, что свободные люди вовсе пе­рестали трудиться, не стоит забывать, что воль­ные крестьяне и рабы всегда сосуществовали. В это время на раба перестали смотреть как на члена семьи: отныне он был вещью, собствен­ностью господина и потерял права личности. Такое рабство называют классическим. Оно окон­чательно оформилось в Древнем Риме. Госпо­дин мог дать рабу любую работу, продать, жес­токо наказать и даже убить — никто не был ему судьёй, так как остальные владельцы ра­бов поступали точно так же.

Если невольник убивал господина, то в таком случае полагалось казнить всех рабов, находив­шихся в доме, — одних по подозрению в соуча­стии, других за то, что не помешали преступни­ку. Однако вот свидетельство римского автора Плиния Младшего: «Никто не может чувствовать себя спокойно потому, что он снисходителен и мягок: господ уничтожают не по суду над ними, а по склонности к преступлениям».

Большинство рабов не имели собственности: они трудились на земле хозяина, работали в его мастерской; орудия труда тоже принадлежали господину. Всё, что производил раб, забирал хо­зяин. Однако он же брал на себя и заботу о невольнике, кормил его, одевал, давал крышу над головой; если это было необходимо — ле­чил. Чтобы раб лучше работал, владелец стремился поощрять трудолюбивых и добросовестных. В глазах рабов даже обычная похвала не говоря о лучшей еде и одеж­де. Представление о том, как относились рабовладельцы к рабам, можно получить, прочитав из поэмы Гомера «Одиссея»:

 

Раб нерадив: не принудь господин

повелением строгим К делу его, за работу он сам

не возьмётся с охотой: Тягостный жребий печального рабства

избрав человеку. Лучшую доблестей в нем половину

Зевс истребляет.

 

Рабы стоили дорого. В Афинах их цена в зави­симости от пола, возраста, способностей и физи­ческого состояния колебалась от 120 до 220 драхм. (Ежедневный прожиточный минимум афинской се­мьи из трёх-четырёх человек составлял половину драхмы.) Во-первых, это означало, что раба берег­ли. Уморить его голодом или убить было крайне невыгодно для владельца. Во-вторых, содержать большое количество рабов — до 1000 — могли толь­ко очень богатые люди. У зажиточных граждан было не более полусотни рабов, включая и домаш­нюю прислугу, а люди среднего достатка имели 10—15 невольников. Общее число рабов быстро уве­личивалось, но не могло быть больше определён­ного оптимального предела. Во времена Александ­ра Великого, например, на 30 тыс. свободных жителей Афин приходилось 100 тыс. рабов.

В эпоху классического рабства главным сти­мулом принуждения раба к труду были не плети и кандалы. Добросовестной работой и преданно­стью господину можно было заслужить свободу и сделаться вольноотпущенником. В Греции это означало получение прав гражданина.

Многие рабы были домашними слугами. У вхо­да в богатый дом пришедших встречал раб-при­вратник. Другой раб лил хозяину воду на руки перед едой, разувал его (за трапезой греки воз­лежали на ложе) и омывал ему ноги. Во время пирушек молодые и красивые невольники разв­лекали гостей музыкой и танцами. Рабыни при­служивали госпоже, могли исполнять обязаннос­ти кормилиц. Часто рабы занимались ремёслами: плотницким, оружейным, кожевенным.

Были и рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов, охраня­ли порядок на улицах, сторожили государствен­ные склады и заведовали архивами. Их положе­ние считалось привилегированным. Они могли иметь жену и дом. Государство платило им жа­лованье. Наиболее расторопные делали головокру­жительную карьеру.

Были среди рабов и врачи, переписчики книг, библиотекари, секретари, актёры и певцы. Как правило, рабы занимались и воспитанием детей. По-гречески «педагог» означало «водитель детей», и должность педагога имела прочно закрепивший­ся за ней рабский статус. Бывший раб Эпиктет (около 50—130 гг. н. э.) стал одним из крупней­ших философов своего времени. Познав тяготы жизни у жестокого хозяина-самодура и обретя свободу, он учил людей быть внутренне свобод­ными — стоически исполнять свой долг невзи­рая на трудности и не бояться ни бедности, ни тяжкого труда. «Элиту» составляли рабы — управляющие по­местьями (вилики). Они стоили целого состояния: знали толк в сельском хозяйстве, распоряжались работающими в поместье невольниками и даже пускали в оборот хозяйственные средства, чтобы получить дополнительную прибыль. В качестве поощрения имели семью.

В Спарте сложился особый тип рабства, от­личный от того, который был в Афинах. Целый народ Мессении — области полуострова Пело­поннес — был порабощён воинственными при­шельцами. Местные жители стали называться илотами. Они продолжали жить в своих селе­ниях и трудиться на той же земле, которая те­перь принадлежала спартиатам. Каждая семья илотов должна была содержать поработителя, отдавая ему часть урожая. Илоты сохраняли ос­татки самоуправления, однако были совершен­но бесправны, и их жизнью распоряжались граждане-спартиаты. Таким образом, спартанское государство состояло из двух замкнутых, стро­го разграниченных и вместе с тем тесно связан­ных классов: свободных и рабов, эксплуатато­ров и эксплуатируемых, воинов и земледельцев. Когда нарушилось строгое разделение труда, государство спартиатов погибло. Из этого приме­ра понятно, что такое рабство и какое значение оно имело для своего времени.

Греки обосновали разделение людей на свобод­ных и рабов. «Очевидно, что одни люди по при­роде свободны, другие — рабы, и этим послед­ним быть рабами полезно и справедливо», — писал великий философ Греции Аристотель. Рим­ляне как люди практического склада разработа­ли целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» приводится заповедь рабовладельца: «Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать». Затем следуют скрупу­лёзные расчёты: сколько нужж» рабу одежды на год, каковы размеры казармы для жилья, ко­личество в ней матрасов и одам. Хорошо рабо­тающий раб получает 1,5 кг хлеба н 0.7 л вина, овощи, фрукты, маслины, соль — столько, сколь­ко съедал свободный крестьянин. Была разрабо­тана и система наказаний.

Почему в эпоху распространения рабства в Римской империи не появилось сложных устройств, облегчающих физический труд? Может быть, незаинтересованному в своём труде и не­добросовестному рабу нельзя было доверить механизм? Отчасти это верно, но причины та­кого положения вещей следует искать глубже. Можно сказать, что до введения техники деле просто не дошло. Хозяйство с применением рабского труда было выгодно до тех пор, пока оставалось небольшим поместьем. Его владелец никогда особенно не стремился вводить технические новшества — если бы он поступил так его хозяйство перестало бы окупаться. Даже самом «рыночном» хозяйстве часть продукте использовалась в «натуральном» виде — «съедалась» внутри него, т. е. оно было необходим не только для «делания денег», но и для пропитания.

В первые века новой эры на смену небольшим рабовладельческим поместьям пришли огромные хозяйства-латифундии. Здесь рабский труд стал малопроизводителен. Раб не оправдывал даже расходов на его содержание. Способ повышения производительности рабского труда заключался в том, что хозяин латифундии выделял рабу дом, участок земли, необходимый инвентарь, позволял иметь семь За это раб ежегодно расплачивался частью урожая. Свободные крестьяне, потерявшие землю, становились арендаторами. Таким образом, разница между крестьянами и рабами стиралась. Они превращались в зависимых земледельцев и называли их колонами. Это было начало протофеодальных отношений.

В это время законы о рабстве в Римской империи становятся гуманнее. Господин не мог убить непокорного раба. Он мог наказать его только через суд, а чрезмерно жестокое и оскорбительное обращение с рабами даже каралось. Государство запрещало разъединять семьи paбов, а со временем признало законными браки свободных с рабами.

Римская республика знала драматические восстания рабов, эпицентром которых был о. Сицилия. Здесь в силу природных условий стало возможным создание крупных плантации которых трудились целые армии рабов. Жестокие условия существования с большей легка могли вызвать бунт, заставить рабов взять в руки то оружие, которое было им доступно. Однако «лицо» этих восстаний определяла отнюдь не рабы, пусть их было и множеств свободные крестьяне, ущемлённые в свою земельных правах. В то время как рабы были движимы в первую очередь чувством мести, мелкие землевладельцы проявляли недовольство существующим порядком. Именно под их влиянием Спартак — предводитель наиболее известного восстания 73—71 гг. до н. э. — принял решение идти на Рим, чтобы захватить власть и поровну наделить землёй всех нуждающихся. Но не только восстания сокрушили рабство, - оно выродилось как экономическая система.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Робертс Дж. М. Рим и классический Запад. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том III. – М.: БММ АО, 1998.

 

2. Паневин К. В. История Древней Греции. – Санкт-Петербург: Полигон, 1999.

 

3. Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: Олма-пресс, 1998.

 

4. Экономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. вузов). – Высшая школа, 1985.

 

5. Экономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. ун-тов). – М.: Изд-во МГУ, 1986.

 

6. Экономическая история СССР и зарубежных стран. Учебник для экон. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

 


[1] Полис (гр. город, государство) — особый тип государства, возникший как коллектив граждан-землевладельцев, представляет собой город с прилегающей к нему сельской территорией.

[2] Метрополия (гр. мать городов} — главный город но отношению к созданным им колониям.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с.185


Дата: 2019-05-28, просмотров: 219.