Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение                                                                                                              2

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции 3

Хозяйство гомеровского периода. Генезис рабовладения и великая колонизация 3

Хозяйство Древней Греции в период расцвета рабовладельческого способа производства (V в. до н. э.).                                                                                                                          5

Кризис рабовладельческого строя в Древней Греции                                    7

Рабство в экономике Древнего Рима                                                9

Экономика в Царский период                                                                              9

Экономика в период Республики                                                                      10

Роль рабства в хозяйстве Римской империи                                                  12

Колонат                                                                                                                 14

Кризис и гибель рабовладельческой формации                                            15

Вывод                                                                                                                   17

Список использованной литературы                                            20

 

 

 

Введение

 

Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх — глава семьи) — сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежа­ла большая часть земельного фонда.

Своего полного, наивысшего развития рабовладельче­ский способ производства достиг в так называемом антич­ном мире — в Древней Греции и Древнем Риме, существо­вавших позже, чем древневосточные государства. В антич­ных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

Становление рабовладельческих государств в Древней Греции и Риме происходило как результат интенсивного разложения родоплеменного строя, почти полного распада первобытной общины.

Формирование рабовладельческих отношений в антич­ном мире было связано с крупными войнами, которые обес­печивали не только грабеж материальных ценностей на захваченных территориях, но и большой приток пленных, превращавшихся, как правило, в рабов.

В античных странах сначала также существовало патри­архальное рабство, но по мере развития производства, то­варно-денежных отношений оно уступило место так назы­ваемому классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением полу­чить максимальную выгоду от их труда. В отличие от пат­риархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа бы­ли лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства.

 

 

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции

 

Первоначально Древняя Греция (Эллада) представляла собой множество мелких самостоятель­ных государств, занимавших Балканский полуостров и острова Восточного Средиземноморья. Природные условия способствовали обособ­ленности греческих общин, возникавшие в отдельные периоды союзы государств были неустойчивыми.

Огромную роль в жизни древних греков играло море. Обилие удобных бухт и островов способствовало раннему развитию мореходства и обмена.

Начавшееся разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII—VII вв. до н. э. сложился обширный греческий мир. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

 

Экономика в Царский период

 

VIII—VI вв. до н.э. характеризуются разложением родовой общины. На место кровнородственных связей приходит прин­цип территориального расселения, внутри общины усиливается имущественное расслоение. Хозяйственно-юридической еди­ницей стала большая патриархальная семья (familia), включав­шая и рабов. Римское сообщество было разделено на патрициев и плебеев.

Патрициями в X—VIII вв. до н. э. назывались все римляне — члены римской родовой организации (римский populus), имевшие представителей (старших в роде) в сенате, в совете отцов (patrez). В процессе разложения родоплеменного строя ими стали называться только члены знатных семей, противо­поставлявших себя другим членам римского народа. Они ста­новились покровителями обедневших родичей. Глава семьи — патриций (pater familias) обладал неограниченной вла­стью над ее членами (вплоть до права казнить или продавать в рабство). Патрицианская семья получала от общины участок земли во владение и приусадебный участок площадью 2 югера (0,5 га) в собственность.

Особую группу жителей составляли плебеи, по-видимому, пришельцы из других областей — не члены римской общины. Они считались юридически свободными, но не имели граждан­ских прав, обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслом. В их среде быстро шли процессы соци­ального расслоения, но всех плебеев объединяло стремление к равноправию с патрициями, что связывалось с допуском к вла­дению участками на общинных землях, которые считались собст­венностью города-государства. Патриции занимали общинные земли, внося небольшую арендную плату. Это и служило одной из главных причин ожесточенной борьбы плебеев против патрициев, которая разворачивалась с VI в. до н. э. В ходе этой борьбы разлагались и отмирали остатки родовых отношений и сформировалось Римское государство, имевшее специфически военный характер и основанное на особой структуре — антич­ной гражданской общине.

 

Колонат

 

В Римской империи как форма аренды был широко распространен колонат. Колонами римские юристы называли любых арендаторов и тех, кто полу­чал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из по­коления в поколение, и тех крупных арендаторов, которые об­рабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками субарендаторам.

В начале II в. н. э. колоны, находясь на положении свобод­ных экономически и юридически арендаторов, вносили фикси­рованную арендную плату, обусловленную количеством и каче­ством используемой земли, а уже к концу века наиболее рас­пространенной стала форма, фактически тождественная денеж­ному оброку.

В конце II — начале III в. в африканских провинциях воз­никла барщина, окончательно утвердившаяся в IV—V вв.

К положению колонов из свободных граждан (ставших ими через систему клиентелы) постепенно приблизилось положение рабов (квазиколонов). Так происходила трансформация рабства в новые, хотя еще и не оформленные юридически, отношения. Колонами могли становиться и свободные арендаторы, и вернувшиеся из города плебеи. Сначала в Риме проводилась четкая грань между квази­колонами (рабами-колонами) и попавшими в зависимость че­рез систему клиентелы свободными. Но постепенно эта грань стирается. Колонат превращался в основную форму эксплуата­ции земледельцев, близкую к феодальной. Фактически крепо­стничество колонов было оформлено конституцией Константи­на (332 г.) «О беглых колонах», где предписывалось возвращать колонов в приписанные имения, а в наказание заставлять их работать закованными.

 

Вывод

 

Экономическая система античности строилась на применении труда рабов. Первоначально раб не считался вещью, он был почти членом семьи. Наравне со свободными он работал в поле и с ними же вместе садился за стол. Глава семей­ства — патриарх — распоряжался жизнью всех домочадцев. Личность раба защищал обычай — никто не имел права обращаться с ним жесто­ко. (Историки называют такое рабство патриар­хальным.)

Отец семейства мог предоставить рабу свободу и участок земли. Тогда раб становился вольноот­пущенником и членом общины. Именно об этом мечтал свинопас Эвмей — раб Одиссея. Один из немногих рабов последнего, он сохранил верность господину во время его странствий.

Иная система рабства утвердилась в Греции в V—IV вв. до н. э. К этому времени родствен­ные связи уже не соединяли людей так прочно. Возник новый общественный организм — антич­ный полис, экономика которого была немыслима без труда рабов. Их стали ввозить из Скифии, Фракии и других местностей. Чтобы не возник­ло впечатление, что свободные люди вовсе пе­рестали трудиться, не стоит забывать, что воль­ные крестьяне и рабы всегда сосуществовали. В это время на раба перестали смотреть как на члена семьи: отныне он был вещью, собствен­ностью господина и потерял права личности. Такое рабство называют классическим. Оно окон­чательно оформилось в Древнем Риме. Госпо­дин мог дать рабу любую работу, продать, жес­токо наказать и даже убить — никто не был ему судьёй, так как остальные владельцы ра­бов поступали точно так же.

Если невольник убивал господина, то в таком случае полагалось казнить всех рабов, находив­шихся в доме, — одних по подозрению в соуча­стии, других за то, что не помешали преступни­ку. Однако вот свидетельство римского автора Плиния Младшего: «Никто не может чувствовать себя спокойно потому, что он снисходителен и мягок: господ уничтожают не по суду над ними, а по склонности к преступлениям».

Большинство рабов не имели собственности: они трудились на земле хозяина, работали в его мастерской; орудия труда тоже принадлежали господину. Всё, что производил раб, забирал хо­зяин. Однако он же брал на себя и заботу о невольнике, кормил его, одевал, давал крышу над головой; если это было необходимо — ле­чил. Чтобы раб лучше работал, владелец стремился поощрять трудолюбивых и добросовестных. В глазах рабов даже обычная похвала не говоря о лучшей еде и одеж­де. Представление о том, как относились рабовладельцы к рабам, можно получить, прочитав из поэмы Гомера «Одиссея»:

 

Раб нерадив: не принудь господин

повелением строгим К делу его, за работу он сам

не возьмётся с охотой: Тягостный жребий печального рабства

избрав человеку. Лучшую доблестей в нем половину

Зевс истребляет.

 

Рабы стоили дорого. В Афинах их цена в зави­симости от пола, возраста, способностей и физи­ческого состояния колебалась от 120 до 220 драхм. (Ежедневный прожиточный минимум афинской се­мьи из трёх-четырёх человек составлял половину драхмы.) Во-первых, это означало, что раба берег­ли. Уморить его голодом или убить было крайне невыгодно для владельца. Во-вторых, содержать большое количество рабов — до 1000 — могли толь­ко очень богатые люди. У зажиточных граждан было не более полусотни рабов, включая и домаш­нюю прислугу, а люди среднего достатка имели 10—15 невольников. Общее число рабов быстро уве­личивалось, но не могло быть больше определён­ного оптимального предела. Во времена Александ­ра Великого, например, на 30 тыс. свободных жителей Афин приходилось 100 тыс. рабов.

В эпоху классического рабства главным сти­мулом принуждения раба к труду были не плети и кандалы. Добросовестной работой и преданно­стью господину можно было заслужить свободу и сделаться вольноотпущенником. В Греции это означало получение прав гражданина.

Многие рабы были домашними слугами. У вхо­да в богатый дом пришедших встречал раб-при­вратник. Другой раб лил хозяину воду на руки перед едой, разувал его (за трапезой греки воз­лежали на ложе) и омывал ему ноги. Во время пирушек молодые и красивые невольники разв­лекали гостей музыкой и танцами. Рабыни при­служивали госпоже, могли исполнять обязаннос­ти кормилиц. Часто рабы занимались ремёслами: плотницким, оружейным, кожевенным.

Были и рабы, принадлежавшие государству. Они работали на строительстве храмов, охраня­ли порядок на улицах, сторожили государствен­ные склады и заведовали архивами. Их положе­ние считалось привилегированным. Они могли иметь жену и дом. Государство платило им жа­лованье. Наиболее расторопные делали головокру­жительную карьеру.

Были среди рабов и врачи, переписчики книг, библиотекари, секретари, актёры и певцы. Как правило, рабы занимались и воспитанием детей. По-гречески «педагог» означало «водитель детей», и должность педагога имела прочно закрепивший­ся за ней рабский статус. Бывший раб Эпиктет (около 50—130 гг. н. э.) стал одним из крупней­ших философов своего времени. Познав тяготы жизни у жестокого хозяина-самодура и обретя свободу, он учил людей быть внутренне свобод­ными — стоически исполнять свой долг невзи­рая на трудности и не бояться ни бедности, ни тяжкого труда. «Элиту» составляли рабы — управляющие по­местьями (вилики). Они стоили целого состояния: знали толк в сельском хозяйстве, распоряжались работающими в поместье невольниками и даже пускали в оборот хозяйственные средства, чтобы получить дополнительную прибыль. В качестве поощрения имели семью.

В Спарте сложился особый тип рабства, от­личный от того, который был в Афинах. Целый народ Мессении — области полуострова Пело­поннес — был порабощён воинственными при­шельцами. Местные жители стали называться илотами. Они продолжали жить в своих селе­ниях и трудиться на той же земле, которая те­перь принадлежала спартиатам. Каждая семья илотов должна была содержать поработителя, отдавая ему часть урожая. Илоты сохраняли ос­татки самоуправления, однако были совершен­но бесправны, и их жизнью распоряжались граждане-спартиаты. Таким образом, спартанское государство состояло из двух замкнутых, стро­го разграниченных и вместе с тем тесно связан­ных классов: свободных и рабов, эксплуатато­ров и эксплуатируемых, воинов и земледельцев. Когда нарушилось строгое разделение труда, государство спартиатов погибло. Из этого приме­ра понятно, что такое рабство и какое значение оно имело для своего времени.

Греки обосновали разделение людей на свобод­ных и рабов. «Очевидно, что одни люди по при­роде свободны, другие — рабы, и этим послед­ним быть рабами полезно и справедливо», — писал великий философ Греции Аристотель. Рим­ляне как люди практического склада разработа­ли целую методику «выжимания» прибыли из рабов. В трактате Катона Старшего «О сельском хозяйстве» приводится заповедь рабовладельца: «Рабам не должно быть плохо: они не должны мёрзнуть и голодать». Затем следуют скрупу­лёзные расчёты: сколько нужж» рабу одежды на год, каковы размеры казармы для жилья, ко­личество в ней матрасов и одам. Хорошо рабо­тающий раб получает 1,5 кг хлеба н 0.7 л вина, овощи, фрукты, маслины, соль — столько, сколь­ко съедал свободный крестьянин. Была разрабо­тана и система наказаний.

Почему в эпоху распространения рабства в Римской империи не появилось сложных устройств, облегчающих физический труд? Может быть, незаинтересованному в своём труде и не­добросовестному рабу нельзя было доверить механизм? Отчасти это верно, но причины та­кого положения вещей следует искать глубже. Можно сказать, что до введения техники деле просто не дошло. Хозяйство с применением рабского труда было выгодно до тех пор, пока оставалось небольшим поместьем. Его владелец никогда особенно не стремился вводить технические новшества — если бы он поступил так его хозяйство перестало бы окупаться. Даже самом «рыночном» хозяйстве часть продукте использовалась в «натуральном» виде — «съедалась» внутри него, т. е. оно было необходим не только для «делания денег», но и для пропитания.

В первые века новой эры на смену небольшим рабовладельческим поместьям пришли огромные хозяйства-латифундии. Здесь рабский труд стал малопроизводителен. Раб не оправдывал даже расходов на его содержание. Способ повышения производительности рабского труда заключался в том, что хозяин латифундии выделял рабу дом, участок земли, необходимый инвентарь, позволял иметь семь За это раб ежегодно расплачивался частью урожая. Свободные крестьяне, потерявшие землю, становились арендаторами. Таким образом, разница между крестьянами и рабами стиралась. Они превращались в зависимых земледельцев и называли их колонами. Это было начало протофеодальных отношений.

В это время законы о рабстве в Римской империи становятся гуманнее. Господин не мог убить непокорного раба. Он мог наказать его только через суд, а чрезмерно жестокое и оскорбительное обращение с рабами даже каралось. Государство запрещало разъединять семьи paбов, а со временем признало законными браки свободных с рабами.

Римская республика знала драматические восстания рабов, эпицентром которых был о. Сицилия. Здесь в силу природных условий стало возможным создание крупных плантации которых трудились целые армии рабов. Жестокие условия существования с большей легка могли вызвать бунт, заставить рабов взять в руки то оружие, которое было им доступно. Однако «лицо» этих восстаний определяла отнюдь не рабы, пусть их было и множеств свободные крестьяне, ущемлённые в свою земельных правах. В то время как рабы были движимы в первую очередь чувством мести, мелкие землевладельцы проявляли недовольство существующим порядком. Именно под их влиянием Спартак — предводитель наиболее известного восстания 73—71 гг. до н. э. — принял решение идти на Рим, чтобы захватить власть и поровну наделить землёй всех нуждающихся. Но не только восстания сокрушили рабство, - оно выродилось как экономическая система.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Робертс Дж. М. Рим и классический Запад. Иллюстрированная история мира в 10 томах. Том III. – М.: БММ АО, 1998.

 

2. Паневин К. В. История Древней Греции. – Санкт-Петербург: Полигон, 1999.

 

3. Поляков Г. Б. История мировой экономики. – М.: Олма-пресс, 1998.

 

4. Экономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. вузов). – Высшая школа, 1985.

 

5. Экономическая история капиталистических стран.: (Учебное пособие для экон. фак. ун-тов). – М.: Изд-во МГУ, 1986.

 

6. Экономическая история СССР и зарубежных стран. Учебник для экон. спец. вузов. – М.: Высшая школа, 1978.

 


[1] Полис (гр. город, государство) — особый тип государства, возникший как коллектив граждан-землевладельцев, представляет собой город с прилегающей к нему сельской территорией.

[2] Метрополия (гр. мать городов} — главный город но отношению к созданным им колониям.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с.185


Содержание

Введение                                                                                                              2

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции 3

Хозяйство гомеровского периода. Генезис рабовладения и великая колонизация 3

Хозяйство Древней Греции в период расцвета рабовладельческого способа производства (V в. до н. э.).                                                                                                                          5

Кризис рабовладельческого строя в Древней Греции                                    7

Рабство в экономике Древнего Рима                                                9

Экономика в Царский период                                                                              9

Экономика в период Республики                                                                      10

Роль рабства в хозяйстве Римской империи                                                  12

Колонат                                                                                                                 14

Кризис и гибель рабовладельческой формации                                            15

Вывод                                                                                                                   17

Список использованной литературы                                            20

 

 

 

Введение

 

Античные страны, как и древневосточные, традиционно называют рабовладельческими, однако типы производства в этих государствах значительно различались. На Древнем Востоке существовал так называемый азиатский способ производства, основанный на патриархальном рабстве (от слова патриарх — глава семьи) — сравнительно мягком типе рабства, возникающем на первых этапах развития древних государств. В древневосточных странах рабы не являлись основными производителями материальных благ, эта роль принадлежала преимущественно различным категориям крестьян-общинников, находившихся в той или иной степени зависимости от государства, которому принадлежа­ла большая часть земельного фонда.

Своего полного, наивысшего развития рабовладельче­ский способ производства достиг в так называемом антич­ном мире — в Древней Греции и Древнем Риме, существо­вавших позже, чем древневосточные государства. В антич­ных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

Становление рабовладельческих государств в Древней Греции и Риме происходило как результат интенсивного разложения родоплеменного строя, почти полного распада первобытной общины.

Формирование рабовладельческих отношений в антич­ном мире было связано с крупными войнами, которые обес­печивали не только грабеж материальных ценностей на захваченных территориях, но и большой приток пленных, превращавшихся, как правило, в рабов.

В античных странах сначала также существовало патри­архальное рабство, но по мере развития производства, то­варно-денежных отношений оно уступило место так назы­ваемому классическому рабству, которое характеризуется высокой степенью эксплуатации рабов, стремлением полу­чить максимальную выгоду от их труда. В отличие от пат­риархальных рабов, за которыми признавались некоторые права человеческой личности, рабы классического типа бы­ли лишены всех прав, считались живыми орудиями труда. В античном обществе именно рабский труд являлся основой производства.

 

 

Роль рабства в экономическом развитии Древней Греции

 

Первоначально Древняя Греция (Эллада) представляла собой множество мелких самостоятель­ных государств, занимавших Балканский полуостров и острова Восточного Средиземноморья. Природные условия способствовали обособ­ленности греческих общин, возникавшие в отдельные периоды союзы государств были неустойчивыми.

Огромную роль в жизни древних греков играло море. Обилие удобных бухт и островов способствовало раннему развитию мореходства и обмена.

Начавшееся разложение родоплеменного строя и рост населения при ограниченности территории породили интенсивную колонизацию, в результате которой в VIII—VII вв. до н. э. сложился обширный греческий мир. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 245.