· Использование совместных семейных обсуждений проблем и достижений семьи,
· использование «Я-высказываний» при критике,
· расспрашивание ребенка о его проблемах вместо объяснений,
· предоставление права выбора хотя бы между двумя вариантами,
· позволять почувствовать последствия своего поведения (если не стирать носки, они когда-нибудь кончатся, если стоять под дождем, промокнешь).
Типы воспитания ребенка в семье.
Гиперопека – преувеличение, мелочная забота. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, преодолевать препятствия, из за чего формируется неуверенность в себе. Способы защиты – алкоголизация, фантазирование. Совместная деятельность понимается как «для и вместо ребенка». Ребенок плохо ориентируется в окружающей действительности.
Кооперация – сотрудничество с ребенком.
Гипоопека – недостаточность внимания. Дети в основном находятся на улице, у них формируется аддиктивное поведение. «Делай, как знаешь, только не мешай мне».
Симбиоз – чрезмерная эмоциональная близость, неотделение себя и своих задач, проблем от проблем ребенка, даже про достаточно взрослого ребенка постоянно говорит «Мы», не отпускает.
Непрогнозируемая эмоциональная реакция – неожиданное изменение настроения. За одно и тоже ребенок может быть в разное время наказан и обласкан, поэтому у детей неуверенность в себе, неверие в стабильность дружбы, любви.
Предъявление непомерных требований – успех становится самоцелью. Ребенок все время должен. Родители не выражают любовь к ребенку. У ребенка чувство вины, страх неудачи, иногда деспотизм.
Оптимальная родительская позиция должна отвечать 3 требованиям:
Адекватность – реальная оценка особенностей своего ребенка, умение видеть его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он в принципе хочет добиться от ребенка, учитывать возможности.
Гибкость – готовность и способность изменять стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его взросления. Не должно быть одной и той же «закостенелой позиции по отношению к успехам ребенка, его непослушанию. Но это не значит, что нужно требовать от ребенка то одно, то другое.
Прогностичность – ориентация на зону ближайшего развития, опережающая инициатива взрослого.
Неблагоприятными факторами в семейном воспитании являются: Непоследовательность родителей –
Эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность –
Тревожность –
Неверная линия контроля –
Так, например, к неврозу навязчивости часто приводит сверхограничительство, а к истерическому неврозу – непоследовательность, «разрешительство».
В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. Например, в семье может быть одновременно представлено несколько стилей отношения к ребенку.
Методы диагностики детско-родительских отношений:
Сочинение для родителей на тему «Мой ребенок»
Совместная деятельность родителя и ребенка, например, лепка, конструирование
Анализ детской игры, например, в «Дочки-матери»
Рисование в паре, например, одна ручка на двоих
Беседа
Генограмма – используя определенные обозначения, нарисовать структуру семьи.
Линия жизни – по горизонтали года, месяцы, дни жизни. По вертикали над горизонтальной линией приятные события жизни, под горизонтальной – неприятные.
Тема 6. Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов
План.
Конфликт, типология и динамика конфликта.
Стиль поведения в конфликте: общая характеристика, индивидуальный стиль поведения в конфликте.
Способы разрешения конфликтов и методы управления ими.
Особенности педагогического конфликта. Пути разрешения и предупреждения педагогических конфликтов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 196.