По курсу « Психология общения »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

для направления подготовки 44.03.01

Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика дошкольного образования

образовательного уровня: бакалавр

очной и заочной форм обучения

 

 

 

 

Донецк 2016

Тема 1. Введение.

План.

Понятие, формы и функции общения.

Характерные особенности разных форм общения.

3. Основные понятия и термины.

 

Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я» субъектов. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека.

Педагог организует общение. Представьте, что два человека ведут беседу (видео). Является ли то, что мы видели общением? Что же является условием преобразования обычного взаимодействия в общение? таким условием выступает способность «слышать и видеть» другого человека, то есть производить духовные усилия по восприятию его как другого мира.

Формы общения:

Вербальные

Мимические

Тактильные

Пластические

Предметные

Действенные

Упражнение.

Функции общения.

1. Открытие партнера на общение – пробудить желание, выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью, убедить партнера в положительном отношении к нему.

2. Соучастие – поддерживать партнера в его выходе на общение, принять часть его трудностей на себя, оказывая ему помощь, проявляя интерес к его внутреннему миру, одобряя его и стимулируя проявление его личностных особенностей. Это центральная функция, которая позволяет войти во внутренний мир другого человека и раскрыть часть своего «Я» перед другим человеком.

В педагогическом общении можно отметить совершенно особую функцию –

Функция возвышения – такое влияние на воспитанника, при котором воспитаннику удается в ходе взаимодействия сохранить уровень современной культуры общения и совершить восхождение к духовным новообразованиям. Содействовать восхождению – значит, помочь ребенку быть добрее, смелее, внимательнее, и т.д. общение с педагогом – это далеко не просто обучение, это школа общения с людьми, именно поэтому так важно, какой педагог рядом с ребенком, как он ведет себя, какой он как личность. Были ли у вас учителя, которых можно назвать педагогами с большой буквы? Что в них было особенно важно для вас? Чтобы реализовать функции педагогического общения, нужно владеть системой операций, которые бы обеспечивали эти функции в их реальном исполнении.

Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития.

1. Ситуативно-личностная форма общения

2. Ситуативно-деловая

3. Внеситуативно-познавательная

4. Внеситуативно-личностная.

Рассмотрим характеристики каждой из них более подробно.

Ситуативно-личностная форма общения.

Возрастные рамки – около 2 месяцев – 6 месяцев.

Потребность: в доброжелательном внимании взрослых. В первом полугодии безразличие взрослого вызывает такую реакцию ребенка: он встревожен, угентен, огорчен, его ответное поведение резко затормаживается. Пока дети не отличают одного взрослого от другого. К 6 месяцам показывает большую радость, удовольствие и инициативность в общении с близкими взрослыми.

Ведущий мотив: личностный. Может показаться странным разговор о личностных мотивах в условиях, когда дети не умеют даже толком различать разных людей. о взрослым - и все же главное во взрослом, что толкает ребенка к взаимодействию со взрослым, это свойство взрослого быть личностью. Поэтому общение малышей со взрослыми не обслуживает какое-то другое взаимодействие, а выступает как самостоятельные эпизоды нежности и ласки. Это общение непосредственно-эмоциональное. Своеобразие этой формы именно в тесной с вязи с эмоциями.

Действия общения: ответные действия в общении младенцев со взрослым активно проявляются во время комплекса оживления. Появляются и первые инициативные действия. например, если взрослый хмурился и молчал подходя к ребенку, малыш активно пытался начать общение – агукал, улыбался.

Продукты общения:

Средства общения:

Ситуативно-деловая форма общения.

Возрастные рамки: от полгода до 3 лет.

Потребность: в сотрудничестве со взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохраняется, но в резком отличии с предыдущим периодом, дети уже не соглашались просто обмениваться ласками. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, хваля за достижения, подбадривая при неуспехе.

Ведущий мотив: деловой. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и взрослые раскрываются теперь детям именно с этой стороны.

Действия общения: совместная со взрослым предметная деятельность.

Продукты общения:

Средства общения:

Внеситуативно-познавательная форма общения.

Возрастные рамки: 3 – 5 лет.

Потребность: стремление к уважению взрослого. Эксперименты с разными прграммами отношения взрослого к ребенку (похвалы, порицания, безразличие) показали его обостренную чувствительность к оценкам окружающих людей.

Ведущий мотив: познавательный. Взрослый теперь выступает перед ребенком как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. При этом общение носит внеситуативный характер, потому что обсуждаются проблемы, далекие от взаимодействия ребенка и взрослого, ведь ребенка интересует ни много ни мало, как устройство мира. Взаимосвязи в природе, суть вещей.

Действия общения:

Продукты общения: стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, постепенное построение ребенком субъективного образа мира.

Средства общения: речевые операции.

Внеситуативно-личностная форма общения.

Возрастные рамки: 5 – 7 лет.

Потребность: в сопереживании и взаимопонимании со взрослым. Ребенок теперь не настаивает на похвале, для него важнее знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, но соглашается внести изменения в свою работу, чтобы достичь общности взглядов со взрослыми.

Ведущий мотив: личностный. Взрослый выступает перед ребенком в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и опыта. Дети этого возраста проявляют наибольший интерес к разговорам о себе, своих родителях, работе взрослых, друзьях, семье.

Действия общения:

Продукты общения:

Средства общения: речевые операции.

3. Глоссарий:

Агрессивность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие

Амбивалентность – двойственность, противоречивость. Одновременное присутствие в душе противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного итого же объекта

Апраксия- - нарушение двигательной памяти у человека

Ассоциация – соединение, связь

Аттракция – привлекательность, умение добиться благоприятного отношения к себе

Аффект - кратковременная бурно протекающая эмоциональная реакция

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека

Бессознательное – психические процессы, свойства, состояния, находящиеся вне сферы его сознания…………………………..

Внимание – направленность и сосредоточенность нашего сознания на одни объекты при отвлечении от других

Воля - психический процесс (деятельность), связанный сознательным управлением своими действиями и поступками в период преодоления препятствий

Группа- совокупность людей, выделенная на основе общих признаков

Депривация – недостаток (любви)

Деятельность – целенаправленная осознаваемая специфическая активность человека.

Гештальтпсихология – направление психологии, утверждающее приоритет структуры, целостности

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе

Индивидуальность- своеобразное сочетание свойств человека, отличающее его от других людей

Интроспекция – метод познания путем самонаблюдения

Навык – автоматизированное действие, выработанное в индивидуальной жизни в ходе многократных повторений

Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств

Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние

Личность- совокупность устойчивых психических качеств человека, составляющих его индивидуальность

Метод – путь, способ получения информации

Мечта – вид воображения, реализуйщий в действии важные потребности

Мотив – внутренняя побудительная причина поведения

Общение – форма взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, эмоциями, установками

Одаренность- наличие у человека задатков к развитию способностей

Онтогенез – процесс индивидуального развития

Перцепция - восприятие

Потребность- состояние нужды, в чем-либо, необходимом для нормального существования

Психика – свойство мозга отражать окружающую действительность

Психоанализ – учение, созданное З.Фрейдом

Распределение – свойство внимания, обозначающее наличие в КГМ нескольких фокусов внимания одновременно

Рефлексия – способность сознания сосредоточиться на себе

Самооценка – оценка собственных качеств, достоинств, недостатков

Сознание – высший уровень отражения, внутренняя модель внешнего мира

Страсть - сильно выраженное эмоциональное переживание, связанное с определенным объектом, деятельностью

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности и поведения

Тест – стандартизованное задание для сравнительной оценки психологического качества

Толерантность – готовность к принятию иных логик и взглядов, право на отличие, непохожесть, инаковость

Характер – совокупность устойчивых свойств, определяющих отношение к себе, людям, труду

Эмоции – элементарные переживания, связанные с удовлетворением потребностей

Эмпатия – способность сопереживать, сочувствовать другим людям

Эйфория – состояние чрезмерной радости, счастья

Дата: 2019-04-23, просмотров: 175.