Внеситуативно-деловая форма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрастные рамки: 6 до конца дошкольного возраста.

Общение, как и в предыдущем возрасте, происходит на фоне совместного дела, то есть общей игры или продуктивной деятельности, поэтому данная форма и сохранила название деловой. Но сама игра к концу дошкольного возраста меняется. Конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако наряду с этим между старшими дошкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и личностные свойства – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. К 6 годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку, поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями. Часто вопреки правилам игры дети пытаются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить от наказания. Формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Однако такое отношение складывается не у всех. У многих старших дошкольников конкурентное отношение сохраняется.

Потребность: в дружбе, в личностном общении.

Продукты общения:

Действия общения:

Средства: Дети много разговаривают друг с другом, но в основном о том, где они были и что видели, делятся планами и предпочтениями, дают оценки другим. Могут достаточно долго просто разговаривать, не совершая при этом никаких действий.

Задачи взрослого:

Эффективным является такой путь, при котором взрослый налаживает отношения детей, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, предлагает другим повторить его действия. С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для хорошего отношения детей друг к другу имеют совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Первыми и самыми простыми являются хороводы: «Дождик», «Тетера», «Раздувайся, пузырь», «Карусели». Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания. Несколько сложнее игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди – «Куклы пляшут», «Подарки» и др. в таких играх дети учатся уступать, ждать, делиться. Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену – «Зайка», «По дорожке Валя шла», «Магазин игрушек». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам.

Дальнейшие игры направлены на формирование гуманного отношения к сверстникам, оценке своего поведения и партнеров по игре. – «Догонялки», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобили», «Смелые мышки», «Поросята и волк». В заключительных играх дети учатся помогать друг другу – «Лиса и гуси», «Салочки-выручалочки», «Ай-гу-гу».

 

4. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Родительско-детские отношения отличаются ото всех других видов межличностных отношений, во-первых, сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя, во-вторых, амбивалентностью, противоречивостью. Эта двойственность выражается, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.

Сущность родительско-детских отношений определяется:

характером эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребёнка, со стороны ребёнка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю;

мотивами воспитания и родительства;

удовлетворением потребностей ребёнка;

стилем общения и взаимодействия с ребёнком;

способом разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;

социальным контактом: требованиями и запретами, их содержанием и количеством, поощрениями и наказаниями;

степенью устойчивости и последовательности семейного воспитания.

Функции семьи.

1. Репродуктивная

2. Хозяйственно-бытовая – для мира в семье бывает более важно не столько умелое ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести.

3. Организация досуга

4. Социальный контроль – ответственность за поведение в обществе членов семьи в соответствии с ценностями культуры.

5. Экономически-материальная – поддержание несовершеннолетних, престарелых, временно неработающих членов семьи.

6. Воспитательная – в семье существует семейное кредо – «так в этой семье принято, а так – нет». Исходя из него, семейный коллектив предъявляет требования своим членам.

Приведите примеры, когда вы оказали положительное влияние на членов своей семьи. Кого из членов своей семьи вы считаете своим главным воспитателем?

Фазы в жизненном цикле семьи:

1. Встреча, эмоциональное притяжение

2. Принятие новых ролей

3. Принятие в семью ребенка

4. Введение детей во внесемейные институты

5. Принятие подростковости детей

6. Экспериментирование с независимостью

7. Подготовка к уходу детей из семьи

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода

9. Принятие факта ухода на пенсию.

Семейные кризисы:

На первом году совместной жизни -

Между 3 и 7 годами, продолжается приблизительно год. Исчезновение романтических настроений, неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном быту. Рост числа ситуаций, в которых взгляды несхожи.

Между 17 и 25 годами, может длиться несколько лет. Возникновение чувства одиночества, связанное с уходом детей. Эмоциональная зависимость жены по поводу старения. Страхи, появление болезней.

Модель – более или менее целостное представление о том, как должны строиться детско-родительские отношения, своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы хорошо воспитать ребенка.

Теоретические концепции: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология по-разному рассматривают детско-родительские отношения. Например, психоаналитик Д.Винникот считал, что родители должны больше доверять «интуитивной мудрости», быть естественными, но при этом предсказуемыми и последовательными. Важно делиться своими переживаниями с другими родителями, чтобы быть более реалистичными. Винникот обсуждает препятствия в отношениях с детьми, как периодическое раздражение на ребенка и чувство вины за это. Но по Винниктоу искренние люди для ребенка важнее механического совершенства, поэтому важно стремиться быть открытым, а не идеальным.

Бихевиоризм – теория привязанности. Материнская любовь безусловна. Мать должна быть нетревожной, иметь веру в жизнь, тогда у ребенка возникает ощущение безопасности. Отцовская любовь обусловленная – ее можно и нужно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах.

Альберт Бандура – научение через наблюдение, подражание, идентификацию. Родительское поведение – модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания. Методы воспитательных воздействий в бихевиоризме:

· Метод поэтапных изменений – очень мелкими шагами менять нежелательное поведение на желаемое. Например, мальчик с аутизмом настаивал на том, чтобы всегда носить большой кожаный ремень. Маме было предложено сантиметр за сантиметром постепенно укорачивать пояс, а также настаивать на том, чтобы в приятные моменты он откладывал пояс в сторону.

· Метод десенсибилизации – для преодоления страхов необходимо сочетать вызвавший тревогу стимул с переживанием удовольствия и систематически двигаться от наименее волнующей ситуации к наиболее стрессогенной.

· Метод переучивания – вычленять из поведения его небольшие элементы, выделять положительные моменты и стараться максимально одобрить их. Выбрать наиболее действенный для этого ребенка способ подкрепления: поощрение, награда, или отрицательное подкрепление – наказание или нулевое внимание, как отсутствие подкрепления. Сложность: эти методы действенны только если их применять точно и последовательно.

· Метод тайм-аута – если ребенок сопротивляется, дерется, все крушит, на пять минут его отводят в другую комнату или сажают на стульчик, говоря: «посиди здесь 5 минут, как только успокоишься, вернешься к нам». Если ребенок начинает вести себя нормально, то подкрепляем одобрением.

· Метод гиперкоррекции – устранение ущерба, возникшего в результате негативных поступков. Например, если ребенок бросает еду на пол, ему придется вымыть пол.

Рудольф Дрейкурс

· Не допускать безграничной свободы. В сотрудничестве с ребенком надо определять обязанности каждого в семье и его ответственность. Установление ограничений создает у ребенка чувство безопасности.

· Не следует наказывать детей, нельзя обижать словами, принуждать.

· Невмешательство родителей в конфликты детей,

· Равное участие всех членов семьи в домашних делах,

· Быть повышено внимательными к детям, чтобы им не пришлось негативными поступками привлекать внимание к себе, показывать значимость ребенка, его взрослость, доверие к нему.

Карл Роджерс

· Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, уважении.

· Надо научить самостоятельно справляться с проблемами, научиться принимать помощь от детей, предоставлять свободу выбора конкретных действия, но влиять на ценности и убеждения.

· Родительская любовь имеет разные уровни – забота о теле, забота о Духе.

Олпорт Гордон

· Думать и говорить о своих детях в терминах конкретных особенностей и фактов их поведения – не «Маша у меня невежливая», а «Маша не поздоровалась с бабушкой».

· Важный вопрос для определения линии поведения: «Чья проблема?», «Для кого решение проблемы значимо?» если это проблема ребенка, то он имеет право принять решение.

· Метод моделирования – предоставление образца для подражания в любви и заботе о своем внутреннем «Я», внимание к своему внутреннему миру.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 240.