План.
Специфика общения детей дошкольного возраста со сверстниками.
Характерные особенности форм общения дошкольников со сверстниками.
Задачи взрослого в организации общения дошкольников.
Сущность детско-родительских отношений.
Функции семьи.
Модели детско-родительских отношений.
Типы воспитания ребенка в семье.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд особенностей:
1. Большое разнообразие коммуникативных действий, которых практически нет в общении со взрослым. Ребенок спорит со сверстником, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.
2. Яркая эмоциональная насыщенность общения. Например, в общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния, чем в общении со взрослыми. Столь сильная эмоциональная насыщенность связана с тем, что с 4 лет сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.
3. Нестандартность и нерегламентированность контактов детей. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Общение со сверстником дает возможность для свободного проявления себя.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное высказывание и действие, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза чаще. Такая несогласованность коммуникативных действий часто приводит к конфликтам и обидам среди детей.
5. На протяжении дошкольного возраста появляются избирательные привязанности, дружба между детьми.
Формы общения дошкольников со сверстниками:
1. Эмоционально-практическая.
2. Ситуативно-деловая.
3. Внеситуативно-деловая.
Эмоционально-практическое общение.
Возрастные рамки: 1 – 3 года.
Потребность: в соучастии и самовыражении. Ребенку необходимо и достаточно, чтобы сверстник вместе с ним шалил, кувыркался, бегал, баловался, и такое совместное действие вызывает бурную радость.
На втором году жизни у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к тому, что он делает, а к концу второго года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать ответную реакцию. Появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, возиться. Особое место в таком общении занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а самого сверстника, его желания, настроение, не замечают. Другой ребенок является для них своеобразным зеркалом, в котором они видят самих себя.
Продукты:
Действия:
Средства – экспрессивно-выразительные движения, зрительный контакт, мимика. по ситуации. Они зависят от конкретной обстановки, в которой происходит общение и от действий партнера. Причем если ввести привлекательный предмет, то взаимодействие вообще может разрушиться – дети переключаются на предмет или дерутся из-за него.
Ситуативно-деловая форма.
Возрастные рамки: 4-6 лет.
Дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество нужно отличать от соучастия. Если раньше дети действовали рядом, но не вместе, то теперь они заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия с другими.
Потребность: 1. в сотрудничестве. 2. В признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике отношение к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Появляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, часто оценивают и критикуют, остро реагируют на оценку взрослого в адрес другого ребенка. Также они спрашивают об успехах других детей, демонстрируют свое превосходство, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. Некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.
Продукты:
Действия:
Средства: речь, но речь ситуативная. Общение со сверстниками остается в основном ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в конкретной ситуации.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 203.