По курсу « Психология общения »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу « Психология общения »

для направления подготовки 44.03.01

Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика дошкольного образования

образовательного уровня: бакалавр

очной и заочной форм обучения

 

Донецк 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет: Социально-гуманитарный

Кафедра психологии

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По курсу « Психология общения »

для направления подготовки 44.03.01

Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика дошкольного образования

образовательного уровня: бакалавр

очной и заочной форм обучения

 

 

 

 

Донецк 2016

Тема 1. Введение.

План.

Понятие, формы и функции общения.

Характерные особенности разных форм общения.

3. Основные понятия и термины.

 

Общение – взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я» субъектов. Общение преобразует духовное достояние одного человека в общее достояние. В этом внутреннем обогащении и состоит огромное значение общения. А его отсутствие понимается как обеднение внутреннего мира человека.

Педагог организует общение. Представьте, что два человека ведут беседу (видео). Является ли то, что мы видели общением? Что же является условием преобразования обычного взаимодействия в общение? таким условием выступает способность «слышать и видеть» другого человека, то есть производить духовные усилия по восприятию его как другого мира.

Формы общения:

Вербальные

Мимические

Тактильные

Пластические

Предметные

Действенные

Упражнение.

Функции общения.

1. Открытие партнера на общение – пробудить желание, выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью, убедить партнера в положительном отношении к нему.

2. Соучастие – поддерживать партнера в его выходе на общение, принять часть его трудностей на себя, оказывая ему помощь, проявляя интерес к его внутреннему миру, одобряя его и стимулируя проявление его личностных особенностей. Это центральная функция, которая позволяет войти во внутренний мир другого человека и раскрыть часть своего «Я» перед другим человеком.

В педагогическом общении можно отметить совершенно особую функцию –

Функция возвышения – такое влияние на воспитанника, при котором воспитаннику удается в ходе взаимодействия сохранить уровень современной культуры общения и совершить восхождение к духовным новообразованиям. Содействовать восхождению – значит, помочь ребенку быть добрее, смелее, внимательнее, и т.д. общение с педагогом – это далеко не просто обучение, это школа общения с людьми, именно поэтому так важно, какой педагог рядом с ребенком, как он ведет себя, какой он как личность. Были ли у вас учителя, которых можно назвать педагогами с большой буквы? Что в них было особенно важно для вас? Чтобы реализовать функции педагогического общения, нужно владеть системой операций, которые бы обеспечивали эти функции в их реальном исполнении.

Форма общения – коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития.

1. Ситуативно-личностная форма общения

2. Ситуативно-деловая

3. Внеситуативно-познавательная

4. Внеситуативно-личностная.

Рассмотрим характеристики каждой из них более подробно.

Ситуативно-личностная форма общения.

Возрастные рамки – около 2 месяцев – 6 месяцев.

Потребность: в доброжелательном внимании взрослых. В первом полугодии безразличие взрослого вызывает такую реакцию ребенка: он встревожен, угентен, огорчен, его ответное поведение резко затормаживается. Пока дети не отличают одного взрослого от другого. К 6 месяцам показывает большую радость, удовольствие и инициативность в общении с близкими взрослыми.

Ведущий мотив: личностный. Может показаться странным разговор о личностных мотивах в условиях, когда дети не умеют даже толком различать разных людей. о взрослым - и все же главное во взрослом, что толкает ребенка к взаимодействию со взрослым, это свойство взрослого быть личностью. Поэтому общение малышей со взрослыми не обслуживает какое-то другое взаимодействие, а выступает как самостоятельные эпизоды нежности и ласки. Это общение непосредственно-эмоциональное. Своеобразие этой формы именно в тесной с вязи с эмоциями.

Действия общения: ответные действия в общении младенцев со взрослым активно проявляются во время комплекса оживления. Появляются и первые инициативные действия. например, если взрослый хмурился и молчал подходя к ребенку, малыш активно пытался начать общение – агукал, улыбался.

Продукты общения:

Средства общения:

Ситуативно-деловая форма общения.

Возрастные рамки: от полгода до 3 лет.

Потребность: в сотрудничестве со взрослым. Прежнее стремление детей к доброжелательному вниманию полностью сохраняется, но в резком отличии с предыдущим периодом, дети уже не соглашались просто обмениваться ласками. Ребенок теперь нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, хваля за достижения, подбадривая при неуспехе.

Ведущий мотив: деловой. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и взрослые раскрываются теперь детям именно с этой стороны.

Действия общения: совместная со взрослым предметная деятельность.

Продукты общения:

Средства общения:

Внеситуативно-познавательная форма общения.

Возрастные рамки: 3 – 5 лет.

Потребность: стремление к уважению взрослого. Эксперименты с разными прграммами отношения взрослого к ребенку (похвалы, порицания, безразличие) показали его обостренную чувствительность к оценкам окружающих людей.

Ведущий мотив: познавательный. Взрослый теперь выступает перед ребенком как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. При этом общение носит внеситуативный характер, потому что обсуждаются проблемы, далекие от взаимодействия ребенка и взрослого, ведь ребенка интересует ни много ни мало, как устройство мира. Взаимосвязи в природе, суть вещей.

Действия общения:

Продукты общения: стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, постепенное построение ребенком субъективного образа мира.

Средства общения: речевые операции.

Внеситуативно-личностная форма общения.

Возрастные рамки: 5 – 7 лет.

Потребность: в сопереживании и взаимопонимании со взрослым. Ребенок теперь не настаивает на похвале, для него важнее знать, а как нужно. И хотя он огорчается, если действовал неверно, но соглашается внести изменения в свою работу, чтобы достичь общности взглядов со взрослыми.

Ведущий мотив: личностный. Взрослый выступает перед ребенком в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и опыта. Дети этого возраста проявляют наибольший интерес к разговорам о себе, своих родителях, работе взрослых, друзьях, семье.

Действия общения:

Продукты общения:

Средства общения: речевые операции.

3. Глоссарий:

Агрессивность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие

Амбивалентность – двойственность, противоречивость. Одновременное присутствие в душе противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного итого же объекта

Апраксия- - нарушение двигательной памяти у человека

Ассоциация – соединение, связь

Аттракция – привлекательность, умение добиться благоприятного отношения к себе

Аффект - кратковременная бурно протекающая эмоциональная реакция

Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека

Бессознательное – психические процессы, свойства, состояния, находящиеся вне сферы его сознания…………………………..

Внимание – направленность и сосредоточенность нашего сознания на одни объекты при отвлечении от других

Воля - психический процесс (деятельность), связанный сознательным управлением своими действиями и поступками в период преодоления препятствий

Группа- совокупность людей, выделенная на основе общих признаков

Депривация – недостаток (любви)

Деятельность – целенаправленная осознаваемая специфическая активность человека.

Гештальтпсихология – направление психологии, утверждающее приоритет структуры, целостности

Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, открытый спор, приводящий к борьбе

Индивидуальность- своеобразное сочетание свойств человека, отличающее его от других людей

Интроспекция – метод познания путем самонаблюдения

Навык – автоматизированное действие, выработанное в индивидуальной жизни в ходе многократных повторений

Наблюдение – метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств

Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние

Личность- совокупность устойчивых психических качеств человека, составляющих его индивидуальность

Метод – путь, способ получения информации

Мечта – вид воображения, реализуйщий в действии важные потребности

Мотив – внутренняя побудительная причина поведения

Общение – форма взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, эмоциями, установками

Одаренность- наличие у человека задатков к развитию способностей

Онтогенез – процесс индивидуального развития

Перцепция - восприятие

Потребность- состояние нужды, в чем-либо, необходимом для нормального существования

Психика – свойство мозга отражать окружающую действительность

Психоанализ – учение, созданное З.Фрейдом

Распределение – свойство внимания, обозначающее наличие в КГМ нескольких фокусов внимания одновременно

Рефлексия – способность сознания сосредоточиться на себе

Самооценка – оценка собственных качеств, достоинств, недостатков

Сознание – высший уровень отражения, внутренняя модель внешнего мира

Страсть - сильно выраженное эмоциональное переживание, связанное с определенным объектом, деятельностью

Темперамент – динамическая характеристика психической деятельности и поведения

Тест – стандартизованное задание для сравнительной оценки психологического качества

Толерантность – готовность к принятию иных логик и взглядов, право на отличие, непохожесть, инаковость

Характер – совокупность устойчивых свойств, определяющих отношение к себе, людям, труду

Эмоции – элементарные переживания, связанные с удовлетворением потребностей

Эмпатия – способность сопереживать, сочувствовать другим людям

Эйфория – состояние чрезмерной радости, счастья

План.

Функции семьи.

Ситуативно-деловая форма.

Возрастные рамки: 4-6 лет.

Дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество нужно отличать от соучастия. Если раньше дети действовали рядом, но не вместе, то теперь они заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия с другими.

Потребность: 1. в сотрудничестве. 2. В признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике отношение к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. Появляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Дети внимательно наблюдают за действиями друг друга, часто оценивают и критикуют, остро реагируют на оценку взрослого в адрес другого ребенка. Также они спрашивают об успехах других детей, демонстрируют свое превосходство, пытаются скрыть от других детей свои промахи и неудачи. Некоторые дети огорчаются, видя поощрение сверстника, и радуются при его неудачах. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное, соревновательное начало.

Продукты:

Действия:

Средства: речь, но речь ситуативная. Общение со сверстниками остается в основном ситуативным: дети взаимодействуют в основном по поводу предметов, действий или впечатлений, представленных в конкретной ситуации.

Задачи взрослого:

Эффективным является такой путь, при котором взрослый налаживает отношения детей, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, предлагает другим повторить его действия. С первых дней посещения детского сада неоценимое значение для хорошего отношения детей друг к другу имеют совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Первыми и самыми простыми являются хороводы: «Дождик», «Тетера», «Раздувайся, пузырь», «Карусели». Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания. Несколько сложнее игры, в которых нужно действовать небольшими группами по очереди – «Куклы пляшут», «Подарки» и др. в таких играх дети учатся уступать, ждать, делиться. Такие игры подготавливают новую форму партнерства, где ребенок действует индивидуально и сам выбирает себе замену – «Зайка», «По дорожке Валя шла», «Магазин игрушек». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам.

Дальнейшие игры направлены на формирование гуманного отношения к сверстникам, оценке своего поведения и партнеров по игре. – «Догонялки», «Лохматый пес», «Воробушки и автомобили», «Смелые мышки», «Поросята и волк». В заключительных играх дети учатся помогать друг другу – «Лиса и гуси», «Салочки-выручалочки», «Ай-гу-гу».

 

4. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Родительско-детские отношения отличаются ото всех других видов межличностных отношений, во-первых, сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя, во-вторых, амбивалентностью, противоречивостью. Эта двойственность выражается, в том, что родитель должен, с одной стороны, уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром.

Сущность родительско-детских отношений определяется:

характером эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребёнка, со стороны ребёнка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю;

мотивами воспитания и родительства;

удовлетворением потребностей ребёнка;

стилем общения и взаимодействия с ребёнком;

способом разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;

социальным контактом: требованиями и запретами, их содержанием и количеством, поощрениями и наказаниями;

степенью устойчивости и последовательности семейного воспитания.

Функции семьи.

1. Репродуктивная

2. Хозяйственно-бытовая – для мира в семье бывает более важно не столько умелое ведение хозяйства, сколько совпадение взглядов супругов на то, как его вести.

3. Организация досуга

4. Социальный контроль – ответственность за поведение в обществе членов семьи в соответствии с ценностями культуры.

5. Экономически-материальная – поддержание несовершеннолетних, престарелых, временно неработающих членов семьи.

6. Воспитательная – в семье существует семейное кредо – «так в этой семье принято, а так – нет». Исходя из него, семейный коллектив предъявляет требования своим членам.

Приведите примеры, когда вы оказали положительное влияние на членов своей семьи. Кого из членов своей семьи вы считаете своим главным воспитателем?

Фазы в жизненном цикле семьи:

1. Встреча, эмоциональное притяжение

2. Принятие новых ролей

3. Принятие в семью ребенка

4. Введение детей во внесемейные институты

5. Принятие подростковости детей

6. Экспериментирование с независимостью

7. Подготовка к уходу детей из семьи

8. Уход детей из семьи, принятие их ухода

9. Принятие факта ухода на пенсию.

Семейные кризисы:

На первом году совместной жизни -

Между 3 и 7 годами, продолжается приблизительно год. Исчезновение романтических настроений, неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном быту. Рост числа ситуаций, в которых взгляды несхожи.

Между 17 и 25 годами, может длиться несколько лет. Возникновение чувства одиночества, связанное с уходом детей. Эмоциональная зависимость жены по поводу старения. Страхи, появление болезней.

Модель – более или менее целостное представление о том, как должны строиться детско-родительские отношения, своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы хорошо воспитать ребенка.

Теоретические концепции: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология по-разному рассматривают детско-родительские отношения. Например, психоаналитик Д.Винникот считал, что родители должны больше доверять «интуитивной мудрости», быть естественными, но при этом предсказуемыми и последовательными. Важно делиться своими переживаниями с другими родителями, чтобы быть более реалистичными. Винникот обсуждает препятствия в отношениях с детьми, как периодическое раздражение на ребенка и чувство вины за это. Но по Винниктоу искренние люди для ребенка важнее механического совершенства, поэтому важно стремиться быть открытым, а не идеальным.

Бихевиоризм – теория привязанности. Материнская любовь безусловна. Мать должна быть нетревожной, иметь веру в жизнь, тогда у ребенка возникает ощущение безопасности. Отцовская любовь обусловленная – ее можно и нужно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах.

Альберт Бандура – научение через наблюдение, подражание, идентификацию. Родительское поведение – модель для извлечения некоторых общих черт, правил поведения, образец для подражания. Методы воспитательных воздействий в бихевиоризме:

· Метод поэтапных изменений – очень мелкими шагами менять нежелательное поведение на желаемое. Например, мальчик с аутизмом настаивал на том, чтобы всегда носить большой кожаный ремень. Маме было предложено сантиметр за сантиметром постепенно укорачивать пояс, а также настаивать на том, чтобы в приятные моменты он откладывал пояс в сторону.

· Метод десенсибилизации – для преодоления страхов необходимо сочетать вызвавший тревогу стимул с переживанием удовольствия и систематически двигаться от наименее волнующей ситуации к наиболее стрессогенной.

· Метод переучивания – вычленять из поведения его небольшие элементы, выделять положительные моменты и стараться максимально одобрить их. Выбрать наиболее действенный для этого ребенка способ подкрепления: поощрение, награда, или отрицательное подкрепление – наказание или нулевое внимание, как отсутствие подкрепления. Сложность: эти методы действенны только если их применять точно и последовательно.

· Метод тайм-аута – если ребенок сопротивляется, дерется, все крушит, на пять минут его отводят в другую комнату или сажают на стульчик, говоря: «посиди здесь 5 минут, как только успокоишься, вернешься к нам». Если ребенок начинает вести себя нормально, то подкрепляем одобрением.

· Метод гиперкоррекции – устранение ущерба, возникшего в результате негативных поступков. Например, если ребенок бросает еду на пол, ему придется вымыть пол.

Рудольф Дрейкурс

· Не допускать безграничной свободы. В сотрудничестве с ребенком надо определять обязанности каждого в семье и его ответственность. Установление ограничений создает у ребенка чувство безопасности.

· Не следует наказывать детей, нельзя обижать словами, принуждать.

· Невмешательство родителей в конфликты детей,

· Равное участие всех членов семьи в домашних делах,

· Быть повышено внимательными к детям, чтобы им не пришлось негативными поступками привлекать внимание к себе, показывать значимость ребенка, его взрослость, доверие к нему.

Карл Роджерс

· Стиль общения в семье должен быть основан на открытости, уважении.

· Надо научить самостоятельно справляться с проблемами, научиться принимать помощь от детей, предоставлять свободу выбора конкретных действия, но влиять на ценности и убеждения.

· Родительская любовь имеет разные уровни – забота о теле, забота о Духе.

Олпорт Гордон

· Думать и говорить о своих детях в терминах конкретных особенностей и фактов их поведения – не «Маша у меня невежливая», а «Маша не поздоровалась с бабушкой».

· Важный вопрос для определения линии поведения: «Чья проблема?», «Для кого решение проблемы значимо?» если это проблема ребенка, то он имеет право принять решение.

· Метод моделирования – предоставление образца для подражания в любви и заботе о своем внутреннем «Я», внимание к своему внутреннему миру.

План.

План.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу « Психология общения »

для направления подготовки 44.03.01

Педагогическое образование

профиль: Педагогика и методика дошкольного образования

образовательного уровня: бакалавр

очной и заочной форм обучения

 

Донецк 2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет: Социально-гуманитарный

Кафедра психологии

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 169.