Перечень грузов, допускаемых к перевозке насыпью опубликован в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повышенным абразивным воздействием на трущиеся части подвижного состава и погрузочно-разгрузочных машин и устройств.
Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкающим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промывают. Кроме того, они являются вяжущими материалами, смешиваясь с водой образуют пластические массы, которые затем затвердевают.
Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к распылению.
Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: повышенной способностью к слеживанию, гигроскопичностью, пылением, абразивностью. Это вызывает необходимость защиты трущихся частей машин и подвижного состава, использование респираторов для защиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количественных потерь удобрений. Гранулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицательные физико-химические свойства удобрений.
Насыпными называются грузы, размер гранул (фракция) которых не превышает 13 мм, если фракция груза более 13 мм, то груз называется навалочным.
Насыпные и навалочные грузы являются массовыми, характеризуются постоянством потоков. Погрузка и выгрузка их в основном сосредоточена на крупных предприятиях, что создает в основном благоприятные возможности для осуществления перевозок этих грузов отправительскими маршрутами.
К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона. Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам, а также сроки проведения профилактических мер против смерзания в холодный период года в зависимости от местонахождения подразделений перевозчика приведен в Приложениях 1 и 2 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте предусматривают порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов и оформление их перевозок. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку. В первую очередь создаются запасы средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществляется ремонт установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзающихся грузов в пунктах выгрузки. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.
До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных пределов, установленных ГОСТ, техническими условиями на продукцию. Если это невозможно, грузоотправитель применяет профилактические средства. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.
Эффективное средство для предохранения груза от смерзания при устойчивых морозах — предварительное промораживание многократным пересыпанием (перелопачиванием). К числу других предохранительных мероприятий относятся пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками, хлористым кальцием, поваренной солью, равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями — ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли.
Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку, тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.
Выбор профилактических средств грузоотправителем зависит от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. Выбранные средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТ или техническими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем средства профилактики согласовываются с грузополучателем.
Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимые насыпью, приведены в Приложении 3 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.
В пунктах погрузки грузоотправители должны иметь лиц, ответственных за осуществление профилактических мер против смерзания.
При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условий (особенно в переходные периоды года) грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести этих грузов. Для разогрева смерзшихся грузов используются тепляки и другие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезер- ные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.
Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающего груза указывает в накладной в графе « Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания. Например, «Груз проморожен», «Пересыпано известью в количестве ...%», «Обмаслено в количестве ...%» и др. Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».
Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно. Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки. При этом в накладной грузоотправитель делает отметку «С согласия получателя — без профилактики».
В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшим в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя перевозчика акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 589.