Отношение сущность « существование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экзистенциалисты говорят, что первично существование. Раньше (Аристотель, Августин) говорили, что первична сущность. Экзистенциальный страх перед небытием.

 

Мартин Хайдеггер (1880-1976)

Основатель немецкого экзистенциализма. Книга "БЫТИЕ И ВРЕМЯ" ознаменовала возникновение этого направления философии. Феноменологический метод (заимствован у феноменологии Гуссерля).

 

Феномен - "то, что себя обнаруживает", "самообнаруживающееся", "открытое", "себя-в-самом-себе-обнаруживающее". Феномен сам по себе есть цель познания. Это не то же, что явление. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя.

Экзистенции - сущность человеческого бытия.

Эзистенциалы - понятия, посредством которых Хайдеггер описывает структуру бытия человека. Он отличает их от "категорий", с помощью которых описывала бытие традиционная философия, начиная с Аристотеля.

 

Работа «Бытие и время». Основная мысль - о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о "бытии человека". Вопрос о смысле бытия забыт традиционной философией. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия (экзистенции), разума, чувств, воли. Структура человеческого бытия - "забота".

 

Составляющие единого феномена заботы (модусы времени):

1. бытие в мире" (модус прошлого),

2. "забегание вперед" (модус будущего),

3. "бытие при внутримировом сущем" (модус настоящего).

 

Два способа существования человека:

1. Подлинный - перевес моментов будущего; направленность к смерти; осознание человеком своей историчности, конечности и свободы; бытие достижимо только "перед лицом смерти".

2. Неподлинный - перевес моментов настоящего; "мир вещей" заслоняет от человека его конечность; бытие целиком поглощено своей средой, предметной или социальной; бытие склонно рассматривать себя как вещь; возникает так называемый объективный взгляд на личность; возникает феномен усредненности: "средний", простой человек ставится на место действительного человека и принимается за такового; индивиды полностью "взаимозаменяемы".

 

Человек вырывается за пределы неподлинного существования, ощутив "экзистенциальный страх". Страх - "основная настроенность" человеческого бытия. Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. "То, чего страшится страх, есть само бытие в мире"

 

Неподлинное существование влечет за собой также неподлинный способ философствования - метафизику. Истоки метафизики восходят к Платону и даже Пармениду. Метафизика мировоззренчески подготавливает новую науку и технику. Их цель – подчинение всего сущего человеку. Они порождают современный стиль жизни (урбанизация, массовая культура). Платон и Парменид: мышление – созерцание вечных реалий. Хайдеггер: мышление – «вслушивание» в бытие. Бытие нельзя просто созерцать – ему можно и нужно только внимать.

 

Хайдеггер определяет свой метод как герменевтическую феноменологию. Традиционная рационалистическая философия усматривала критерий истинности мышления в очевидности мыслимого, то Хайдеггер настаивает на том, что истинное мышление не руководствуется принципом очевидности. Надо преодолеть метафизическое мышление, вернуться к «истине бытия», к досократовской Греции. Это возможно, т. к. «забытое» бытие еще живет в самом интимном лоне культуры – в языке. Но и язык сейчас умирает, технизируется. Язык, открывающий истину бытия, продолжает жить, прежде всего, в произведениях поэтов. Предметом исследования позднего Хайдеггера становится главным образом поэзия.

 

В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще смотрел на Восток.

 

Карл Ясперс (1883-1969)

Настоящая философия – сам процесс философствования – размышления, в котором вопросы преобладают над ответами. В наше время невозможно возвести стройную философскую систему, а должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. Но при этом философствование дает нам шанс как-то осмыслить наше существование, наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой». Существование – прежде всего сознание, духовное бытие личности.

 

Тройственное членение бытия (и философствования):

1. Предметное бытие, существование, экзистенция, внешний уровень бытия, бытийное ядро личности. Экзистенция особенно сильно открывается человеку, когда тот осознает конечность своего существования. Именно тогда человек может открыть трансцендентный мир и осветить свою экзистенцию новым смыслом.

2. Прояснение экзистенции, озарение, осознание души.

3. Чтение шифров транценденции – глубинная задача философствования, осознание Бога.

 

Итог философствования – философская вера. Религиозная вера – основана на откровении. Философская вера – результат размышления. Вера не противоречит разуму, не есть иррациональное. Вера существует в единстве с разумом. Философская вера находится на границе между религиозной верой и научным знанием.

 

Жан-Поль Сартр (1905-1980)

Представитель французского радикального атеистического экзистенциализма. Главный философский труд - докторская диссертация "БЫТИЕ И НИЧТО" (1943г.). Воплощал свои философские воззрения в основном в художественных произведениях.

 

Отказ от рационалистического понимания соотношения сущности и существования. Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности.

 

Онтология Сартра - противопоставление двух основных категорий

1. "Я" - "бытие-для-себя" - единственный источник качественного многообразия и носитель жизни и движения. Всякая активность есть отрицание, негативность (отсутствие, неприязнь, отвращение, сожаление, рассеянность, тревога, беспокойство и т.д.).

2. "не-Я" - "бытие - в - себе". Абсолютная пассивность. Темный фон бытия.

 

Диалектика, как ее понимает Сартр, есть всецело негативная диалектика. Она воплощается в отрицании, негации, аннигиляции. "Человек есть существо, благодаря которому в мир приходит отрицательность".

 

Человек обладает свободой воли Þ каждый человек несет ответственность за все, что твориться в мире. А где мера причастности?

 

Говорит о «пустом сознании». Это противоречит философской традиции. Непрофессионализм.

 

 

37) (а) Позитивизм. (б) Неопозитивизм. (в) Постпозитивизм.

 

а) Позитивизм

Основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках. Философия со времен своего возникновения стремилась постигнуть "первые начала бытия и познания". Современная "позитивная" наука должна отказаться от этих попыток. "Положительная наука" противопоставляются в позитивизме традиционной философии как "метафизике". Ставиться задача развить философию нового типа - позитивную философию.

 

Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода.

 

Огюст КОНТ.

Главное произведение "Курс позитивной философии" (1830-1846). Попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

 

"Закон трех стадий".

Человечество в своем стремлении познать окружающий проходит стадии:

1. Теологическая. Человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

2. Метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но объяснение явлений мира достигается сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

3. Позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Наблюдение - универсальный метод приобретения знаний.

 

Т.к. в основе науки лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным. "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в ... замене слова почему словом как". Научное знание имеет преимущественно описательный характер.

 

Принцип относительности к субъекту: «Мы должны изучать наблюдаемые явления, это изучение всегда должно быть зависимым от нашей организации (телесной) и нашего положения во Вселенной».

 

Критерий осмысленности: «Всякое утверждение, которое недоступно точному превращению в описание наблюдаемых фактов не имеет научного смысла».

 

Принцип наблюдаемости: «Всякие концепции нашего воображения, по своей природе недоступные нашему наблюдению, не могут подлежать ни отрицанию, ни подтверждению». В истории науки было немало понятий, которые оказались фикцией.

 

Конт стремится построить " позитивную " науку об обществе - социологию (его термин), которая была чем-то вроде "социальной физики." Три раздела:

1. Социальная статика - учение об условиях существования общества;

2. Социальная динамика - учение об изменении социальных систем;

3. Социальная политика - программа социального действия. Основной тезис - это превращение " позитивной философии " в религию всего человечества.

 

Эрнст Мах

Основатель второго позитивизма (эмпириокритицизма).

Действительным знанием является содержание положительных наук (от Конта).

 

Программа "очищения опыта" - выработка критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

 

"Принципиальная координация" субъекта и объекта. Не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. Принцип "нейтральности элементов опыта". "Элементы опыта" можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать.

 

Принцип экономии мышления. В этом принципе соединяются биологизм (познание как биологически экономное приспособление к среде), позитивизм (познание как экономное "чистое описание" явлений) и субъективизм (критерий экономии в познании определяется субъектом, предшествуя всякому опыту).

 

Теоретические понятия – только знаки для обозначения совокупности чувственных данных.

 

б) Неопозитивизм (Логический позитивизм)

Бертран РАССЕЛ, Людвиг Витгенштейн (предшественнимки), Мориц ШЛИК, Рудольф КАРНАП, Ганс РЕЙХЕНБАХ. Логические позитивисты продолжили и развили позицию Юма (насчет брось в огонь). Прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

 

Два допущения:

1. Существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений. Их истинность подтверждается опытом.

2. Отношения между научными понятиями исчерпываются связями формально-логического характера

 

Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.

 

Позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.

 

Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.

 

Математическое знание не нуждается в опытной проверке и строится иначе, чем знание физики, потому что оно построено на логических тавтологиях (1=1, cos2+sin2=1). Математическое знание заранее истинно (Витгенштейн).

 

Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса:

1. Осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

2. Бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики. К ним относятся традиционно философские, "метафизические" высказывания.

 

Осмысленные высказывания делятся на:

1. Аналитические - тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации. Например, высказывания логики и математики.

2. Синтетические. Например, все положения опытных наук.

 

Проблема: В содержание теории всегда входят формулировки общих законов. Может ли общий закон рассматриваться как логическая конструкция из наблюдаемых фактов? Факт касается единичного события, а закон касается всех событий. Следовательно, общие законы являются бессмысленными, или постулаты логического позитивизма нуждаются в пересмотре. Логические позитивисты выбрали второе, так как очень уважали теоретическую физику.

 

в) Постпозитивизм

Поппер

Не существует строгой логики научного открытия. Есть только психология научного открытия. Гипотезу, что теорию надо подтверждать фактами, отбрасывает. В логике есть правило: для опровержения какого-либо утверждения нужен один единственный факт (как с белыми лебедями).

 

Проблема демаркации – проблема отделения научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

 

Принцип фальсификации – любое утверждение, относящееся к науке, должно быть в принципе опровергаемо. Альтернатива принципу верификации.

 

Принцип фаллибилизма - любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания (деятельность ученого) состоит в:

1. Выдвижении смелых гипотез.

2. Осуществлении их решительных опровержений.

 

Теория трех миров. Существуют три мира:

1. Мир объектов

2. Мир субъектов

3. Мир объективного знания. Порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них.

 

Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть предмет философии науки.

 

Имре Лакатос

В данный момент времени может существовать несколько теорий, которые одинаково хорошо согласуются со всей суммой известных фактов. Эквивалентные теории существуют короткое время, а потом из них остается одна. Отбор происходит не путем сравнения с фактами, а путем выявления преимуществ исследовательских методологий. Наука развивается путем смены ряда связанных исследовательских программ.

 

Компоненты научно-исследовательской программы:

1. Жесткое ядро - словно неопровергаемые фундаментальные допущения.

2. Защитный пояс гипотез – вспомогательные гипотезы, обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. Защитный пояс гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

3. Эвристика - система нормативных правил, предписывающих, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("позитивная эвристика"), а каких путей следует избегать ("негативная эвристика").

 

Позитивизм Локатоса

Реальное знание – это знание фактов. Теория – это лишь формальный инструмент, который из одних фактов выводит другие факты.

 

 

Сдвиг Локатоса с точки зрения классического позитивизма:

1) Науку следует рассматривать в развитии. Каждая методология, которая на некотором этапе была прогрессивной, на некотором этапе становится регрессивной.

2) Преимущество теории определяется всеми ее сторонами и, прежде всего тем, насколько она прогрессивна. Но модель Лакатоса не дает до конца удовлетворительного решения вопроса о выборе наиболее прогрессивной теории.

 

Т. Кун

История науки - конкурентная борьба между научными сообществами.

 

Парадигма – совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок, принимаемых членами данного научного сообщества.

 

Нормальная наука - период господства некоторой парадигмы Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий". Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.

 

Аномалия - проблема, неразрешимая в рамках данной парадигмы.

 

Задачи-головоломки – путем решения таких задач в период нормальной науки происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания.

 

Несоизмеримость парадигм - невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 215.