1. Народ породил Христа
2. Появилась особая личность, наделенная харизмой.
Фейербах подошел к этому с неожиданной стороны. Фейербах признает, что исторические и социальные корни философии Гегеля и христианства одни и те же (они говорят об одном и том же). Они пытаются каждый на своем языке (христианство - богословский; Гегель - философский) рассмотреть устройство человеческого общества, его историю в отчуждении от самого человека. Христианство, как и любая философия (особенно гегелевская) - это отчужденная родовая природа человека. Это отчуждение определяется тем, что люди реально отчуждены друг от друга. Поэтому свои идеалы они фиксируют в виде христианского вероучения с одной стороны, и в виде философии Гегеля - с другой. Свои идеальные представления о своем предназначении, способности быть всемогущим человек реализует в Боге.
Будущая философия должна решить проблему отношений:
от Я «Бог «Ты перейти к Я «Ты.
Фейербах отстаивает антропологический принцип в философии. Антропологизм: проблема существования человека – единственный, универсальный и высший предмет философии. Он считает, что философия должна стать антропологией. "Истина не материализм, не идеализм, не физиология, не психология, а только антропология. Главным понятием в философии должно быть понятие любви. Нужно переделать человеческую жизнь в соответствии с принципами разума, добра и труда.
Человек обладает:
1. Способностью мыслить;
2. Способностью любить и ненавидеть;
3. Способностью действовать.
Бубер: Человек у Фейербаха - беспроблемный человек. Проблема психофизического параллелизма: как соединить в человеке физическое и духовное. Фейербах говорит, что нельзя рассматривать отдельно дух и тело. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга.
Мыслит не мозг и не душа… Субъектом мышления является человек".
30) Философия Маркса. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Основные принципы марксистской философии
Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Пытались соединить диалектику и материализм. Маркс: «у Гегеля диалектика стоит на голове, надо поставить на ноги». Надо отказаться от некоей первоначальной идеи - идеи абсолютного разума. Необходимо увидеть развитие диалектических принципов в самой действительности. Единство мира в его материальности. Существует только материя и ее проявления. Принцип атрибутивности движения материи - движение обладает абсолютным статусом и носит универсальный характер. Формы существования материи: пространство и время; являются объективной формой.
Познание носит диалектический характер: от живого созерцания к абстрактному мышлению, а через них к практике.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что общественное бытие определяет общественное сознание. В хижине и в дворце люди думают по разному. Сущность человека социальна. Это совокупность всех общественных отношений.
Понятие общественно-экономической формации
Общественно-экономическая формация включает в себя:
1. Производительные силы - люди и средства производства, предметы труда (то, на что направлена трудовая деятельность) и орудия труда.
2. Производственные отношения. Различаются производственно-экономические отношения (собственность) и производственно-технологические отношения. Производственно-экономические отношения в марксизме еще называются базисом. Политика, право, мораль, религия, искусство. Это надстройка. Со сменой базиса меняются все эти формы культурной жизни.
Социально-политические формации:
1. первобытнообщинный строй,
2. рабовладельческий,
3. феодальный,
4. капиталистический,
5. социалистический. (это финалистский подход).
Дата: 2019-05-28, просмотров: 200.