Абеляр, Оккам. Бога познать с помощью разума нельзя, а можно познать только с помощью откровения (Библия). Номинализм освобождает науку из-под власти богословия: наука и разум познают чувственный мир.
Вильям Оккам: Универсалии не могут существовать вне сознания. В таком случае они были бы единичными вещами, что противоречит их природе как общих сущностей.
Бритва Оккама (критика схоластического реализма):
1. Не следует умножать сущности без необходимости.
2. Без необходимости не следует говорить многое. То, что можно выразить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего (экономия мышления).
Пьер Абеляр. примирительная формула концептуализма: универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи; однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий.
15) Социо-культурные предпосылки и характерные черты философии Нового времени.
Средневековье завершилось глубоким пессимизмом. Человек не смог найти пути к Богу. Разум, логика погружены во внешний предметный мир и не позволяют доказать бытие Бога. То же и религиозная практика. Все попытки достучаться до Бога натыкались на мертвую обездушенную природу. 14-й век – век уныния. Но это уныние привело к тому, что человек обратился на себя.
Социокультурные предпосылки философии Нового времени
1. Экономический фактор – наука – процесс перехода к капитализму (кооперация - мануфактура - фабрика).
2. Возрождение. Возврат к человеку.
3. Религия - протестантизм. Лютер: не может быть посредника между человеком и богом (на эту роль претендует церковь), а человек своим образом жизни сам определяет свою угодность Богу (он может выбирать между добром и злом). Эразм Роттердамский: человек утверждается на земном поприще.
4. Наука. Стимулирована протестантизмом. Удар по геоцентрической системе Птолемея. Коперник. Тихо Браге. Кеплер (эллипс). Галилей переводит все на язык математики.
5. Техника и технология. Артельный способ производства.
Главные особенности науки Нового времени:
1. Наблюдение;
2. Опора на математику, как важнейший инструмент (создаются новые математики);
3. Эксперимент.
Наблюдение отношения «О» – «О» Þ вывод математической закономерности Þ эксперимент дает возможность проверить эту закономерность. Эта наука возникает в процессе преодоления греческого (рационально-созерцательный) и средневекового (мистический, алхимический) образов науки. Это преодоление пошло, начиная с Коперника. Наука нового времени связана с «обузданием» пространства. Поэтому она «покушается» на бесконечность. Время – не как развитие в неизвестность, а как прохождение определенного пути (из т. А в т. В). Наука, с одной стороны, угодна Богу, а с другой стороны, она разрушает Бога. Наука отвечает запросам протестантской этики.
Характерные черты философии Нового времени
1. Преодоление от зацикленности на сакральные вещи. Отказ от защиты безудержной веры (антипод схоластики).
2. Антиавторитарный характер (антипод схоластики).
3. Основное внимание обращается на человека и природу. Главная проблема – как познать природу и использовать ее на благо человека.
4. Механицизм. Сведение всего к количественным процессам, к механическому движению. Философия стремится работать за науку там, где наука не может дать ответ.
Социальная философия – разработка проектов переустройства мира на рациональной основе (важнейший – Джона Локка).
Эмпиризм и рационализм
Основные течения философии Нового времени
1. Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.
2. Эмпиризм. Френсис Бэкон, Гоббс, Локк.
3. Английский субъективизм. Беркли, Юм.
4. Материализм. Гольбах, Гельвеций, Дидро.
Эмпиризм
Островного происхождения, сформировался в Англии, которая стремилась к созданию нового порядка. Именно в Англии протестантизм стал практически общенациональным, Англия создала свою национальную экономику, Англия дала Ньютона. XVII в. в Англии – период радикальной перестройки общества. Пуританская революция, установление диктатуры Кромвеля, заканчивается компромиссом 1888 г. (монархия). Они дали урок: все европейские сообщества могут развиваться только на основе компромисса. Эмпиризм близок к практике, к зарождающейся рыночной экономике, к промышленности, т.е. рационально-организованному производству, и соответственно к природе.
Эмпиризм предполагал, что все знания – из чувств, из опыта. Опыт – генерализация (обобщение). Задача метода: упорядочить переход знания от чувства к мысли.
См. 17, 22.
Рационализм
Схема: от мысли к чувству. Он ориентирован на теоретическое естествознание (фундаментальная наука). Опора на математику.
См. 19, 20, 21.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 240.