Движущие силы и закономерности социально-исторического процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Два периода в жизни Маркса:

1. Период гуманизма (до 1846). История есть история самих индивидов, действующих и взаимодействующих друг с другом.

2. Период сайентизма. История есть результат диалектики производительных сил и производственных отношений, борьба классов.

 

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики).

1. Классовая борьба движет историю.

2. Развитие производительных сил происходит эволюционным образом, тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие).

3. Развитие происходит по спирали. Отрицание отрицания. Социализм - отрицание частной собственности.

 

О происхождении человека и сознания

Труд создал человека.

 

Недостатки

1. Исчезает субъект и минимизируется роль духовности.

2. Европоцентризм

 

 

31) Философский пессимизм Шопенгауэра.

 

Артур Шопенгауэр - последователь Канта, противник Гегеля. Гегель увидел у Канта чистый разум, а Шопенгауэр исходит из практического разума. Берет за основу волю. Основатель философии пессимизма. Основная работа «Мир как воля и представление».

 

Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей.

Составляющие мира:

1. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас).

2. Воля - некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Она не только в человеке. Она простирается на всю Вселенную как эфир. Воля наиболее кристаллизованно проявляется в человеке, в его бытии. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма.

 

Созидательная деятельность человека – мыльные пузыри. В любом случае человека ждет смерть. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Предрекает гибель всего телесного мира.

 

 

32-33) Философские взгляды Ницше. Личности в философской концепции Ницше (белокурая бестия, воля к власти). Ниспровержение им традиционной системы ценностей.

 

Фридрих Ницше (1844-1900). Ницше по образованию и призванию - филолог (человек совершенно другого склада ума, чем его предшественники). Ницше не пишет классических философских работ, не использует классического философского языка. Он пишет в форме эссе, использует афоризмы. Произведения: «Так говорил Заратустра», По ту сторону добра и зла», «Антихрист – проклятие христианству». Взрывает философский язык.

 

У Шопенгауэра воля к жизни, у Ницше – воля к власти. Это инструмент самоутверждения человека, возможность воплотить всё задуманное. Политическая власть, в науке - власть над природой, власть Вагнера над звуком, власть писателя над материей слова и т.д. У слабых это воля к свободе, у сильных – воля к большей власти или справедливости, и самых сильных – любовь к человечеству (маскировка стремления к подавлению чужой воли). Ницше переносил идеи Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человека. Он подчеркивал в человеке биологическое начало. Интеллект не познает мир, а лишь схематизирует его в той мере, в какой это нужно для практической потребности.

 

У Шопенгауэра человек – беспроблемен, а у Ницше человек – проблема. Все проблемы в самом человеке. Человек – несостоявшееся животное, и потому несчастен. Человек – нечто текучее и пластичное. Из него можно сделать все что угодно. Ницше углубляет тему иррациональности в жизни человека.

 

Философствование определило интерес Ницше к античности. Исследует прародину Европы – древнюю Грецию, родину тотальной рациональности. Первая работа - «Рождение трагедии или эллинизм и пессимизм» (1872г). Казавшаяся единой для европейского мыслителя античная культура (и цивилизация ) на самом деле двойственна:

1. 1-ое начало, доминирующее – аполлоновское (созерцательно-спокойное, логически размышляющее, интеллектуализированное начало); но это начало само по себе мертво, оно живо лишь потому, что находится в единстве со вторым.

2. 2-ое начало - дионисийское, вакхическое (жизнеутверждающее, чувственно эмоциональное, оргиистическое).

 

Вера (2) сочетается со знанием (1). С этого сочетания и начинается Европа. Завершается она тем, что философия и культура тотально рационализируются. (Пример – гегелевская философия, которая неуютна для Шопенгауэра, Ницше). Эта рациональность ведет к тому, что мистический компонент окончательно и бесповоротно изживается. Наука побеждает и изживает религию. Это Ницше выражает афоризмом: «Бог умер». Люди сами «погубили» Бога, тем самым, обессмыслив свою жизнь. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Компенсацией Бога может быть для человека творчество различных типов (научное, художественное и т.п.).

 

Религия, мораль, наука – путы человека. Христианство – религия обесчеловеченных людей. Христианская мораль - восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Евреи - самый зловредный народ из-за их морали. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. При жизни Христа христианство было другим.

 

Ницше предложил выйти за пределы этой реальности, встать «по ту сторону добра и зла», освободиться от христианской морали. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить). Вся культура построена на страхе и жестокости. Так давайте признаем это. Политика - власть вне морали. Ницше восхищается людьми, которые наворотили больше всего трупов. Концентрация на появление таких людей. Этот великий человек дальше и толкает историю. Больной - паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть.

 

Этапы (ипостаси) духовного развития человека (Заратустра).

1. Верблюд - животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения.

2. В пустыне трансформируется во льва - я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер.

3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух - рабской зависимости и злого начала.

 

Ницше не призывает к аморализму. Он предлагает быть свободным от морали, чтобы «суметь морально жить» Т.е. нужно обрести базовое свойство человека - свободу.

 

 

34-35) Социокультурные предпосылки и характерные черты русской философии.
В. С. Соловьев. Н. А. Бердяев

 

Философия зарождается в древней Греции и, пройдя путь по Западной Европе, выступает в самостоятельной роли. Религия — диалог с высшей субъективностью; философия — принцип свободы. Философия развивается только в условиях свободы, как внутренней, так и внешней. Следовательно, Европа естественный наследник античной философии (латынь скалькировала греческий философский язык).

 


Дата: 2019-05-28, просмотров: 223.