С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего.
Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте.
Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством.
Бог – олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи.
София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром.
Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции.
Богочеловек – Бог вместе с человеком.
Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира.
Христианство – открывает идеалы совершенного добра.
Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.
Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.
Смысл человеческого существования можно разложить на три вектора:
1. Стыд — биологическое начало в человеке;
2. Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или милосердие).
3. Бог — абсолютное начало (благоговение);
Теория познания
Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным знанием, включающим в себя:
1. Рациональное (философское) знание.
2. Эмпирическое (научное) знание.
Основа цельного знания – мистическое знание, включающее в себя:
1. Вера в безусловное существование предмета познания.
2. Интуиция – дает истинную идею предмета.
3. Творчество – реализация истинной идеи в данных опыта.
Свободная теократия
Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.
В конце жизни разуверился в возможности свободная теократия и пришел к идее катастрофического конца истории.
Бердяев
С начала 20-ого века один из главных идеологов богоискательства. Цель общественного развития – осуществление идеалов правильно понимаемого нового христианства. Религиозные идеалы (вечная жизнь и др.) могут быть осуществлены на земле.
Главная проблема: смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Ее решение может быть только антропоцентрическим - философия “познает бытие из человека и через человека”, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. “Объективной реальности не существует, это иллюзия сознания, существует лишь объективация реальности. Объективированный мир не есть подлинный реальный мир. Объект есть порождение субъекта. Лишь субъект экзистенциален, лишь в субъекте познается реальность.”
Два главных принципа
1. Принцип объективации
2. Примат свободы над бытием. Бытие вторично. Это есть уже необходимость, объект. Человек осознает неподлинность эмпирического мира.
Объективация - трансформация духа в бытие, вечности - во временное, субъекта - в объект, порождение неподлинного мира явлений, где результаты духовной активности человека приобретают формы пространства и времени, начинают подчиняться причинно-следственным отношениям и законам формальной логики. Соответствует грехопадению, отлучению от Бога.
Осмысленное существование - это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой).
Свобода. Человеческая иррациональная свобода коренится из “ничто”, но это не пустота, это первичный принцип, предшествующий Богу и миру.
Бог присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Бог во мне, и, если я умираю, умирает и Бог.
Зло содержится в добытийственном хаосе. Бог за него не ответственен.
Творчество – также происходит из свободы и является его реализацией. Противоборство зла и творчества составляет сущность новой эпохи.
Человек – дитя Божие, цельное его подобие, но и дитя свободы, над которой бессилен Бог. Личность первичнее бытия. Бытие – несвобода, дух – свобода.
Необходимость – сущность материи. В ней – природное зло. Слепой механический мир необходимости порабощает и губит человека.
Назначение истории – реализация божественного в человеке, создание богочеловечества.
Богочеловечество – социальная организация людей на религиозной основе.
Три этики
1. Этика закона
2. Этика искупления
3. Этика творчества
36) Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.
Экзистенциализм – «философия существования». Одно из самых модных философских течений в середине ХХ века. Выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего.
Задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций: озабоченность страх, сознание приближающегося конца своего бытия.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 221.