Для отдельного отображения в балансе хозяйственных средств и их источников формирования баланс построен в виде двухсторонней таблицы. Левая часть баланса, в которой отображаются хозяйственные средства, - называется актив, а правая часть, в которой отображаются источники формирования хозяйственных средств, - называется пассив. При условии, когда левая часть баланса является активом, а правая пассивом – форма баланса называется горизонтальной.
Как хозяйственные средства, так и источники их формирования в балансе показываются в разрезе статьей. Статья баланса – это составная часть актива или пассива баланса, которая представляет собой отображение в денежном выражении совокупности однородных видов хозяйственных средств и источников их формирования.
Раздел баланса – это совокупность статьей актива или пассива бухгалтерского баланса, которые объединены в экономически однородные группы хозяйственных средств и источники их формирования.
Особенностью бухгалтерского баланса является содержимое информации о хозяйственных средствах и источниках их формирования как на начало отчетного периода (на начало года) так и на конец отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев, года). Сопоставляя по каждой статье данные на начало года и на конец отчетного периода, определяют изменения, которые произошли на протяжении его.
Нормативным документом, который определяет содержание и форму Баланса и общие требования к раскрытию его статьей является Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс», который утвержден Министерством финансов Украины 31 марта 1999 года № 87.
Согласно стандарта Актив баланса состоит из трех разделов:
I. Необоротные активы.
II. Оборотные активы.
III. Расходы будущих периодов.
Пассив баланса состоит с пяти разделов:
I. Собственный капитал.
II. Обеспечение будущих расходов и платежей.
III. Долгосрочные обязательства.
VI. Текущие обязательства.
V. Доходы будущих периодов.
3. Для обеспечения систематического учета и контроля за хозяйственными средствами и источниками их создания, а также за осуществлением на предприятиях хозяйственных операций используют бухгалтерские счета.
Бухгалтерский счет выступает средством группирования (обобщения) хозяйственных операций, источников их формирования, а также хозяйственных процессов, которые подтверждены документально и сгруппированы по экономическим однородным признакам с целью систематического контроля за изменениями в процессе деятельности предприятия.
Бухгалтерский счет представляет собой форму двухсторонней таблицы: левая сторона называется Дебет (от латинского- он должен), а правая – Кредит (от латинского – он верит).
Совокупность всех счетов, на которых нашли свое отображение хозяйственные операции, источники их формирования и хозяйственные процессы составляет систему бухгалтерских счетов, которая практически нашла свое отображение в Плане счетов бухгалтерского учета.
В зависимости от разделения бухгалтерского баланса на актив и пассив, счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные. Активные счета предназначены для учета хозяйственных операций, а пассивные счета – для учета источников формирования хозяйственных средств.
Бухгалтерские счета открываются на определенный период (месяц). Для открытия счетов в них записывают начальный остаток (сальдо), используя данные баланса на начало отчетного периода. После того, как счета открыты, в них записывают определенные суммы по дебету и кредиту в соответствии с осуществленными операциями.
Общая сумма записей по счетам на протяжении месяца по дебету или кредиту называется оборотом. В оборот не включается начальный остаток по счету.
Для определения конечного остатка (сальдо) на конец месяца на активном счете необходимо к начальному дебетовому остатку приплюсовать дебетовый оборот и от полученной суммы вычесть кредитовый остаток. Конечное сальдо будет по дебету.
На пассивных счетах начальный остаток (сальдо) указывается по кредиту. В свою очередь увеличение (+) источников хозяйственных средств показывают по кредиту, а уменьшение (-) источников хозяйственных средств – по дебету.
При определении конечного результата (сальдо) на конец месяца на пассивном счете необходимо к начальному кредитовому остатку (сальдо) прибавить кредитовый оборот (увеличение) и от полученной суммы вычесть дебетовый оборот (уменьшение). Конечное сальдо будет по кредиту.
Кроме активных и пассивных счетов бухгалтерского учета существуют активно-пассивные счета, которым присущи свойства и активных и пассивных счетов.
Для того чтобы вывести остаток на активно-пассивном счете с односторонним сальдо необходимо к начальному остатку прибавить сумму оборота той стороны счета, где было показано начальное сальдо и вычесть оборот другой стороны счета. Если полученная сумма больше нуля (со знаком плюс) – то конечный остаток будет на той стороне, где было начальное сальдо, а если полученная сумма меньше нуля (со знаком минус), то конечный остаток будет на другой стороне в сравнении с начальным сальдо.
План счетов бухгалтерского учета является перечнем счетов и схем регистрации и группирования на них фактов финансово-хозяйственной деятельности (корреспонденция счетов) в бухгалтерском учете. В нем по десятичной системе приведены коды (номера) и наименования синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Первой цифрой кода определен класс счетов, второй — номер синтетического счета, третьей — номер субсчета.
Инструкция с применением Плана счетов направлена на обеспечение единства отражения однородных по содержанию хозяйственных операций на соответствующих синтетических счетах и субсчетах. В Инструкции приведена краткая характеристика и назначение синтетических счетов и субсчетов, типовая схема регистрации и группирования информации о хозяйственных операциях (корреспонденция счетов первого порядка).
Счета классов 0-7 являются обязательными для всех предприятий.
Счета класса 9 «Расходы деятельности» ведутся всеми предприятиями, кроме субъектов малого предпринимательства, а также других организаций, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, с открытием по собственному решению счетов класса 8 «Расходы по элементам».
Малые предприятия и другие организации, деятельность которых не направлена на ведение коммерческой деятельности, могут вести бухгалтерский учет расходов с использованием только счетов класса 8 «Расходы по элементам» или в порядке, который приведен в предыдущем абзаце.
4. Исходя из того, что разные виды хозяйственных средств и источников их формирования находят свое отображение на отдельных бухгалтерских счетах, - отображение операций, которые осуществляются на счетах бухгалтерского учета, осуществляются способом двойной записи. Сущность двойной записи заключается в том, что каждая хозяйственная операция в хронологической последовательности находит свое отображение как минимум на двух взаимоувязанных бухгалтерских счетах в одной и той же сумме: по одному – по дебету, по другому – по кредиту.
Взаимосвязь, которая возникает при осуществлении хозяйственных операций между счетами бухгалтерского учета, называется корреспонденцией счетов. Установить корреспонденцию счетов значит определить дебет одного и кредит другого счета.
Отображение хозяйственной операции на счетах с указанием определенной суммы называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерские проводки подразделяются на простые и сложные.
Дата: 2019-05-28, просмотров: 237.