Проявление организационной культуры в организационных процессах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Основными организационными процессами, позволяющими судить о виде и силе организационной культуры, являются: кооперация между персоналом и подразделениями организации; принятие решений; контроль; коммуникации; посвященность организации; восприятие организационной среды; оправдание своего поведения.

В этом перечне первые четыре процесса позволяют определить тип культуры, три последние – ее силу.

В процессе кооперации, как отдельных сотрудников, так и их групп и подразделений, проявляются такие особенности организационной культуры, как значимость в организации личного успеха, успеха группы или всеобщей ровной работы; ориентация на формальное либо неформальное сотрудничество (личное или групповое) или конкуренцию.

В процессе выработки и принятия решений проявляются следующие особенности организационной культуры:

− ориентация на мнения руководства, специалистов или формальные инструкции;

− механизм рассмотрения решений, принятых на нужном уровне компетенции, в вышестоящих инстанциях; этот механизм может представлять собой формальное согласование, действительное рассмотрение и оценивание или необходимость личных контактов с руководством, определяющих успех их прохождения;

− ориентация при принятии решений на их научную обоснованность, на компромиссность, позволяющую учесть интересы всех заинтересованных лиц, или на непротиворечивость предпочтениям высшего руководства.

Процесс контроля связан с проявлением следующих особенностей организационной культуры:

− направленности контроля на поиск промахов в работе, на несоответствие действий установленным в организации правилам или на помощь сотрудникам;

− использование при проведении контроля формальных, на бумаге зафиксированных процедур, проведение контроля без высокой степени формализма или предоставление сотрудникам широких возможностей самоконтроля;

− концентрация контролирующих действий на распределении работ и выделяемых для этого ресурсах, на используемых средствах и методах достижения цели или только на получаемых результатах.

В коммуникациях процессах можно отметить следующие характеристики организационной культуры:

– свобода коммуникаций, когда по служебным вопросам сотрудники из разных служб достаточно открыто общаются друг с другом, формализация коммуникаций, когда основой общения между службами являются официальные документы (служебные записки), или закрытость коммуникаций, когда свободное общение между сотрудниками разных служб в организации не поощряется;

– информирование о принятых решениях и результатах деятельности, которое может быть открытым для всех членов организации, происходить формализованным образом по строго установленным каналам и касаться только строго определенных лиц, каждый раз определяемых руководителем организации.

Для определения господствующего в организации вида культуры по ее проявлениям в названных процессах можно использовать данные табл.51.

Посвященность сотрудника организации определяется наличием эмоциональных связей с ней, т.е. организация может рассматриваться сотрудником не только как источник определенного дохода, но и как место, где он может удовлетворить потребности высших уровней. Проявляется посвященность в стремлении работника помогать организации в достижении ее целей. Если таких сотрудников в организации большинство, это свидетельствует о силе ее культуры.

Таблица 16.2 − Организационные процессы и культура

Проявления

Культуры

Виды культур

Власти Роли Задачи

Процесс кооперации

Ценимость в организации Личный успех Всеобщая ровная работа Успех группы Ориентация отношений Конкуренция Формальное сотрудничество Неформальное сотрудничество

Процесс выработки и принятия решений

Ориентация при выработке Мнение руководителя Формальные инструкции Мнения специалистов Прохождение решения в высших инстанциях Зависит от контактов с руководством Происходит формально Решение действительно оценивается Ориентация при принятии Предпочтения руководства Компромиссность Научная обоснованность  

Процесс контроля

Направленность Поиск промахов в работе Несоответствие правилам Помощь сотрудникам Используемые процедуры   Неформальные Формальные Самоконтроль Концентрация На результатах На средствах и методах На распределении работ и ресурсов  

Процесс коммуникации

Характер Закрытые Формализованные Свободные Информирование о решениях и результатах Строго определенных лиц По строго определенным каналам Открытое

Восприятие человеком организационной среды представляет собой отражение в его сознании происходящих в организации событий. Если у большинства сотрудников это восприятие благожелательно и идентично, можно утверждать о силе культуры.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 225.