Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду:
− имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль);
− овеществленный имидж (предметы, которые он создал);
− вербальный имидж (от лат. verbalis – «словесный») – это его манера говорить и писать;
− кинетический имидж (его жесты, мимика и телодвижения);
− габитарный имидж (от лат. habitus – «внешний») включает костюм, прическу, украшения, внешний вид;
− ментальный – мировоззренческие и морально-этические позиции. Менталитетная содержательность личности физически незаметна, но хорошо улавливается другими людьми.
В имидже руководителя-лидера выделяются такие компоненты, как персональный (личностный), социальный и профессиональный имидж. Наиболее важен среди них, безусловно, личностный, поскольку он определяет и профессиональное развитие, и социальные отношения человека.
В личностном компоненте имиджа руководителя необходимо обращать внимание на направленность личности, нравственные и интеллектуальные качества, личностный потенциал.
Кроме внешних данных для формирования позитивного имиджа руководителя организации важное значение имеют:
− организаторские способности нужно развивать как в обучении, так и в осознанной практике;
− коммуникабельность – открытость в общении, умение найти тему для разговора и привлечь внимание собеседника своей точкой зрения;
− эмпатия – умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему, что нередко предрешает успех деловых переговоров.
Существует множество частных имиджей (общественный, средовой, вербальный…), но одним из основных можно назвать габитарный имидж – это внешний облик человека – его телосложение, одежда, прическа, аксессуары.
Формирование имиджа – целенаправленный, управляемый процесс. Зарубежные исследователи считают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек «звучит» и …, конечно, как выглядит. Как человек выглядит, каков его габитарный имидж очень важно. Своим внешним видом человек дает окружающим большое количество информации о себе: о поле и возрасте; о профессии; о национальности; о социальном положении, статусе; о личностных особенностях и т.д.
Например, одна из модификаций делового имиджа «властный стиль» («power look») была использована в имидже Маргарет Тэтчер. Ее консультанты из фирмы «Саачи энд Саачи» посоветовали ей придерживаться темных костюмов с подложенными плечами, и остальные элементы ее облика – прическа «шлем», скрепленная лаком, крупные бусы из жемчуга, квадратная сумка с короткими ручками – также создавали впечатление уверенной в себе женщины на вершине власти. Именно такой образ импонировал большинству избирателей среднего класса, поскольку базировался на незаметной, но умелой корректировке традиционного вида работающей женщины.
Деловой стиль или бизнес-стиль – это смесь элегантности классического и удобства спортивного стиля. Он подходит для политиков, юристов, финансистов, государственных работников, менеджеров, секретарей и т.д. Если придерживаться так называемого бизнес – стиля, то можно позиционировать такие качества, как строгость, простота, опрятность, практичность, уверенность в себе, надежность. Это стиль деловых людей, как мужчин, так и женщин, людей, которые хотят сделать карьеру, продвинуться по службе.
Принципами деловой одежды являются:
1) универсальность - это стиль для работы, он должен быть удобен и функционален;
2) опрятность и аккуратность (мятая юбка, небрежно завязанный галстук рождают ощущение суетливости, поспешности, нетребовательности к себе или безразличие к окружающим).
Крупные западные компании работают по принципу строгого офисного дресс-кода. Так, в нью-йоркских бизнес-структурах появление в костюме не того тона, который избран корпоративным в данный день недели, может повлечь большое количество проблем, вплоть до увольнения по статье за неуважение ценностей компании. В России ситуация не настолько гипертрофирована. Обязательный офисный дресс-код предусмотрен в банковском секторе и ресторанно-гостиничном бизнесе. Не столь строги к офисной форме на фирмах, занимающихся недвижимостью, стройматериалами и автомобилями. Зато полное многообразие нарядов среди сотрудников можно обнаружить в рекламных и интернет-агентствах, а также различных медиа-структурах.
Важен и дизайн кабинета. Если партнёр приходит в хорошо оборудованную рабочую комнату с современной оргтехникой, удобными креслами, и при этом шеф гармонично вписывается в интерьер, всё это производит, в том числе и на подчинённых, хорошее впечатление. Мебель в рабочем кабинете должна быть подобрана в соответствии с антропометрическими характеристиками руководителя.
Во все времена ценились и будут цениться такие качества руководителя, как:
− честность, порядочность, принципиальность. Эти качества отмечаются в первую очередь и служат основой для любой оценки руководителя и создания его имиджа;
− справедливость, уважение к другим людям, умение держать свое слово, обязательность, доброжелательность, приветливость, сдержанность и уравновешенность. Эти качества непосредственно связаны с психологическим климатом в коллективе и определяют взаимоотношения между руководителем и подчиненными;
− объективность, организованность, дисциплинированность. От этих деловых качеств руководителя зависит результативность его деятельности.
Имидж организации зависит как от личного имиджа руководителя и персонала, так и верно и обратное утверждение: имидж организации влияет на ее сотрудников.
Имидж организации. По мнению американских исследователей Т.Питерса и Р.Уотермена, компании, которые сформулировали для себя лишь финансовые цели, как правило, не достигают таких финансовых результатов, каких достигают компании с более широким диапазоном ценностных установок. Конкретнее этот более широкий диапазон ценностей можно определить как идеологию компании, ее внутренний и внешний имидж.
Эффективность имиджа организации определяется обобщенными критериями, которые проявляются на уровне любой организации, независимо от её специфики, а также частными критериями, основаниями для которых служит уникальность, специфика организации.
Выделим некоторые обобщённые критерии, которые указывают на привлекательность имиджа организации:
− позитивные оценки деятельности организации, получаемые от вышестоящих руководителей или собственников, потребителей, партнёров, сторонних предприятий и организаций, непосредственно не связанных с данной организацией, потребителей, а также от персонала самой организации;
− конкурентоспособность организации, проявляющаяся через высокое качество продукции, товара или услуг, через сохранение контингента потребителей и персонала организации;
− авторитет организации, проявляющийся в доверии к ней, комплиментарность потребителей и партнёров, узнавание организации разными социальными группами, в том числе и теми, которые не входят в число её потребителей;
− позитивные оценки деятельности организации средствами массовой информации, что во многом достигается демонстрацией признания социально одобряемых норм деятельности: благотворительность, помощь культуре, образованию, детям, пожилым людям и т.д.;
− развитие профессиональной компетентности персонала организации, обеспечение его психологической готовности к деятельности, к изменениям;
− такие аспекты организационной культуры персонала, как высокий уровень организации и самоорганизации, способность сотрудников продуктивно выполнять профессиональные функции, низкая зависимость от внешних факторов.
Имидж руководителя. Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.