Для успешного формирования, сохранения и развития организационной культуры необходимо, чтобы культура работников организации по своим основным компонентам соответствовала культуре организации. Основой корпоративной культуры в организации является командный дух, достичь которого можно посредством общей цели, когда каждый сотрудник знает, что его работа способствует развитию организации и наоборот – если организация развивается, то он также развивается и в духовном и в материальном планах.
Культура малой социальной группы складывается из культур личностей, входящих в неё, с учетом ограничений и факторов, которые накладываются в связи с характером деятельности людей, национальными, региональными особенностями, временем существования этой группы, значимости выполняемых задач, стилем руководства, необходимостью высокого уровня интегрированности группы (взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, например, у шахтеров и представителей других экстремальных профессий), пространственными характеристиками нахождения группы и т.п. В большой организации культуры малых групп можно рассматривать как субкультуры. Общими для всех членов организации в таком случае будут ценности организационной культуры. Если организация не переросла масштабом малую социальную группу, то культура малой группы и культура организации совпадают.
В целом можно выделить два пути влияния организационной культуры на жизнь организации:
1 - культура и поведение взаимно влияют друг на друга;
2 - культура влияет не столько на то, что люди делают, сколько на то, как они это делают.
Обеспечение соответствия организационной культуры и культуры работников организации может быть достигнуто путем специального анкетирования вновь принимаемых сотрудников, а также при помощи работы психолога и отдела управления персонала с уже работающими сотрудниками.
Виды организационных культур. Существует много видов и уровней культуры, воздействующей на поведение индивидов и организаций. Вид организационной культуры является основным признаком, по которому целесообразно проводить классификацию организационных культур. Однако, следует отметить, что любая из них весьма относительна, и ни одна не в состоянии охватить всего существующего разнообразия (рис 16.1).
Рис. 16.1. Основные характеристики организационной культуры
Сила культуры определяется ее устойчивостью к различным внешним и внутренним воздействиям. Чем больше усилий необходимо приложить для изменения вида культуры, тем более сильной она является. Зависит сила культуры от количества ценностей, присущих ей и разделяемых большинством работников организации.
В самом широком плане наивысшим уровнем следует считать глобальные культуры, например культуры мировых религий или культуру Востока. Такие исследователи, как Г. Хофстеде, Айкен и Бачарач и Ф. Тромпераарс, сообщали о заметных различиях континентов и стран, основываясь на определенных ключевых измерениях. Например, национальные различия стран рассматриваются в измерениях универсализм – самобытность, индивидуализм – коллективизм, нейтральность – эмоциональность, ориентация на достижениях в противоположность приписыванию заслуг, акцент на прошлом в противовес существующему или будущему и внутренней в противовес внешней фокусировке культуры.
В менее широком плане существуют культуры подгрупп, определяемых по половому признаку, т.е. по различию видения мира мужчинами и женщинами, например у Дж. Мартина, или признаку расы, как в работе о различиях культур чернокожих и белых у Т.Кокса. Уместно вспомнить данные анализа индустриальных культур (например, работа Г.У.Гордона посвящена конкурентоспособности, историческому развитию, стержневой технологии и требованиям потребителей как фактором, воздействующим на культуры различных отраслей индустрии). Каждая культура обычно проявляется в уникальности языка, символике, нормах поведения и национальных чувствах.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 235.