Этапы развития науки о персонале
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В истории развития науки о персонале, тесно связанной с историей развития управленческой науки в целом, можно выделить семь наиболее значительных этапов (табл.2.1).

Таблица 2.1 – Этапы развития науки о персонале

Период Научное направление Характеристика
1. Начало ХХ в. Школа НОТ - тейлоризм Труд – индивидуальная деятельность человека, которая представляет собой совокупность конкретных видов работ, которые четко регламентируются. Перенесение идей инженерных наук на управление человеком: «человек-машина»
2.1920-е гг. Школа администрирования Сформулированы 14 принципов управления персоналом, ориентированных на построение формальных организационных структур и систем.
3.30-40 гг. ХХ в. Школа человеческих отношений: Организация – социальная система, в управлении персоналом необходимо использовать достижения психологии и социологии в области поведения человека.
4. 50-60 гг. ХХ в. Количественная школа Организация – сложная система. Применение положений теории кибернетики к управлению персоналом
5.1970-е гг. Школа ситуационного подхода Организация – открытая система. Формы управления персоналом во многом зависят от внешней и внутренней среды организации.
6. 1980-е гг. Школа организационной культуры Методы управления персоналом определяются организационной культурой, т.е. стереотипами поведения людей в организации.
7. 1990-е гг. Школа человеческих ресурсов: Люди – один из ключевых ресурсов экономики. Денежные инвестиции в работу с персоналом способны дать высокую отдачу. Цель – максимальное использование потенциала работников при создании всех условий для его интенсивного развития.

 

Сравнительная характеристика современных теорий и практик управления персоналом основана на 4 основных концепциях (табл. 2.2).

 

 


Таблица 2.2 − Сравнительная характеристика современных теорий и практик управления персоналом

Критерий

Концепция использования трудового ресурса (экономическая)

Концепция управления персоналом (организационно-административная)

Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная) Концепция управления человеком (гуманистическая)

Цель

Максимальное использование трудового потенциала работников

Использование трудового и личностного потенциала человека

Максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды Создание условий для самореализации человека

Теоретическая основа

Теория научного управления Ф. Тейлора

Теория бюрократической организации А. Файоля

Теория «человеческих отношений» Элтона Мэйо и постбюрократическая теория организации Философия японского менеджмента

Парадигма управления

Экономическая («человек – строка в ведомости на получение зарплаты»)

Организационно-административная «человек – позиция в штатном расписании»

Организационно-социальная «человек – невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации» Гуманистическая «не человек для организации, а организация для человека»

Роль человека

Фактор производства

Ресурс организации

Ресурс организации Главный субъект организации

Место человека

Элемент процесса труда

Элемент формальной организационной структуры

Элемент социальной организации Член организационной системы

Требования к «качеству» сотрудника

Техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу

Профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации

Профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации Требования к «качеству» сотрудника не предъявляются, внутриорганизационные отношения зависят от желаний и способностей сотрудников
Основная задача управления

Отбор способных работников, стимулирование, нормирование

Отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности. Изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения

Отбор работников c профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. Обучение персонала, углубление, как специализации, так и универсализации

Адаптация развития культуры организации
Условия эффективности

Четкие задачи для использования. Внутрипроизводственные факторы для успеха предприятия важнее, чем факторы внешней среды

Выделение различных подсистем управления персоналом

Повышение внимания к «экологии» внутри и межорганизационных взаимодействий

Понимание того, что эффективное организационное развитие – это не только изменение структур, технологий, навыков, но и изменение ценностей
Особые затруднения

Сложность адаптации к меняющимся условиям, использование ограниченных возможностей персонала

Превращение людей в ресурс, который нужно развивать в ущерб праву личности на выбор

Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса

Особых затруднений нет
Сфера применения

Предприятия с серийным массовым производством при низко квалифицированном труде

Предприятия с четкой организационной структурой обычных отраслей

Средние и крупные предприятия высокотехнологических отраслей в условиях конкуренции

Малое предпринимательство, сфера искусства
Основное содержание управления персоналом

Организация труда и заработной платы, стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени

Управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях «жизненного цикла» человека в его трудовой деятельности в организации

Управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое и психологическое состояние работников и т.д.) организацию

Самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни
             



Дата: 2019-04-23, просмотров: 399.