Основные направления и процессуальный порядок взаимодействия с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в процессе расследования преступлений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ норм УПК и международно-правовых актов позволяет выделить следующие основные направления международного сотрудничества при расследовании преступлений:

направление и исполнение запросов об оказании правовой помощи, касающейся производства следственных и иных процессуальных действий, осуществления розыска лиц;

выдача лиц для уголовного преследования;

направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования лиц, находящихся на территории другого государства, и исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования на территории Российской Федерации;

информационное сотрудничество по вопросам расследования преступлений.

Направление и исполнение запросов о правовой помощи

Основным направлением взаимодействия по уголовным делам является направление и исполнение запросов о правовой помощи.

Часть 1 ст. 453 УПК РФ устанавливает, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных законом, следователь, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Следует отметить, что употребление в законе термина «запрос о правовой помощи» подразумевает составление документа не только в форме запроса. Как упоминалось ранее, в ряде международных актов этот документ носит название «поручение» (ст. 7 Минской конвенции), «просьба» (ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам) о правовой помощи.

В рассматриваемой норме УПК речь идет, прежде всего, о необходимости соответствующего оформления обращения следователя в компетентные органы иностранного государства, которое должно быть составлено в виде документа, отвечающего определенным требованиям, изложенным в УПК.

Для практической реализации предписаний закона, регламентирующих возможность внесения запроса о правовой помощи, ГСУ при ГУВД по г. Москве разработаны методические рекомендации «О порядке оформления отдельных поручений следователей, направляемых в зарубежные страны …», согласно которым предусматривается два вида запроса об оказании помощи по уголовным делам. Так, при необходимости проведения на территории другого государства следственных и иных процессуальных действий составляется международное следственное поручение. Если же по уголовному делу требуется собрать лишь характеризующий материал (справки из наркологического и психоневрологического диспансеров, характеристики с места жительства и работы, копии паспортных форм) без осуществления следственных действий, то следует направлять запрос о правовой помощи.

Форма и содержание каждого из указанных видов запроса должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 454 УПК РФ и международно-правовыми актами. Запрос составляется в письменном виде, подписывается направляющим его должностным лицом и удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа.

Качество и срок исполнения запроса нередко зависят от полноты и корректности содержащейся в нем информации. Во избежание промедления в выполнении изложенной в запросе просьбы следует правильно указывать наименование и местонахождение органа, в который направляется запрос, а также наименование органа, от которого он исходит.

В тексте запроса в обязательном порядке делается ссылка на международный акт, регламентирующий сотрудничество в области оказания правовой помощи. При направлении в страны СНГ международного следственного поручения, необходимо ссылаться на Минскую конвенцию, а в случае составления запроса о правовой помощи - на межведомственные соглашения между МВД РФ и других государств-участников, о которых уже говорилось ранее. В отношениях со странами Балтии и дальнего зарубежья следует руководствоваться двусторонними договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, а также Европейской конвенцией 1959 г.

Из содержания запроса должно быть ясно, в связи с каким уголовным делом он направлен и какое именно преступление совершено, его квалификация. Для этого следователь излагает фабулу дела с указанием при необходимости сведений о размере вреда, причиненного преступлением (например, при обращении с просьбой о наложении ареста на имущество в целях обеспечения возмещения причиненного вреда). По преступлениям экономической направленности в фабуле следует четко определять, какие конкретно действия содержат состав преступления и чем это подтверждается. Некоторыми международными актами предусматривается возможность приложения к запросу копий процессуальных документов уголовного дела.

В запросе приводится текст статьи УК РФ, устанавливающей ответственность за совершенное преступление. При этом обязательно цитировать лишь те части статьи, по которым квалифицируется деяние.

После описания факта совершенного преступления необходимо изложить причину обращения с просьбой о правовой помощи и обстоятельства, подлежащие выяснению, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств. В зависимости от процессуального действия, о производстве которого вносится запрос, целесообразно отметить, что именно следует установить в ходе его проведения. Так, если требуется допросить лицо, то в запрос нужно включить перечень вопросов, на которые должны быть получены ответы. Кроме того, необходимо указать точные сведения о лицах, фигурирующих в запросе, в том числе данные о дате и месте рождения, гражданстве, роде занятий и месте жительства, а для юридических лиц – их наименование, сфера деятельности и местонахождение. Эти сведения можно предварительно уточнить, направив запрос через НЦБ Интерпола в порядке, определенном приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола». В случае отсутствия у подозреваемого, обвиняемого документов к запросу прилагаются фотографии и дактокарты для установления личности последних на территории запрашиваемого государства.

При подготовке запроса об осуществлении обыска, выемки указывается точное место их производства, описание подлежащих изъятию предметов и документов. К запросу прилагаются постановления о производстве данных следственных действий.

Исходящие из РФ запросы и прилагаемые к ним документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ). Перевод заверяется гербовой печатью. Между тем, согласно ст. 17 Минской конвенции, запросы, направляемые в страны СНГ, могут выполняться как на языке договаривающихся сторон, так и на русском языке.

Составив запрос о правовой помощи, следователь не вправе направить его непосредственно в компетентный орган иностранного государства для исполнения. Существует определенный порядок направления запросов (поручений) в зарубежные страны. Так, например, следователь Следственной части СУ при УВД по ЮЗАО г. Москвы должен представить свой запрос в ГСУ при ГУВД по г. Москве, где он будет проверяться на предмет соответствия предъявляемым требованиям. И только после этого запрос направляется в Следственный комитет при МВД РФ.

В отдельных, не терпящих отлагательства случаях допустимо отправление запроса по каналам факсимильной или электронной связи, но с обязательным направлением оригинала в обычном порядке.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК РФ запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

Верховный Суд РФ – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

Министерство юстиции РФ – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда РФ;

МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ – в отношении следственных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора;

Генеральную прокуратуру РФ – в остальных случаях.

УПК предусматривает, что доказательства, полученные на территории иностранного государства его должностными лицами в ходе исполнения поручений (запросов) об оказании правовой помощи или направленные в Российскую Федерацию в приложении к поручению об осуществлении уголовного преследования в соответствии с международно-правовыми актами или на основе принципа взаимности, заверенные и переданные в установленном порядке, имеют такую же юридическую силу, как доказательства, полученные на территории Российской Федерации с соблюдением требований закона (ст. 455).

Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, вправе в порядке, установленном ч. 3 ст. 453 УПК РФ, направить запрос о вызове свидетеля, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами Российской Федерации, для производства процессуальных действий на территории Российской Федерации. Необходимым условием удовлетворения данного запроса является получение согласия вызываемых лиц.

Процессуальные действия с их участием производятся в порядке, установленном УПК. Вместе с тем уголовно-процессуальный закон гарантирует вызываемым лицам независимо от их гражданства иммунитет от уголовного преследования, заключения под стражу или иного ограничения личной свободы за деяния, которые предшествовали пересечению ими государственной границы РФ (ч. 4 ст. 456). Действие иммунитета прекращается лишь в том случае, если вызванное лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда отпадает необходимость в его присутствии, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.

В запросе о вызове лица, проживающего на территории запрашиваемой страны, помимо гарантии того, что оно не будет привлечено к уголовной ответственности или подвергнуто мерам ограничения личной свободы за деяния, совершенные до пересечения границы, должно указываться, какие выплаты это лицо вправе получить в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашиваемой стране.

В случае необходимости следователь может вызвать лицо, находящееся под стражей в другом государстве. При передаче на территорию РФ такого лица оно продолжает оставаться под стражей весь период его пребывания в пределах РФ и подлежит возвращению в сроки, указанные в ответе на запрос.

В соответствии со ст. 457 УПК РФ регламентируется исполнение в Российской Федерации запросов компетентных органов иностранных государств.

Исполняя международный запрос о правовой помощи, следователь руководствуется положениями УПК. Однако по просьбе запрашивающей стороны и если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ, могут быть применены и процессуальные нормы иностранного государства (ч. 2 ст. 457 УПК РФ).

Законом оговаривается возможность присутствия заинтересованных лиц правоохранительных органов запрашивающей стороны при производстве следственных действий по запросу, когда об этом говорится в положениях международных договоров РФ (ч. 3 ст. 457 УПК РФ). В этой связи, следуя предписаниям ч. 3 ст. 8 Минской конвенции, компетентный орган или должностное лицо, которому поручено исполнение запроса, своевременно сообщает инициатору проводимых мероприятий о времени и месте выполнения поручения, чтобы обеспечить присутствие представителей запрашивающей стороны.

В практической деятельности вызывает некоторые трудности исполнение запросов, связанных с установлением и допросами физических лиц, проживающих на территории РФ. В случае если требуемое лицо по месту регистрации не проживает, необходимо направить поручение в оперативные подразделения об установлении его фактического местонахождения; посредством допроса соседей выяснить, где возможно находится это лицо. Кроме того, получив выписку из домовой книги, можно установить, действительно ли оно зарегистрировано в указанной квартире, и кто еще проживает в ней. Также следует направить запросы в информационные центры ОВД (например, ЗИЦ ГУВД по г. Москве) с целью установить, не привлечено ли лицо к уголовной ответственности. Лишь после выполнения указанных действий, можно дать ответ о том, что требуемого человека установить не удалось.

Согласно разработанным ГСУ при ГУВД по г. Москве рекомендациям каждый документ, полученный в ходе исполнения запроса (поручения) иностранного государства, заверяется гербовой печатью подразделения. Вместе с исполненными материалами и текстом самого поручения должна предоставляться справка о проделанной по поручению работе с указанием того, какие пункты поручения выполнить не удалось и по какой причине. Материалы исполненных запросов предоставляются через следственные подразделения при ГУВД (УВД) в субъектах РФ (например, ГСУ при ГУВД по г. Москве), осуществляющие контроль за качеством их выполнения, в Следственный комитет при МВД РФ.

Если поступивший в РФ запрос об оказании правовой помощи по уголовному делу не может быть исполнен, то вместе с прилагаемыми документами он возвращается с указанием причин, воспрепятствовавших его выполнению, через орган, его получивший, либо по дипломатическим каналам в тот компетентный орган иностранного государства, от которого исходил запрос. Запрос возвращается без исполнения, если он противоречит законодательству Российской Федерации либо его выполнение может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности (ч. 4 ст. 457 УПК РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.