В сфере международного сотрудничества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовую основу международного сотрудничества по оказанию помощи по уголовным делам составляют нормативные правовые акты, которые условно можно подразделить на две группы:

законодательство Российской Федерации;

международно-правовые акты.

Основным правовым источником из числа законодательных актов РФ является УПК РФ, который предусматривает отдельную часть (часть пятая), посвященную вопросам международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. В ней, наряду с другими нормами, закреплены основные положения о порядке взаимодействия следователей с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, его направлениях и содержании, о процедуре оформления запросов и поручений об оказании правовой помощи.

Значимое место среди нормативных источников, регулирующих сотрудничество органов уголовного судопроизводства России и зарубежных государств, занимают международные договоры.

Под международным договором понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пакт, конвенция, договор, соглашение, протокол и другие).

Следует заметить, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора установленным законом образом, например, путем подписания договора, обмена документами, его образующими, утверждения, ратификации, принятия договора, присоединения к договору или любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны, а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации.

После ратификации (или иного действия, выражающего согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора) и вступления в силу международного договора он становится составной частью российской правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). При выборе нормы, подлежащей применению в конкретном случае, следует учитывать, что если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные российским законом (к примеру, УПК РФ), то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК РФ).

Особенностью применения международных договоров, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, является то, что пределы их действия зависят от содержания законов, которыми они ратифицированы. В таких законах нередко содержатся оговорки по конкретным положениям ратифицируемого договора, которые надлежит соблюдать при осуществлении взаимодействия при производстве по уголовным делам.

Договоры, в зависимости от того, какими органами государства они заключены, разделяются на межгосударственные (заключаемые от имени Российской Федерации), межправительственные (заключаемые от имени Правительства Российской Федерации) и межведомственные (заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти, например, министерства или федеральной службы).

По числу стран-участников различают двусторонние и многосторонние международные акты.

По содержанию договоры могут быть посвящены нескольким направлениям международного сотрудничества (например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.) или определенному вопросу взаимодействия (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.).

Важнейшими многосторонними договорами, на основании которых осуществляется оказание взаимной правовой помощи при расследовании преступлений, являются: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с дополнительным протоколом 1978 г., Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с двумя дополнительными протоколами 1975 и 1978 г., которые ратифицированы Российской Федерацией 25 октября 1999 г. и вступили для нее в силу 09 марта 2000 г.

Согласно ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу на взаимной основе широкую правовую помощь по вопросам уголовного судопроизводства о преступлениях, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию юридических органов запрашивающей стороны.

Запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения по уголовным делам, направленные ей компетентными органами другой стороны в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов (ст. 3 Европейской конвенции). Причины любого отказа в предоставлении взаимной помощи должны сообщаться запрашивающей стороне (ст. 19). Статья 14 рассматриваемого документа предусматривает требования, предъявляемые к просьбе о взаимной помощи.

Конвенция устанавливает также процедуру направления просьб, поручений, запросов об оказании правовой помощи (гл. 5), определяет органы, полномочные направлять и исполнять такие просьбы (ст. 15), регламентирует порядок вручения запрашиваемой стороной повесток свидетелям, обвиняемым, другим участникам уголовного процесса и их явку в компетентные органы запрашивающей стороны для участия в процессуальных действиях (гл. 3).

Европейская конвенция о выдаче закрепляет обязательства, условия и процедуру взаимной выдачи лиц, в отношении которых правоохранительные органы запрашивающей стороны осуществляют уголовное преследование или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора.

В развитие положений европейских конвенций о выдаче и взаимной правовой помощи по уголовным делам или в целях содействия применению содержащихся в них принципов государства-участники могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения (п.п. 1, 2 ст. 28; п.п. 1, 3 ст. 26). При этом указанные конвенции со дня их вступления в силу имеют преимущество перед положениями любых двусторонних договоров, конвенций или соглашений, регулирующих выдачу и взаимную помощь по уголовным делам между Российской Федерацией и другими иностранными государствами - участниками данных конвенций.

Вопросы взаимодействия при производстве по уголовным делам между странами - членами СНГ решаются на основе Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (далее - Минская конвенция), вступившей в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.

Данная Конвенция содержит нормы, регулирующие различные аспекты правовой помощи по уголовным делам. В ней предусмотрены виды оказываемой помощи, к которым относятся выполнение процессуальных и иных действий, а именно: составление и пересылка документов, проведение допросов, экспертиз, обысков, изъятий, пересылки и выдачи вещественных доказательств, возбуждение уголовного преследования, розыск и выдача лиц, совершивших преступления (ст. 6).

Предписания Минской конвенции устанавливают определенный порядок сношений при направлении и исполнении поручений об оказании правовой помощи. Содержание и форма поручения отражены в ст. 7 этого нормативного акта.

Достаточно подробно в части первой раздела IV упомянутой Конвенции регламентирован вопрос о выдаче лиц, совершивших преступление. Изложен механизм выдачи, основания отказа в выдаче (ст. 57), форма требования о выдаче (ст. 58), а также положения, касающиеся осуществления розыска и задержания лица для привлечения к уголовной ответственности (ст.ст. 60-62).

Отдельный раздел Минской конвенции (часть вторая) посвящен такому направлению взаимодействия по уголовным делам, как уголовное преследование. Так, согласно ст. 72 каждая из сторон обязуется осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства.

7 октября 2002 года в г. Кишинев главами государств СНГ подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее – Кишиневская конвенция).

Между государствами - участниками Кишиневской конвенции прекращает свое действие Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минская конвенция) и Протокол к ней от 28 марта 1997 г.

Однако, в отношениях с государствами - участниками Минской конвенции, для которых не вступила в силу Кишиневская конвенция, продолжает действовать Конвенция 1993 г. (ст. 120).

Кишиневская конвенция не вступила в силу для Российской Федерации, поскольку не была ратифицирована ею. В этой связи взаимодействие между компетентными органами России и государств СНГ в сфере уголовного судопроизводства в настоящее время регулируется положениями Минской конвенции.

В Кишиневской конвенции сохранена структура (разделы, части) Минской конвенции 1993 г. Совпадения касаются наименования и содержания ряда статей конвенций. Вместе с тем в Конвенцию 2002 г. внесены существенные изменения: увеличено количество статей (с 93 до 124), включены значительные правовые новеллы, касающиеся форм и методов взаимодействия государств, в том числе по вопросам расследования преступлений и осуществления правосудия.

В частности, расширен круг вопросов в сфере оказания правовой помощи при осуществлении розыска, ареста и изъятия имущества, денег и ценностей, полученных преступным путем, а также принадлежащих обвиняемым (подсудимым, осужденным) доходов от преступной деятельности, возмещении ущерба потерпевшим, исполнении приговоров о взыскании штрафов и о конфискации (ч. 1 ст. 104).

Согласно ст. 63 Конвенции 2002 г. в целях быстрого и всестороннего расследования преступлений, совершенных на территориях двух и более Договаривающихся Сторон либо затрагивающих их интересы, могут создаваться совместные следственно-оперативные группы, что не было предусмотрено в действующей Конвенции 1993 г.

Наряду с Минской конвенцией, в Российской Федерации действуют двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях с некоторыми странами ближнего зарубежья, в частности, с Азербайджанской Республикой (22 декабря 1992 г.), Кыргызской Республикой (14 сентября 1992 г.), Республикой Молдова (25 февраля 1993 г.).

Этими договорами конкретизируются объем и виды оказываемой правовой помощи при расследовании преступлений, право производства через дипломатические представительства своего государства отдельных следственных действий (например, допросов собственных граждан) на территории другой страны, возможность применения норм процессуального законодательства запрашивающей стороны при выполнении поручения, запроса; основания, условия и порядок выдачи лиц для осуществления уголовного преследования.

Существует ряд двусторонних договоров об оказании правовой помощи, в том числе по уголовным делам, со странами Балтии и дальнего зарубежья: Албанией (30 октября 1995 г.), Алжиром (23 февраля 1982 г.), Индией (21 декабря 1998 г.), Ираном (5 марта 1996 г.), Испанией (25 марта 1996 г.), Йеменом (6 декабря 1985 г.), Канадой (20 октября 1997 г.), Кореей (28 мая 1999 г.), Китаем (19 июня 1992 г.), Кубой (25 ноября 1984 г.), Латвией (3 февраля 1993 г.), Литвой (21 июля 1992 г.), Монголией (23 сентября 1988 г.), Польшей (16 сентября 1996 г.), США (17 июня 1999 г.), Тунисом (26 июня 1984 г.), Эстонией (26 января 1993 г.) и другими.

Для содействия государствам в подготовке двусторонних международных договоров о правовой помощи по уголовным делам и выработке единого подхода к разработке законодательных актов в данной области Организацией Объединенных Наций были приняты типовые договоры: о выдаче (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 г.), о передаче уголовного судопроизводства (Резолюция ГА ООН 45/118 от 14 декабря 1990 г.), о взаимной помощи в области уголовного правосудия (Резолюция ГА ООН 45/117 от 14 декабря 1990 г.). В них нашли отражение образцы договоров с изложением примерного содержания статей и основные рекомендации по их составлению.

Кроме договоров о правовой помощи к сотрудничеству в области уголовного судопроизводства также имеют отношение международные документы, регулирующие борьбу с определенными видами преступных деяний: Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г., Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., Конвенция ООН против коррупции 2003 г., Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности с дополняющим ее протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказание за нее 2000 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. с дополнительным протоколом 2003 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г., в том числе принятые членами СНГ соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (2000 г.) и преступлениями в сфере компьютерной информации (2001 г.).

В целях практического выполнения положений многосторонних конвенций и двусторонних договоров Российской Федерацией заключены межправительственные и межведомственные соглашения о сотрудничестве, в которых также детализируются вопросы взаимодействия при производстве по уголовным делам. Среди них: соглашения Правительства РФ с Правительством Великобритании 1997 г., Правительством Королевства Бельгия 2000 г., Правительством Греческой Республики 2001 г., Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.; соглашения о сотрудничестве МВД РФ с Полицейским управлением Швеции 1996 г., с МВД Словацкой Республики 1994 г.; Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников Протокола к Минской конвенции о порядке сношений компетентных учреждений при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам 2000 г. и другие.

Направление и исполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам между государствами-участниками СНГ регулируется двусторонними межведомственными соглашениями о сотрудничестве с министерствами внутренних дел Республики Армения (1993 г.), Республики Казахстан (1993 г.), Кыргызской Республики (1992 г.), Республики Молдова (1993 г.), Республики Таджикистан (1993 г.), Туркменистана (1992 г.), Украины (1992 г.).

Помимо законодательных актов, правовой основой взаимодействия с компетентными органами иностранных государств при расследовании преступлений служат некоторые подзаконные акты. В частности, приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. утверждена Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, регламентирующая порядок направления запросов, сообщений, следственных поручений по линии Интерпола, организацию их исполнения, а также информационное обеспечение сотрудничества в борьбе с отдельными категориями преступлений. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2002 г. № 32/35 определяет порядок рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции. В соответствии с Указом Президента РФ от 26 октября 2004 г. № 1362 назначается центральный орган РФ, ответственный за реализацию положений Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, касающихся взаимной правовой помощи.

Уголовно-процессуальный закон, признавая приоритет международных договоров в регулировании международного сотрудничества по вопросам уголовного судопроизводства, между тем не отрицает возможности подобного взаимодействия и без наличия таковых. В этом случае оно может строиться на основе принципа взаимности, согласно которому компетентный орган одного государства принимает на себя обязательство осуществить надлежащие меры в ответ на обязательство соответствующего органа другого государства выполнить аналогичные действия в сходной ситуации. Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, МИД РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСКН РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий (ч. 2 ст. 453 УПК РФ).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 202.