Как зародилось детское плавание?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как зародилось детское плавание?

Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием "Плавать раньше, чем ходить". Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно "что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.

Страх №1 Ребенок захлебнется в воде.

На самом деле, если ребенка в возрасте до трех месяцев уронить в воду, он автоматически задержит дыхание, начнет рефлекторно двигать ручками и ножками. На настоящее плавание это мало похоже, но, согласитесь, что в определенной ситуации может спасти малышу жизнь. Поэтому бояться не стоит. Главное, чтобы Вы были рядом и чувствовали себя уверенно. К трем месяцам рефлекс задержки дыхания полностью исчезает и поэтому начинать столь раннее обучение плаванию стоит в возрасте 2 – 3 недель, когда заживет пупочная ранка. Заниматься можно и дома, в собственной ванной, а можно и в специальных бассейнах для грудничков.

Страх №2 Ребенок переохладится и заболеет.

Для здоровья ребенка опасен резкий перепад температур, а вовсе не холод, как таковой. Идеальная температура воды для занятий плаванием с ребенком в возрасте до нескольких месяцев – 35-36 градусов. Кроме того, закаливание в этом возрасте даже полезно. Если ребенку меньше месяца, то продолжительность занятия не должна превышать 15 минут. В конце занятия можно направить струю холодной воды в ванну и дать малышу побыть в теплой воде рядом с холодной.

Страх №3 Ребенок может заразиться чем-нибудь, ему в ушки может попасть вода.

Стерильность в воде совершенно не обязательна, главное, чтобы были соблюдены нормы показателей воды, согласно нормам САНПИНа.

Ушки затыкать вовсе не обязательно, так как вода не может вызвать воспаления. Достаточно просто положить ребенка после занятия сначала на один, а потом на другой бочок – вода, попавшая в уши, вытечет сама или просто протереть ушки ватными палочками.

Страх №4 Ребенок испугается.

В данной ситуации скорее испугается именно взрослый. В этом состоит негативный момент: страх и волнение взрослого человека быстро передается ребенку. Знайте, что дети в возрасте нескольких месяцев совершенно не боятся воды. Напротив, соприкосновение с ней доставляет им радость и удовольствие. Вспомните хотя бы свои собственные детские фотографии в ванной!

Самые распространённые проблемы со здоровьем,

Встречающиеся у детей в грудном возрасте

Синдром гипервозбудимости

Проявления данного неврологического синдрома складываются у детей из проявлений двигательного беспокойства, эмоциональной неустойчивости и нарушений сна. При осмотре могут быть выявлены усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.

Данный синдром возникает у детей с родовыми травмами, неблагоприятным течением внутриутробного периода, генетическими отклонениями, наследственными ферментными нарушениями и других. Синдром не сопровождается отставанием в психическом развитии, отклонения вполне укладываются в рамки физиологических колебаний.

В дальнейшем, по мере роста ребенка, могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражители, но они быстро истощаются.

Судорожный синдром

Этот синдром сопровождает многие неврологические и соматические заболевания ребенка, свидетельствует о поражении мозговой ткани с раздражением особых участков мозга. Проявляется в зависимости от возраста локальными или генерализованными судорогами лицевой мускулатуры, глаз, конечностей.

Судороги могут быть тоническими и клоническими, следуют от одной части тела к другой, либо захватывают все тело. Сопровождаются прикусыванием языка или нарушениями дыхания, отхождением мочи и стула. Могут быть локальные судороги по типу гримас, причмокивания или жевания.

Церебрастенический синдром

В основе данного синдрома лежит быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов – физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни).

При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности или, наоборот, гиподинамии.

В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.

Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.

Мышечная гипотония – один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных детей. Она может быть выражена с рождения и носить диффузный или ограниченный характер в зависимости от характера патологического процесса. Встречается при:врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, хромосомных синдромах, наследственных нарушениях обмена веществ, а также у недоношенных. Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития. Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. Дети с пониженной возбудимостью, с синдромом гипотонуса вяло сосут, часто срыгивают.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. При синдроме мышечной гипертонии следует приложить определенные усилия, чтобы раскрыть кулачки или разогнуть конечности. Причем дети достаточно часто реагируют на это плачем. Синдром гипертонуса встречается при: повышении внутричерепного давления, гнойном менингите, билиарной энцефалопатии, внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, после внутричерепного кровоизлияния. У детей с гипертонусом часто возникают трудности с кормлением, так как некоординированы акты сосания и глотания. Отмечаются срыгивания и аэрофагии. Однако надо заметить, что физиологическая гипертония отмечается у детей первых месяцев жизни. Она возникает вследствие отсутствия угнетающего влияния пирамидной системы на спинномозговые рефлекторые дуги. Но, если по мере взросления грудного ребенка, отмечается нарастание мышечной гипертонии и появление односторонних симптомов, то это должно насторожить в плане возможного развития ДЦП.

 

Синдром двигательных расстройств у новорожденных детей может сопровождаться мышечной дистонией (состояние сменяющихся тонусов – мышечная гипотония чередуется мышечной гипертонией). Дистония – проходящее повышение мышечного тонуса то в сгибателях, то в разгибателя. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная дистония. При попытке выполнить какое-либо движение, при положительных или эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает. Такие состояния называются дистоническими атаками. Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка. Оценить состояние мышечного тонуса может только врач, педиатр и невропатолог, поэтому родители должны помнить, что своевременное обращение к врачу, динамическое наблюдение ребенка специалистами, в срок проведенные необходимые обследования, и выполнение назначений лечащего врача, способны предотвратить развитие каких-либо серьезных нарушений со стороны ЦНС. При оценке неврологического статуса у детей после исследования мышечного тонуса необходимо произвести осмотр головы, измерение ее окружности и сопоставления ее размеров с размерами груди.

Кривошея

Кривошея – это патологическое изменение костно-мышечного аппарата в области шеи, приводящее к неправильной постановке головы у новорожденных или детей постарше. При кривошее голова отклонена вбок и может быть повернута в сторону.

Из-за деформации шеи в результате роста и развития ребенка, формируются дефекты скелета и осанки, нарушается симметричный рост головы. Кривошея является одной из распространенных патологий, чаще встречается у девочек, может рассматриваться как вариант пороков развития.

Кривошея по частоте занимает третье место среди врождённых заболеваний опорно-двигательного аппарата после врождённой косолапости и врождённого вывиха бедра.

Наиболее часто наблюдают мышечную форму.

Виды

Выделяют два больших вида кривошеи:

  • врожденная, с ней ребенок рождается изначально,
  • приобретенная, возникает из-за нарушений в скелете или тонусе мышц.

В зависимости от анатомических ориентиров и тканей, пораженных при кривошее, выделяется:

  • дерматогенная (кожная) форма – поражение касается кожи и подкожной клетчатки,
  • десмогенная – возникает в результате процессов воспаления в области шеи (флегмоны, абсцессы,лимфадениты),
  • миогенная – возникает в результате поражения мышц,
  • нейрогенная кривошея – это поражение рецепторного нервно-мышечного аппарата с нарушением тонуса мышц, чаще – с его повышением, хотя может быть и гипотонус,
  • артрогенная форма – развивается при поражении суставов в области шейного отдела позвоночника,
  • остеогенная кривошея – поражение костно-хрящевого аппарата, формирование дополнительных отростков шейных позвонков, ложных шейных ребер и т.д.

Причины

При формировании кривошеи основное повреждение испытывает особая мышца – грудинно-ключично-сосцевидная, она участвует в процессах кивания головой, при поворотах, наклонах.

При врожденной мышечной кривошее внутриутробно формируется недоразвитие и вследствие этого – укорочение шеи.

Также кривошея может развиваться из-за неправильной и длительной установки головы при внутриутробном развитии, когда на мышцу накладывается недостаточно нагрузки.

В процессе родов кривошея может сформироваться из-за повреждения мышцы грубыми манипуляциями – потягиванием за головку, вакуум-экстракцией, родами в тазовом предлежании с неверным выведением и запрокидыванием головки. Кроме того, к кривошее могут привести такие факторы как родовая травма мышцы с ее надрывом, разрывом, кровоизлиянием, ишемией, растяжением. Вследствие этого формируется воспалительный процесс.

После рождения ребенка причиной может быть постоянное лежание на одной стороне, в неудобной постели.

Фото: признаки кривошеи у грудничка


Симптомы кривошеи

Первые проявления мышечной кривошеи возникают не сразу после рождения, а спустя 2-3 недели, но они зачастую незначительны и могут выявляться только опытными родителями или врачом-ортопедом.

В возрасте примерно 3 недель в шейной зоне возникает утолщение и значительное уплотнение мышцы (в середине или нижней трети мышцы, с одной стороны).

Постепенно проявления кривошеи будут нарастать, при прощупывании мышцы ребенок может морщиться или капризничать, попытки поворота головки в противоположную сторону могут вызвать плач и невозможность осуществить действие.

При выраженных повреждениях возникает отклонение головы в сторону поражения с разворотом лица в сторону здоровой мышцы, в таком патологическом положении головка фиксируется.

Без адекватной терапии мышца уплотняется и укорачивается, постепенно атрофируется. Формируются дефекты черепа с его сглаживанием на стороне поражения, асимметрией черепа и патологическим положением головы. При тяжелых поражениях может приподниматься плечо на пораженной стороне, изменяется глаза на пораженной стороне, выражены деформации лицевого и мозгового отделов черепа.

Со стороны спины формируется шейный сколиоз, ассиметрия черепа в области уха и шеи, деформация мышцы.

Диагностика

Основа диагностики – тщательный осмотр ребенка врачом-ортопедом и визуальная оценка постановки головы, прощупывание мышцы и ее сравнение со здоровой стороной, установка головки в необходимое положение.

С целью дополнительной диагностики проводят рентгенографию шейного отдела позвоночника, иногда будет применяться и МРТ шейного отдела позвоночника.

Фото: использование воротника Шанца при лечении кривошеи


Лечение мышечной кривошеи

Мышечную кривошею у новорожденных можно лечить консервативным путем, так как все ткани и мышцы еще податливы, и можно вытянуть и развить мышцу. При тяжелых поражениях, приводящих к выраженному дефекту, могут потребоваться оперативные методы исправления.

Консервативная терапия включает в себя:

  • проведение специальных укладок на бок для вытяжения мышцы за счет положения,
  • проведение специальных массажей с целью усиления тонуса, активизации кровообращения и снятия воспаления,
  • применение специальных ортопедических конструкций, воротников Шанца,
  • лампы соллюкс или грелки, электрофорез,
  • специальное положение ребенка для сна со скатанными и подложенными под спину полотенцами и валиками.

В среднем, кривошея устраняется за 5-6 месяцев, постепенно мышца растягивается и сравнивается со здоровой.

Оперативное лечение показано детям после 2 лет, с тяжелыми дермогенными и мышечными пороками. Проводят искусственное удлинение мышцы с дальнейшим наложением особых конструкций и лечебной физкультурой, массажем и гимнастикой для разработки и растяжения мышц, поднятия тонуса.

В среднем на реабилитацию после операции уходит от 2 и более месяцев.

Прогноз при кривошее

Прогноз при своевременном лечении благоприятный, кривошея исчезает бесследно. Без лечения возникают стойкие деформации и ассиметрия черепа, укорочение и перерождение мышцы, нарушение опорной функции позвоночника и инвалидность.

Вы должны быть спокойны

Руки должны уверенно и надёжно поддерживать ребёнка. Ребёнок чувствует Ваше настроение. Важно не вызвать у него чувство страха и недоверия к воде и к Вам. Нельзя допускать переутомление ребёнка.

 

ТОЧКА НАСТРОЯ ТРЕНЕРА

 

Перед началом рабочего дня

(рекомендуется начинающему тренеру впервые 2 месяца)

 

1.Уверенность в себе в своих силах, в своих знаниях и навыках

2.Настроение (откинуть все отриц.эмоции)

3.Помнить о командах, похвале

4.Следить за реакциями ребёнка

5.Повторяемость упражнений

6.Поэтапность выполнения


 


ПЛАН урока с ребёнком в грудном возрасте

Действия тренера на уроке Время
1. Знакомство с ребёнком и родителями (представиться, спросить имя ребёнка, возраст, показания врачей, уточнить навыки плавания)   1-2 мин.
2. Вхождение в контакт (смотря какой возраст ребёнка и какие у него признаки водной адаптации) см. таблицу признаков водной адаптации + пример видео от 3 мин. до нескольких уроков
3. Комплекс упражнений для плеч. пояса и рук P.S. После комплекса упражнений - отдых = Плавание на грудной поддержке +Обучение нырянию +Обучение прыжкам (по возрасту – сидя или стоя) + Гидромассажные движения с ребёнком, погружённым по грудь в воду вертикально (с право – налево, вперёд-назад, по кругу и рисуя восьмёрку)   2,5 мин   2,5 мин
4. Комплекс упражнений для нижних конечностей и тазобедренных суставов P.S. После комплекса упражнений - отдых = Плавание на грудной поддержке +Обучение нырянию +Обучение прыжкам (по возрасту – сидя или стоя) + Гидромассажные движения с ребёнком, погружённым по грудь в воду вертикально (с право – налево, вперёд-назад, по кругу и рисуя восьмёрку)   2,5 мин   2,5 мин
4. Комплекс упражнений для пресса и спины P.S. После комплекса упражнений - отдых = Плавание в поддержке на спине +Обучение нырянию +Обучение прыжкам (по возрасту – сидя или стоя) + Гидромассажные движения с ребёнком, погружённым по грудь в воду вертикально (с право – налево, вперёд-назад, по кругу и рисуя восьмёрку)   2,5 мин   2,5 мин
5. Комплекс дополнительных упражнений (для здоровых детей по одному силовому упражнению для укрепления основных групп мышц) (для детей с какой либо патологией - доп. упражнения направленные на устранение данной проблемы) P.S. После каждого упражнения отдых = Плавание в поддержке на спине +Обучение нырянию +Обучение прыжкам (по возрасту – сидя или стоя) + Гидромассажные движения с ребёнком погружённым по грудь в воду вертикально (с право – налево, вперёд-назад, по кругу и рисуя восьмёрку)   10 мин.

 


План урока для детей от 0 до 1,5 лет (схема циферблата)

Продолжительность урока 30 мин.

20 мин. урока - основной комплекс, 10 мин. доп. комплекс

Каждые 2-3 мин. меняется действие:

 

  от 12 до 1 (5 мин) - 1-2 мин. знакомство (представиться, спросить имя ребёнка, имя мамы, возраст ре. показания и противопоказания врачей, навыки плавания)+ вопросы по биологической активности и по режиму дня. - 2-3 мин. вхождение в контакт - плавание+гидромассаж  
  от 1 до 2 (5 мин) - комплекс упражнений для мышц плечевого пояса и верхних конечностей - плавание+гидромассаж+ныряние+прыжки  
  от 2 до 3 (5 мин) - комплекс упражнений для мышц нижних конечностей и тазобедренных суставов - плавание+гидромассаж+ныряние+прыжки  
  от 3 до 4 (5 мин) - комплекс упражнений для мышц брюшного пресса и спины - плавание+гидромассаж+ныряние+прыжки  
  от 4 до 6 (10 мин) - комплекс дополнительных упражнений - плавание+гидромассаж+ныряние+прыжки  

 


План урока для детей от 1,5  до 3 лет (схема циферблата)

Продолжительность урока 30 мин.

10-15 мин. урока - комплекс упражнений на все группы мышц, 10 мин. плавание, 5 мин. ныряние и прыжки. Дробность урока увеличивается

Занятие проходит в игровой форме, объяснения заданий построено на ассоциативных рядах. И мотивируется при помощи игровой деятельности ребёнка.

 

 

  от 12 до 1 (5 мин) - 1-2 мин. знакомство (представиться, спросить имя ребёнка, имя мамы, возраст ребёнка, показания и противопоказания врачей, навыки плавания)+ вопросы по биологической активности и по режиму дня. - 2-3 мин. вхождение в контакт (может увеличиваться даже до нескольких занятий в зависимости от ре.)    
  от 1 до 3 (10 мин) - комплекс упражнений на все группы мышц (преимущественно силовые упражнения)  
  от 3 до 5 (10 мин) - плавание (самостоятельное) если ребёнок ныряющий, то он плавает под водой, а если не ныряющий, то плавает при помощи поддерживающего инвентаря: нарукавники, нудл, круг, пояс. Всё в игровой форме – сюжетно-ролевая игра с игровым или спортивным инвентарём.  
  от 5 до 6 (5 мин) - Бонус для ребёнка. Его мотивация - (ради него он стремится на новое занятие) Ныряние на дно за игрушками и прыжки в разных вариантах. или свободное плавание (ребёнок делает всё что пожелает)  

 

Этап – «Обучение команде»

 Ребёнок лежит на грудной поддержке, произносим имя ребёнка, прикладываем руку к затылку, затем говорим команду «Внимание, делаем паузу 1-2 сек. НЫРЯЕМ» и производим полив воды на лицо ребёнка со лба вниз.

Ребёнок лежит на грудной поддержке, произносим имя ребёнка, прикладываем руку к затылку, затем говорим команду «Внимание, делаем паузу 1-2 сек. НЫРЯЕМ» и производим полив воды на лицо ребёнка со лба вниз и пока вода льётся и ребёнок задерживает дыхание погружаем ребёнка на небольшую глубину под воду.

3 этап – «Полноценное ныряние» (без полива)

Как зародилось детское плавание?

Ученые считают, что, возможно, детское плавание существовало у народов, живущих вблизи воды. То, что мы называем сейчас детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году по воле случая. В жаркие летние дни ее доктор посоветовал ей брать с собой в бассейн ребенка. Тимерман увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию. Чуть позже в СССР начали публиковаться статьи председателя всесоюзной федерации плавания президента медицинского комитета международной федерации плавания З.П.Фирсова под общим названием "Плавать раньше, чем ходить". Методика была одобрена специальной комиссией Министерства здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Особенно важно "что она позволяла оздоравливать детей с помощью обыкновенной квартирной ванны, что доступно миллионам людей.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 206.