Уроки 1-2. Ремонт одежды. Ремонт распоровшихся швов. 5 класс
Цели: ознакомить учащихся с видами ремонта одежды; сформировать навыки по ремонту одежды, штопке, исполнению различных видов заплат, ремонту распоровшихся швов; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, набор ручных инструментов, изделие, подлежащее ремонту, ткань для заплат, утюг, нитки № - 40, 50, 60, швейная машина, плакаты, образцы выполненных работ.
Ход урока
I . Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II . Проверка домашнего задания.
Окончательная обработка салфетки вышивкой.
III . Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Для того, чтобы сохранить одежду в хорошем состоянии, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным, надо постоянно следить за её чистотой и своевременно ремонтировать: накладывать заплаты, штопать, пришивать пуговицы, крючки, восстанавливать распоровшиеся швы.
Причиной изнашивания тканей является действие различных факторов: механических (истирание, растяжение и т.д.) и физико-химических (действия света, влаги, температуры, моющих средств). Одежда изнашивается в основном от истирания, особенно на локтях, коленках, внизу брюк, по краям карманов, по низу рукавов.
В каждом конкретном случае необходимо уметь хорошо и аккуратно отремонтировать одежду. Чтобы это сделать, необходимо знать основные способы ремонта одежды, отремонтировать можно штопкой, подкладной заплат, накладной заплатой.
Штопка – это ремонт одежды без наложения заплат. Если разрыв ткани небольшой, то используют штопку, если разрыв больше, то выполняют ремонт штопкой при помощи переплетения нитей.
Технологическая последовательность штопки:
- Выравниваем разрезы ткани и приутюживаем.
- Выводим нить на левую сторону в том месте, где начало разрыва, выполняем закрепление.
- Соединяем края разрыва частыми стежками нитью, подобранной в тон ткани.
- Приутюживаем заштопанное место.
Штопка при помощи переплетения нитей.
Этот вид штопки выполняем с помощью переплетения нитей, соблюдая следующую технологическую последовательность:
- Подрезаем края разрыва в форме прямоугольника.
- Выполняем несколько рядов прямых стежков вокруг отверстия.
- Прокладываем стежки на всю длину разрыва в долевом направлении. Заполняем ткани стежками весь разрыв.
- поворачиваем работу на 90º. Заполняем разрыв поперечными стежками, переплетая нити между собой.
- Заштопанное место хорошо приутюживаем.
IV . Практическая работа: «Выполнение ремонта штопкой, при помощи переплетения нитей».
Перед работой повторить правила техники безопасности при работе.
Учащиеся выполняют практическую работу, используя учебник, с.143 и 144. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правила выполнения работы, соблюдение технологической последовательности, соблюдение техники безопасности при работе. Проводит индивидуальный инструктаж.
V . Продолжение изучения нового материала.
Ремонт заплатами.
Заплаты накладывают чаще всего в тех случаях, когда уже нет возможности сделать штопку, или штуковку, так как изношенное место велико по размеру или появилась дыра. Заплаты могут быть накладными и подкладными. Пришивать их можно на машине или вручную. Заплату лучше делать из той же ткани, из которой сшито изделие, или надо подобрать ткань, подходящую по цвету и фактуре.
При раскрое заплату подбирают по рисунку и следят, чтобы направление долевой нити у заплаты и изделия совпадало – иначе после стирки ткань изделия и заплаты даст усадку в разных направлениях и отремонтированная вещь будет выглядеть неаккуратно, ткань будет стянута. Если заплата выкраивается из новой ткани, её сначала декатируют.
Накладная заплата.
Накладная заплата может быть декоративной, как аппликация. В этом случае цвет и рисунок ткани, а также форма заплаты подбираются по желанию. Декоративные заплаты пришивают чаще всего на коленях брюк, на локтях рукавов.
Во время инструктажа учителя, учащиеся выполняют практическую работу «Накладная заплата». Инструктаж можно проводить в три этапа: подготовка повреждённого места на изделии, подготовка заплаты, наложение заплаты.
- Перед началом работы ткань изделия и заплаты обязательно подвергают влажно-тепловой обработке, чтобы заплата лежала ровно и не стягивала ткань.
- Повреждённое место имеет неровные края, поэтому его надо подрезать в виде прямоугольника или овала (подрезаем в виде прямоугольника).
- Делаем в уголках надсечки по 1 см. При объяснении этой работы очень важно обратить внимание на аккуратность выполнения надсечек.
- Срезы отгибаем на лицевую сторону (накладная заплата пришивается с лицевой стороны и закрывает отогнутые срезы).
- Отогнутые срезы замётываем и хорошо приутюживаем, чтобы они не топорщились.
- Выкраиваем заплату (учитываем долевую нить) в два раза больше, чем отверстие, соблюдаем рисунок ткани.
- Срезы заплаты подгибаем на изнаночную сторону, замётываем. Ширина шва 1 см. Обращаем внимание на обработку уголков и хорошо приутюживаем.
- Накладываем заплату на лицевую сторону, прикалываем и намётываем её (проверяем качество намётывания: совпадает ли рисунок и долевые нити на заплате и изделии, не стягивается ли ткань заплатой).
- Пришиваем заплату на швейной машине, прокладывая строчку с лицевой стороны на 0,1-0,2 см от подогнутого края заплаты и с изнаночной стороны на 0,1-0,2 см то подогнутого края отверстия.
- Наложенную заплату приутюживаем (с лицевой и изнаночной сторон).
- Проверяем качество выполненной работы. Во время инструктажа и выполнения учащимися практической работы учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
Подкладочная заплата.
Подкладочная заплата отличается от накладной тем, что располагается с изнаночной стороны изделия. Принцип подбора ткани для подкладной заплаты аналогичен накладной. При выполнении подкладной заплаты повреждённое место можно подрезать в виде овала и работа выполняется в следующей технологической последовательности:
- Подрезаем повреждённое место. Определяем долевую нить.
- Подгибаем срезы отверстия на изнаночную сторону изделия, замётываем.
- Определяем долевую нить на ткани, которая предназначена для заплаты. Выкраиваем заплату (она должна быть в два раза больше размеров отверстия).
- Подгибаем и замётываем срезы заплаты на лицевую сторону (т.к. накладываем заплату на изнаночную сторону изделия).
- Накладываем заплату на изнаночную сторону изделия лицевой стороной, намётываем.
- Пришиваем заплату к изделию с изнаночной стороны мелкими косыми стежками.
- Примётываем подогнутые края отверстия к заплате с лицевой стороны. Пришиваем мелкими косыми стежками.
- Удаляем нитки намётывания и замётывания.
- Хорошо приутюживаем заплату.
VI . Практическая работа.
Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу, используя инструкционную карту в учебнике, с. 145. Учитель, обходя рабочие места, контролирует правильность выполнения работы, технологическую последовательность, соблюдение правил техники безопасности.
По окончании практической работы учащиеся производят самоконтроль выполненной работы.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 252.