Спортивный коллектив — это всегда (независимо от того, игровая это команда или единоборцы) совокупность людей, главной чертой характера которых является стремление побеждать, быть
360
первым, потому что без этого качества человек не может быть спортсменом.
Спортсмен, особенно добившийся больших успехов, нередко имеет сложный характер. Во многом это объясняется необходимостью уметь входить в особое психическое состояние, когда наиболее полно реализуются его физические и технические возможности, частой чрезмерной нагрузкой на эмоционально-чувственную сферу, неопределенностью достижения намеченного результата, что всегда вызывает отрицательные эмоции (П. В. Симонов). Нельзя сбрасывать со счета и атмосферу острого спортивного соперничества, которое обязательно присутствует в коллективе. Это заставляет очень внимательно относиться к вопросам внутри-групповых отношений.
Самую главную группу составляет пара тренер — спортсмен. От тренера требуется проявление особого такта во взаимоотношениях со спортсменом, умение найти те мотивационные струны в характере спортсмена,, которые бы позволили наиболее рационально управлять им. Причем это управление должно быть деликатным, ненавязчивым, исключающим ненужный диктат или, наоборот, излишнее панибратство. Надо всегда помнить, что тренер — фигура, на которую спортсмен должен смотреть как на своего наставника, на человека, способного учить, помогать словом и делом, быть рядом всегда, когда это нужно, проявить волю, выдержку, хладнокровие в тяжелые моменты.
Особое значение приобретает роль тренера при стремительном росте спортивных успехов ученика. Большой ошибкой является противопоставление такого спортсмена коллективу, предоставление ему прав, которые не имеют другие члены команды. Это не только всегда чревато внутригрупповыми конфликтами, но и во многом оказывается губительным для самого спортсмена. Развивающаяся при этом «звездная болезнь», стремление к стяжательству, внесение в спорт психологии делячества в последующем могут оказаться неизлечимыми.
Отношения между спортсменами в коллективе также представляют трудности. С одной стороны, они чаще всего соперники. С другой — люди, которые должны вместе жить, проводить досуг, тренироваться, делить все сложности, связанные с переездами, участием в соревнованиях. В зависимости от требований ситуации они могут то объединяться в группу (например, в сборную команду), то становиться соперниками, которые, владея специально выработанной тактикой особого психологического давления на противника, стремятся заставить его проиграть еще до старта. Это во многом осложняет психологический климат в коллективе. Важное значение имеет организация досуга спортсменов, умение так переключать их интересы, проводя вечера самодеятельности, викторины, соревнования эрудитов и т. п., чтобы соперники на спортивных аренах в обычной жизни оставались друзьями.
Тренер, врач команды, психолог и другие специалисты, работающие со спортсменами, должны внимательно следить за внутригрупповыми взаимоотношениями, вовремя устраняя ненужные
361
конфликты. Большое значение имеет правильная работа комсомольской организации. Комсорг команды обязан совместно с тренером систематически проводить идейно-воспитательную pa-1 боту, подчеркивая и демонстрируя лучшие качества советского человека: патриотизм, верность долгу; чувство товарищества, | коллективизма и др.
Ровные отношения спортсменов в коллективе, исключающие формирование мелких групп, объединенных нередко и мелкими | интересами,— важный фактор, оздоравливающий психологический | климат. Не акцентирование спортивных заслуг, а поощрение спортсмена как личности — характерная черта здорового коллектива.
Итак, психологический климат в спортивном коллективе — явление сложное, но вполне управляемое. Для этого нужен тренер- 1 ский опыт, педагогическая подготовка, искусство наставника, вое- | питателя, психолога.
Психогигиена — важная составная часть тренерской работы. Без охраны психического здоровья отдельного спортсмена и целого» коллектива не может быть успешной подготовка высококвалифицированных спортсменов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.................................................................... , з
Первый раздел. Общая психология................................................. 5
Глава I. Общие вопросы психологии (В. М. Мельников) ..... —
1.1. Предмет психологии как науки............................................................ —
1.2. Практическое значение психологии для педагогов в области
физического воспитания и спорта ........................................................ 6
1.3. Психика и мозг.............................................................................................. 8
1.4. Методы психологии (В. М. Мельников, Л. Т. Ямполь-
ский) ............................................ ,........................................................... 15
1.5. Психологическая теория деятельности (И. П. Волков) ........... 18
Глава Н. Психические процессы (В. В. Медведев) ............................................ 25
II.I. Ощущения............................................................................... , , , —
II. 1.1. Физиологические основы ощущений................................................... 26
II. 1.2. Ощущения в свете ленинской теории отражения ... —
II. 1.3. Классификация ощущений........................................................................ 27
II.1.4. Закономерности ощущений............................................................. 28
II. 1.5. Роль ощущений в спортивной деятельности............................................... 31
II.2 Восприятие ........................................................................................... —
П.2.1. Особенности восприятия........................................................................... —
11.2.2. Физиологические основы восприятия............................................... 33
11.2.3. Классификация восприятий.............................................................. —
И.2.4. Восприятие как деятельность................................................. 36
И.З. Внимание ................................................................................................. 37
П.3.1. Физиологические основы внимания........................................................... —
11.3.2. Виды внимания ............................................................................... 38
П.3.3. Свойства внимания................................................................................. 39
11.3.4. Значение внимания в деятельности человека .... 4*
11.4. Память ................................................................................................ 42
П.4.1. Основные процессы памяти...................................................................... —
П.4.2. Память в свете современной науки........................................ 43
П.4.3. Виды памяти .................................................................... 44
11.4.4. Понятие о представлении ..................................................... 46
П.4.5. Индивидуальные различия памяти и ее развитие . . 47
11.5. Мышление ....;-........................................................................... 48
11.5.1. Физиологические механизмы мышления............................................. 49
11.5.2. Логика и психология мышления.......................................................... —
11.5.3. Мышление как процесс................................................................ 50
11.5.4. Мышление и решение задач..................................................... 52
11.5.5. Виды мышления........................................................................ 53
11.5.6. Качества мышления.............................................................................. 54
11.6. Воображение..................................................................................................... 55
Н.6.1. Виды воображения......................................................................... 56
11.6.2. Воображение и творческая деятельность личности . . 57
11.6.3. Значение воображения в спортивной деятельности . . 58
11.7. Речь .............................................. <............................................. 59
11.7.1. Физиологические основы речи........................................................... 60
П.7.2. Функции и виды речи..................................................................... —
11.7.3. Основные свойства речи........................................................................ 61
II.8. Эмоции и чувства...................................................................................... 62
11.8.1. Физиологические основы эмоций...................................................... 63
11.8.2. Основные функции эмоций и чувств................................... —
11.8.3. Качественные характеристики эмоций .......................... 64
11.8.4. Динамика эмоций и чувств....................................................... —
11.8.5. Роль эмоций в жизни человека..................................................... 65
363
П.9. Воля и волевые действия...................................................................
II.9.1. Воля и другие психические процессы................................ 66:
11.9.2 Физиологические основы воли................................................. 67
11.9.3 Волевые действия и их структура........................................ 68
11.9.4 Волевые качества личности и их формирование ... 69
Глава III. Психология личности (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) 71
111.1. Личность как предмет психологического исследования. По
нятие о личности в психологии ............................................................... __
111.2. Потребности, установки, мотивы.................................................... 73
111.2.1. Категория потребности ............................................... - __
111.2.2. Категория установки............................................................... fg
II 1.2.3. Категория мотива........................................................................... 77
Ш.З. Способности ...................................................................................... 79 1
III.3.1. Признаки способностей........................................................... __
Ш.З.2. Способности и задатки............................................................ 81
111.3.3. Виды способностей........................................................................ 83
III.4. Свойства личности.................................................................................... 88
III.4.1. Понятие о свойствах личности..................................................... —
II 1.4.2. Классификация свойств личности ........ 89 ,«
Ш.4.3. Типы личности.......................................................................... 92
Глава IV. Психические состояния (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский) 107
IV. 1. Состояние утомления ...............................................................................
IV.2. Состояние монотонии.................................................................... , 109
IV.3. Состояние психической напряженности .................................. 111
Глава V. Психология общения и коллектива (И. П. Волков) .... ИЗ
V.I. Психологические закономерности общения и взаимодействия
людей __
V. 1.1. Понятие общения.................................................................................
V.I.2. Взаимное восприятие и понимание.......................................... U4
V.I.3. Функции и средства общения................................................... ц$
V.I.4. Средства общения...................................................................... \\q
V.I.5. Типы и виды общения............................................................ . \yj
V.I.6. Общение и взаимовлияние........................................................ Ц9
V.2. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой дея
тельности ...................................................................................................... 121
V.2.I. Эффект присутствия...................................................................... 122
V.2.2. Эффект совместного действия............................................................ 123
V.3. Социальная психология малых групп и коллективов .... 124
V.3.I. Понятие о группе и коллективе............................................... —.
V.3.2. Классификация малых групп ............................................... 125
V.3.3. Поэтапное развитие малых групп ................................... 126
V.3.4. Референтные группы ...................................................................... 128
V.3.5. Групповая структура и динамика .................................... 129
Второй раздел. Возрастная и педагогическая психология
{Л. Н. Данилина) ..................................................................... 132
Глава VI. Возрастная психология...................................................................... —
VI.1. Закономерности психического развития в онтогенезе ... —■
VI. 1.1. Факторы развития.................................................................... —
VI.1.2. Особенности развития ............................................................... 134
VI.1.3. Возрастная периодизация ............................................... 136
VI.2. Психологические особенности школьника младшего возраста 138
VI.2.1. Краткая характеристика возраста.......................................... —
VI.2.2. Некоторые особенности психофизического развития . 139
VI.2.3. Развитие познавательных процессов .................................. —'
>'VI.2.4. Развитие эмоционально-волевой сферы личности . . . 143
VI.3. Психологические особенности подростка . . . . . . . 145
VI.3.1. Краткая характеристика возраста ............................ —*
VI.3.2. Некоторые психологические особенности подростка в
связи с особенностями физического развития ...........................
VI.3.3. Развитие познавательных процессов и осознанности
выполнения движений ............................................................................... 147
364
VI.3.4. Эмоции и воля, их проявление и развитие при выпол
нении физических упражнений ................................................................ 148
VI.3.5. Личностные особенности и их учет в работе по физи
ческой культуре и спорту...................................................................... 150
VI.4. Психологические особенности школьника старшего возраста 152
VI.4.1. Краткая характеристика возраста............................................. —
VI.4.2. Умственное развитие........................................................................ 153
VI.4.3. Развитие личности.................................................. , . . . 154
Глава VII. Педагогическая психология............................................................. 158
VII. 1. Психология обучения........................................................................ —
VII.1.1. Сущность обучения ................................................................... —■
VI 1.1.2. Учение как особый вид деятельности................................. —■
VII. 1.3. Управление процессом обучения ........ 159
VII.1.4. Содержание обучения ..................................................... 160
VII.1.5. Методы обучения........................................................................... 161
VI 1.2. Психология воспитания................................................................... 163
VII.2.1. Сущность процесса воспитания ......... —
VII.2.2. Психологические основы самовоспитания................................. 165
Третий раздел. Психология физического воспитания. (Л. Я.
Данилина) ............................................................................. : 167
Глава VIII. Психологическая характеристика физического воспитания
(В. М. Мельников) . , ............................................. Г . . 167
VII 1.1. Психологическая характеристика деятельности в физиче
ском воспитании .................................................................................................... —
VIII.1.1. Понятие о предмете психологии физического воспи
тания ............................................................................................................. —
VIII.1.2. Деятельность в физическом воспитании и спорте . ... 168
VIII.2. Взаимосвязь психологии физического воспитания с други
ми науками..................................................................................................... —
Глава IX. Психологические основы обучения и воспитания .... 171
IX. 1. Психологические основы обучения двигательным навыкам . —
IX. 1.1. Психологическая структура двигательного действия . —
IX. 1.2. Психологические основы формирования двигательного
навыка ........................................................................................................ 172
IX.2. Развитие психомоторных и познавательных психических про
цессов в физическом воспитании.................................................. , . , 176
IX.3. Развитие эмоционально-волевой сферы в процессе физическо
го воспитания............................................................................................ 177
IX.4. Психологические основы формирования личности в физиче
ском воспитании...................................................................................................... 179
IX.4.1. Решение общевоспитательных задач на уроках физи
ческой культуры.................................................................................... . —
IX.4.2. Специфические психологические особенности воспита
тельных задач на уроках физической культуры ......................... 180
IX.4.3. Организация самовоспитания в целях эффективности
занятий физической культурой................................................................... 182
IX.5. Социально-психологические аспекты физического воспитания 184
IX.6. Психологическая характеристика деятельности и личности
учителя физической культуры............................................................................ 189
IX.6.1. Общие требования к деятельности и личности учителя
физической культуры........................................................................................... —
IX.6.2. Объективные и субъективные трудности в деятельно
сти учителя физической культуры............................................................... —
IX.6.3. Структура деятельности учителя физической культуры 192
IX.6.4. Психологические основы педагогического такта ... 194
Четвертый раздел. Психология спорта...................................... 195
Глава X. Общие вопросы психологии спорта (В. М. Мельников) . . —
Х.1. Предмет психологии спорта.......................................................................... —
Х.2. Исторический очерк развития психологии спорта в СССР . . 196
Х.З. Психология спорта в системе наук........................................................... 198
■ 365
Х.4. Задачи психологии спорта ............................................... « . , 199
Глава XI. Спорт как специфический вил человеческой деятельности
(Г. Д. Горбунов, В. В. Медведев) ....................................................... 202
XI.1. Психологические особенности спортивной деятельности . ........ —
XI. 1.1. Общие психологические особенности спортивной дея
тельности ................................................................................................... —
XI. 1.2. Психологическая характеристика спорта как вида де
ятельности ...................................................................................... 203
XI. 1.3 Социальные функции спортивной деятельности . . 204
XI. 1.4. Идейная направленность и общие цели спортивной
деятельности ...................................................................................... 206
XI. 1.5. Структура спортивной деятельности........................................ 207
XI.2. Психологические особенности тренировочной деятельности . 208
XI.2.1. Общие психологические особенности тренировочного
процесса ................................................................................................... —
XI.2.2. Психическое напряжение и перенапряжение в трени
ровочном процессе ........................................................................ 209
XI.2.3. Психологические условия результативности тренировоч
ного процесса ..................... .'............................................................. 212
XI.3. Психология спортивного соревнования ........ 213
XI.3.1. Психологические особенности спортивного соревнования.... —
XI.3.2. Предсоревновательные психические состояния спорт
смена ............................................................................................... 214
XI.3.3. Причины, влияющие на динамику предсоревнователь-
ного психического напряжения........................................................... 216
Глава XII. Психологические основы обучения и совершенствования
в спорте (В. В. Медведев) ....................................................... 219
ХИЛ. Понятие о процессе обучения и спортивного совершенство
вания....................................................................................................................... —
XI 1.2. Психологические основы физической подготовки .... 220
XII.2.1. Психологические особенности физической подготовки —
ХН.2.2. Особенности осознания физических качеств .... 221
ХН.2.3. Краткая психологическая характеристика основных
физических качеств.......................................................................... 222
ХН.2.4. Специализированные восприятия физических качеств
и их взаимодействие с двигательными навыками . . . . . 224
XI 1.3. Психологические основы технической подготовки .... 226
XI 1.3.1. Психологические особенности технической подготовки —
ХП.3.2. Связь технической подготовки спортсмена с развитием
психических процессов и функций............................................ 227
XI.3.3. Психологические особенности двигательных навыков . 231
XII.3.4. Формирование двигательных навыков.................... 232
XII.4. Психологические основы тактической подготовки .... 234
XI 1.4.1. Психологические особенности тактической подготовки —
ХН.4.2. Связь тактической подготовки спортсмена с развити
ем психических функций................................................................. 236
XI 1.4.3. Психологические особенности планирования тактиче
ских действий спортсмена и реализации плана ................... 241
Глава XIII. Психология личности и коллектива в спорте (В. М. Мель
ников, Л. Т. Ямпольский) ............................................................ 244
XII 1.1. Психология личности спортсмена ,...................................................... —
XIII.1.1. Мотивация ................................................................................. —
XIII. 1.2. Спортивные способности....................................................... 247
XIII.1.3. Индивидуально-психологические особенности лично
сти спортсменов..................................................................................... 249
XIII.2. Психологические особенности спортивного коллектива . ......... 256
XIII.2.1. Общее понятие о спортивной команде как малой со
циальной группе и коллективе.............................................................. —
XIII.2.2. Формальная структура спортивной команды .... 258
XIП.2.3. Неформальная структура спортивной команды . . 261
366
Глава XIV. Спортивная психодиагностика (В. М. Мельников, Л. Т. Ям
польский) ........................................................................................... 265
XIV.I. Теория психодиагностических измерений ................................... 266
XIV.1.1. Надежность....................................................................................... —
XIV.1.2. Валидность ............................................................................... 269
XIV. 1.3. Стандартизация ............................................................... 273
XIV.1.4. Практичность ........................................................................... 275
XIV. 1.5. Прогностическая ценность............................................................. —
XIV.2. Методика психодиагностических измерений в спорте . . . 276-
XIV.2.1. Методы измерения надежности и устойчивости со
ревновательной деятельности . , ............................................ , . —
XIV.2.2. Методы исследования психических процессов . . 282"
XIV.2.3. Методы исследования личности ............................... 287
XIV.2.4. Методы диагностики функциональных состояний . . 295
XIV.2.5. Методы изучения групповой деятельности .... 299
XIV.3. Психология спортивного отбора ...................................................... 302
XIV.3.1. Основные методологические принципы психологиче
ского отбора ...................................................................................... —
XIV.3.2. Система психологического отбора спортсменов . . . 304
Глава XV. Психологическое обеспечение спортивной деятельности
(Г. Д. Горбунов) .............................................................................. 311
XV. 1. Содержание психологического обеспечения спортивной дея
тельности ............................................................................................................ —
XV.2. Психолого-педагогические и психогигиенические рекоменда
ции .................................................................................................. 314
XV.3. Психологическая подготовка ,...................................................... 318
XV.3.1. Понятие о психологической подготовке........................................ —
XV.3.2. Психологическая подготовка тренера .................................. 320
XV.3.3. Психологическая подготовка спортсмена к продолжи
тельному тренировочному процессу ............................................... 322
XV.3.4. Общая психологическая подготовка спортсмена к со
ревнованиям........................................................................................... 331
XV.3.5. Специальная психологическая подготовка к конкрет
ному соревнованию............................................................................. 339
XV.3.6. Ситуативное управление состоянием и поведением
спортсмена в условиях соревнований ................................................... 342
XV.4. Методы психорегуляции (В. П. Некрасов) ............................................. 346
XV.5. Психогигиена спорта {В. П. Некрасов) ................................................... 352
XV.5.1. Методы восстановления психической работоспособно-
сти ........................................................ u ..-•»••
XV.5.2. Регуляция психических состоянии......................................... о55
XV.5.3. Психогигиена и психофармакология (Л. Т. Ямпольский) ..... 359
XV.5.4. Психогигиеническое значение психологического клима
та в коллективе..................................................................................... 360
Учебник для ИФК ПСИХОЛОГИЯ
Под общей редакцией
Владимира Михайловича Мельникова
Заведующая редакцией Л. И. Кулешова Редактор А. С. Иванова Художник В. Б. Исаева Художественный редактор А. В. Амаспюр Технический редактор О. А. Куликова Корректор В. К. Ячковская
ИБ 2312
Сдано в набор 25.12.86. Подписано к печати 3.06.87. Формат 6ОХ9О/1<! Бумага кн.-журн. Гарнитура «Литературная». Высокая печать. Усл. п. 23,00. Усл. кр.-отт. 23,00. Уч.-изд. л. 27,39. Тираж 60 000 экз. Изда* № 7966. Зак. 1165. Цена 1 р. 20 к.
Ордена «Знак почета» издательство «Физкультура и спорт» Государст венного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжно^ торговли. 101421, Москва, К-6, Каляевская ул., 27.
Типография издательства «Калининградская правда», 236000, КалиниЕ град обл., ул. Карла Маркса, 18.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 224.