Основу спорта составляют три элемента: отбор, тренировка и соревнования. Именно через них проявляется функционирование! и развитие всей сферы спорта в целом, а также отдельных спортивных организаций, команд и спортсменов.
Необходимость спортивного отбора обусловлена тем, что, во-первых, период активной спортивной жизни человека невелик^ он не превышает в среднем 5—10 лет; во-вторых, индивидуала ные особенности психики (психические функции, психомоторика* особенности личности и т. п.) не всем позволяют достигнуть высоких спортивных результатов в приемлемые сроки. Например, из 10 тысяч детей, начавших заниматься спортивным плаванием, только трое достигают результатов мастера спорта международного класса (Н. Ж. Булгакова). Поэтому для получения в будущем высоких спортивных результатов осуществляется специальная деятельность по поиску и отбору перспективных спортсменов. Цель ее — выявление таких спортсменов, у которых процесс тренировки дал бы максимальный эффект при минимальной затрате времени.
Отбор — проблема комплексная, социальная, экономическая, | медицинская, педагогическая, этическая и т. п. Здесь рассмат-j ривается только психологический ее аспект. Для спортивного от-] бора он является центральным, поскольку без оценки мотивов,! способностей и других особенностей психики не может быть до-1 стигнуто соответствие между реальной спортивной деятельностью! и индивидуально-психологическими качествами человека, которое| обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость спортивной деятельности.
XIV. 3.1. Основные методологические принципы психологического отбора
Исследования советских психологов позволили сформулировать; основные методологические принципы психологического отбора в>| спорте.
1. Главным является принцип системности. Он требует
совместной разработки процедуры отбора, изучения психических,;
особенностей спортсменов высокого класса, прогнозирования ре-;
зультатов тренировок и спортивных достижений.
2. Большое значение имеет принцип научной обоснован
ности отбора. Правила отбора, сформулированные для конкрет-j
302
ного вида спорта или для определенных соревновательных ситуаций, не могут быть использованы без специальной научной проверки и глубокого теоретического обоснования. Это положение определяется тем, что только научная обоснованность методов и критериев отбора позволяет избежать серьезных ошибок.
3. Проведение психологического отбора должно базироваться
на принципе комплексности. Это означает, что отбор в спор
те—проблема многоплановая: социальная, педагогическая, меди
цинская, экономическая, наконец, психологическая. Решение о
судьбе спортсмена может быть вынесено только на основе всего
комплекса информации.
4. Очень важным является принцип пролонгированного»
динамического отбора. Согласно этому принципу отбор в
спорте должен представлять собой непрерывный процесс изуче
ния и диагностики важных для спортивной деятельности психи
ческих свойств и качеств личности. Такое изучение проводится
регулярно на протяжении всей спортивной жизни на разных эта
пах спортивного совершенствования.
5. Принцип педагогической ценности отбора означает,
что результаты психодиагностического обследования спортсменов
должны использоваться не только для отбора наиболее одаренных
спортсменов, но и для управления тренировочным процессом и
улучшения условий проведения соревнований: для целенаправлен
ного построения процессов воспитания и тренировки, рационали
зации программ подготовки, регламентации нагрузок, совершен
ствования учебно-тренировочных средств и т. п.
6. Одним из наиболее существенных является принцип адап
тивности критериев отбора. Критерии для принятия ре
шений о пригодности спортсмена должны быть гибкими, меняющи
мися. Потребность в их повышении или понижении периодически
возникает в связи с изменением требований к спортсменам из-за
возрастания или снижения спортивной конкуренции в стране и на
международной арене.
7. Принцип гуманизма отбора означает, что отбор должен
защищать спортсмена от непосильных для его психики нагрузок
и разочарований, связанных с неправильным выбором вида спорта
или спортивной специализации. «Невероятно трудно найти в себе
силы,— пишет заслуженный тренер СССР Л. М. Сеюлович,— ска
зать мальчишке, чтобы он не приходил на следующее занятие,
но приходится делать это для его же пользы, потому что не
подходит мальчишка не для спорта вообще, а для бокса. А в
зале штанги его, может быть, не дождутся».
8. Принцип актуальности указывает на тот факт, что
разработка системы психологического отбора является необходи
мой и целесообразной потому, что соревновательные достижения
спортсменов существенно зависят от их способностей и индиви
дуальных качеств психики.
9. Принцип практической полезности требует, чтобы
мероприятия по психологическому отбору были рентабельными по
материальным затратам на оборудование и подготовку кадров,
303
обоснованными по частоте и продолжительности обследований Я оперативными в выдаче психодиагностических заключений.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 278.