Система психологического отбора включает в себя четыре этапа: формирование целевых признаков, выбор прогностическим признаков, построение модели отбора и практика спортивногЯ отбора.
Формирование целевых признаков. При отборе спортсменов Я качестве целевых выступают признаки успешности спортивной деятельности. Правильному формированию целевых признако|И должно быть уделено серьезное внимание, так как именно они определяют смысл и разумность постановки задачи отбора. ПракЯ тический опыт свидетельствует, что большинство неудач психоЯ логического отбора в спорте объясняется небрежностью при форЯ мировании целевых признаков.
В ряде случаев в качестве целевых признаков могут ;быть исЯ пользованы оценки мастерства спортсменов по какой-либо ИЯ квалификационных систем: Единой всесоюзной спортивной клас-Ш сификации, Международной спортивной квалификационной систеЯ ме (системе А. Эло в шахматах, системе данов в дзюдо и т. п.)Я конкурсной квалификации (например, шахматный «Оскар», фут-Я больная «Золотая бутса», «33 лучших» и т. п.). Однако опыт поЩ называет, что значительно перспективнее в качестве целевых ха-И рактеристик использовать объективно и однозначно зарегистрироя ванные соревновательные результаты. В одних случаях они будут выражаться в стандартных метрических единицах измерения (сеЯ кундах, метрах, килограммах, очках и т. п.), в других —через занятое место (в ряде видов спорта это единственный спосоЯ выражения результата). В некоторых видах спорта (играх, сложЯ нотехнических) целевыми признаками следует считать не соревЯ новательные результаты, а результаты специальных испытаний шЯ тестов. Такой подход необходим в случаях, когда надо дать оценИ ку каждому игроку команды (что нельзя сделать по единому» результату команды) или когда спортсмены не могут выполнить основную соревновательную деятельность (например, связанную | со сложной техникой).
Помимо объективных критериев в качестве целевых признаков 1 могут быть использованы также экспертные тренерские или суИ дейские оценки квалификации спортсменов. При сборе эксперт-Я ных оценок следует соблюдать требования, обеспечивающие ихГ надежность (см. стр. 266). Так, на первенстве мира 1973 г. пд| хоккею экспертные оценки собирались на всех 30 матчах*. С этой j целью были сформированы бригады экспертов, состоящие, ка<к|
* Айвазян С. А. Об опыте применения экспертно-статистического метода построения неизвестной целевой функции. — Сб.: Многомерный статистический; анализ в социально-экономических исследованиях.— М.: Наука, 1974, с 56—87. |
304
правило, из 10—12 чел. Среди них были Б. Майоров, В. Старши-нов, Ю. Морозов, В, Карпов, Ю. Баулин, В. Егоров, И. Роми-шевский, Н. Пучков и другие видные специалисты советского хоккея. Здесь приводится образец заполнения анкеты одним из экспертов по результатам матча второго круга СССР — ЧССР.
Экспертная оценка квалификации хоккеистов
Оцените, пожалуйста, исходя из 100-балльной системы оценок сравнительную степень мастерства, проявленного участниками сегодняшнего соревнования. При этом вы можете не оценивать действия всех участников встречи. Однако желательно, чтобы вы включили в число оцениваемых не менее двенадцати лучших, на ваш взгляд, хоккеистов.
Место | Номер игрока | Команда | Балл | Место | Номер игрока | Команда | Балл |
2 | 17 | СССР | 88 | 11—14 | 20 | ЧССР | 70 |
1 | 13 | СССР | 90 | 11 — 14 | 8 | ЧССР | 70 |
3—5 | 16 | СССР | 85 | 6—10 | 7 | ЧССР | 75 |
3—5 | 2 | СССР | 85 | 6—10 | 14 | ЧССР | 75 |
3—5 | 6 | СССР | 85 | 11—14 | 3 | ЧССР | 70 |
6—10 | 3 | СССР | 75 | 6—10 | 9 | СССР | 75 |
11.—14 | 22 | СССР | 70 | 6—10 | 4 | ЧССР | 75 |
Итоговая оценка квалификации хоккеиста получалась путем обобщения оценок, поставленных спортсмену бригадой экспертов.
В тех случаях, когда целью отбора является поиск надежных и устойчивых спортсменов, в качестве целевых признаков могут быть использованы описанные методы измерения соревновательной надежности и устойчивости (см. XIV.2.1.).
Независимо от выбора конкретного способа измерения целевых признаков они должны удовлетворять основным психометрическим требованиям, т. е. быть валидными и надежными. Без знания этих психометрических характеристик нельзя правильно определить источник ошибок психологического отбора.
Выбор прогностических признаков. К прогностическим относятся признаки, которые используются для прогноза будущих значений целевых признаков. В спортивной психодиагностике в этом качестве выступают результаты психодиагностического обследования спортсменов. Именно по ним надо уметь предсказать спортивную квалификацию, уровень достижений, соревновательную устойчивость и другие актуальные для отбора целевые характеристики спортсмена. Сложность заключается в том, что достижение высоких спортивных результатов в разных видах спорта и На разных ступенях спортивного мастерства зависит от различных психофизиологических особенностей спортсменов. Поэтому в
305 |
Ц Зак. 1165
каждом конкретном случае возникает вспомогательная задача поиск информативных для прогноза признаков.
Решение данной задачи проходит две последовательные ста-'' дни. Вначале осуществляется психологический анализ особенной стей конкретной спортивной деятельности с целью определить! требования, которые она предъявляет к особенностям психики! спортсмена. Одним из возможных путей решения этой задачи яв-| ляется составление психоспортограммы — психологической\ характеристики данного вида спорта, отражающей специфические' для него психические нагрузки на спортсмена и специфические'] требования, которые он предъявляет к психике спортсменаJ В ходе составления психоспортограммы исследуются структура и характер спортивной деятельности, производится анализ нагрузокя и условий, в которых она осуществляется, описываются наиболее! типичные тренировочные и соревновательные ситуации, и прежде] всего наиболее стрессогенные, предъявляющие повышенные тре^ бования к тем или иным качествам спортсмена. В результате! определяются основные требования к спортсмену. В общем видеЭ эти требования могут быть разбиты на четыре группы:
1) медицинские требования — оценки состояния соматического;
здоровья, показания и противопоказания к занятиям данным ви
дом спорта;
2) физические требования — требования к уровню общей и.|
специальной физической подготовленности, которую должен иметь]
спортсмен на момент прохождения отбора;
3) психофизиологические требования к психическим процессам]
п свойствам высшей нервной деятельности;
4) личностные требования — требования к особенностям лич
ности спортсмена (чувству долга, идейной зрелости, волевым ка-]
чествам и т. д.).
На оснований этих требований отбираются тесты для иссле-' дования индивидуально-психологических особенностей спортсме-] нов. Тесты выбираются таким образом, чтобы они по возможности] полностью охватывали профессионально значимые для данного1] вида спорта качества психики.
После выбора тестов осуществляется проверка их информативности. Этот этап работы является центральным. Если не бу-j дет найдено достаточное число информативных психологических' тестов, не могут быть решены задачи прогноза успешности и* отбора спортсменов. Проверка информативности тестов чаще всего осуществляется методами корреляционного и регрессионного; анализа. С этой целью формируется экспериментальная группа спортсменов. Каждый из них проходит психологическое обследо-1 вание с помощью отобранных тестов. В результате мы получаем i на них множество психологических характеристик (Хг). Затем через некоторое время (At) на этих же спортсменах измеряется значение целевого признака, характеризующего успешность спортивной деятельности. Такая последовательность измерений суще-; ственна, ибо определяет отбор как задачу прогноза будущего^ значения целевого признака. В зависимости от величины At раз-]
306
личают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы.
Степень связи каждого психологического качества (например, объема внимания, уровня тревожности, силы нервной системы по возбуждению и т. п.) с успешностью спортивной деятельности определяется по величине коэффициентов корреляции: значения, большие 0,3—0,4 по модулю, свидетельствуют о достаточно сильной связи между психологическим качеством и целевым признаком, т. е. эти качества обладают практической валидностью и могут быть включены в число прогностических признаков.
Построение модели отбора. Успешность спортивной деятельности нельзя надежно предсказать только по одному какому-нибудь прогностическому признаку. Достижение высоких результатов в любом виде спорта зависит одновременно от многих психологических характеристик спортсмена. Причем они отличаются определенной самостоятельностью и, более того, специально подбираются таким образом, чтобы отразить разносторонний противоречивый характер требований спортивной деятельности к психическим качествам спортсмена.
В общем случае, когда характеристики многочисленны и не согласованны, нельзя предложить сколько-нибудь стандартный способ отбора спортсменов, не прибегнув к объединению большого числа разных характеристик в одну (или по крайней мере в небольшое число) интегральную, обобщенно характеризующую психологическую пригодность спортсмена. Такое объединение — обычный прием в самых разных исследованиях, когда решение строится путем анализа большого числа признаков. При этом обычно поступают следующим образом: в качестве искомого интегрального показателя берут средневзвешенную величину от множества исходных признаков. В описанном случае обобощенной характеристикой психологической пригодности спортсмена будет:
где Аг — оценка психологической пригодности t-ro спортсмена;
Хц — оценка /-го психологического показателя i-ro спортсмена;
щ— весовой коэффициент /-го показателя;
п — о!бщее число психологических показателей.
И1 |
Неизвестной величиной в формуле являются весовые коэффициенты щ при психологических показателях. В принципе они должны характеризовать важность каждого свойства психики для отбора в определенный вид спорта. Откуда можно получить эти оценки важности используемых психологических показателей? Они могут быть получены на основе принятого согласования или сбора и анализа мнений экспертов или, наконец, вычислены как результат вариаций значений частных характеристик на специально подобранной совокупности спортсменов. В последнем случае Используются методы многомерной статистики, чаще всего факторный или регрессионный анализ.
307
Весовые коэффициенты, получаемые методами факторного $ регрессионного анализа, различны по величине и по смыслу. Весовые коэффициенты, определяемые с помощью факторного анализа, имеют смысл оценок согласованности в вариациях от»; дельных частных психологических характеристик по изучаемой совокупности спортсменов. Поэтому такие коэффициенты оказы-ваются оптимальными в том смысле, что новая интегральная характеристика (Ai) лучшим образом заменяет отдельные порозкИ дающие ее психологические показатели {Х{]).
Методами регрессионного анализа весовые коэффициенты под бираются таким образом, чтобы объяснить максимум дисперсии! «целевого» показателя с помощью психологических показателей.} При этом значения весовых коэффициентов зависят от того, какой: вклад данный психологический признак вносит в объясняемую^ часть дисперсии «целевого» признака.
Таким образом, интегральный показатель, определяемый методами факторного анализа, лучше всего сохраняет полноту Щ разносторонность психологического описания спортсменов, а инте-. тральный показатель, получаемый методами регрессионного ана* лиза, лучше всего прогнозирует оценку успешности спортивной^ деятельности.
Однако, несмотря на различия, обе процедуры являются объективными и с успехом используются для спортивного отбора.
Практика спортивного отбора. Последним этапом является собственно проведение спортивного отбора. Он осуществляется с] помощью тестов, показатели которых вошли в интегральную оцен-i ку психологической пригодности спортсмена (Ai).
В зависимости от конкретных условий и используемых тестов форма психологического обследования может быть индивидуальной или групповой. Чаще всего на начальных этапах спортивного мастерства используются групповые, а на высших —индивидуальные формы обследования.
При проведении обследований должны быть соблюдены два непременных условия: мотивированность и стандартность. Бе| обеспечения положительного отношения и заинтересованности В; результатах невозможно получить достоверной психологической информации, поэтому так важно создать во время обследования непринужденную обстановку, способствующую хорошему кон такту между экспериментатором и испытуемым. Требование стандартности означает, что обстановка, внешние условия и методы проведения обследования должны быть совершенно одинаковыми во всех обследованиях. Опыт показывает, что даже небольшие изменения процедуры обследования могут повлиять на получаемые результаты.
После проведения обследования результаты обрабатываются С целью получения итоговой оценки психологической пригодности] (Ai). В зависимости от величины Аг все обследованные спортсме-| ны распределяются на группы. Чаще всего выделяются три груп^; пы, последовательно расположенные на оси Ац абсолютно при годные для дальнейшей тренировки, условно пригодные, непри^
308
годные. Наличие промежуточной группы связано с тем, что не всегда возможно сделать определенный вывод о пригодности спортсмена. Отнесение к группе производится путем сравнения индивидуальной оценки А{ с порогами Л] и А2. При Ai<Ax спортсмен признается непригодным, при Ai>A2 — абсолютно пригодным. Когда Л1<Лг-<Л2, спортсмен считается условно пригодным.
Граничные пороги Л] и Л2 определяются исходя из требований отбора. Разные задачи спортивного отбора — отсев малоперспективных и выбор высокоодаренных спортсменов — решаются по-разному в зависимости от выбора порогов Л] и Л2.
Если в процессе психологического отбора граничные пороги не выбраны, то индивидуальные значения интегрального показателя А{ могут быть использованы для ранжирования испытуемых. В этом случае малоперспективными считаются N спортсменов с самыми низкими значениями Аг, а высокоодаренными М спортсменов с наиболее высокими оценками Лг-. Значения N и М выбирают исходя из конкретных условий отбора (например, это могут быть 25% от общего числа спортсменов в выборке).
Рассмотренный подход к психологическому отбору не является единственно возможным, но он позволяет свести к минимуму среднюю ошибку. Предсказания перспективности спортсменов носят при этом вероятностный характер: можно быть уверенным, что соревновательные достижения в группе высокоодаренных спортсменов будут значимо выше, чем в группе малоперспективных (в случае их тренировки), но в отношении конкретных спортсменов из обеих групп ошибки неизбежны. Полностью спортивная одаренность может быть оценена только по результатам соревнований.
Здесь приводятся два конкретных примера использования психологической информации для отбора спортсменов.
Прогноз соревновательных результатов спортсменов-стрелков
Формирование состава команды для участия в соревнованиях —один из наиболее важных этапов на пути к достижению победы. Неправильный выбор участников соревнований может привести к поражению задолго до их начала. Поэтому особенно остро ощущается недостаток научно обоснованных методов отбора на конкретные соревнования.
В настоящее время формирование состава команды опирается на систему отборочных соревнований. Такой подход к отбору не может считаться удовлетворительным по следующим соображениям:
1. Слишком значима разница в ранге соревнований. В отборочных соревно
ваниях существенное влияние оказывают совсем другие стресс-факторы, чем в
условиях ответственных международных стартов.
2. Когда подготовка спортсменов строго ориентирована на определенные
соревнования, участие в отборочных соревнованиях приводит к распылению сил
спортсменов. При конкуренции на отборочных соревнованиях подготовке к ним
уделяется большее внимание, чем подготовке к основным стартам.
3. Близость по времени отборочных и основных соревнований приводит к то
му, что спортсмены не успевают полностью восстановиться. Увеличение времен-
309
нбго интервала между ними существенно снижает прогностическую ценность от борочных соревнований.
Однако у такого способа отбора есть и положительная сторона. Она заключается в том, что отбор ведется не по абстрактным характеристикам спорт-;' смена (физиологическим, медицинским, психологическим, социологическим и т. п.), а по конкретному соревновательному результату. Знание результатов, на! которые готовы спортсмены, позволяет наиболее правильно сформировать коман-.| ду для участия в конкретных соревнованиях.
С этой целью при прогнозировании соревновательных результатов стрелков в качестве целевого признака использовался результат спортсмена на ближайшем' соревновании, а в качестве прогностических признаков — пять следующих фак-* торов надежности и устойчивости соревновательной деятельности (СНУ): 1) coJ ревновательная надежность (Рл); 2) тренд соревновательной надежности (Pz)'J, 3) соревновательная устойчивость (F3); 4) сравнительная надежность старта ад финиша (Fi); 5) устойчивость результатов в сериях (Рь)-
Уравнения для прогноза соревновательных результатов и коэффициент детерминации (R2), позволяющий оценить качество полученных уравнений для TpeXj стрелковых упражнений — МП-6, МП-8 и ПП-2, приведены в таблице:
Упражнение | Уравнение прогноза | |
МП-6 | 0,594 | 551,06 + 35Д6Л + 38,52^2 + 3,5ZFs—9,UFb |
МП-8 | 0,602 | 586,0 -f 17,51^—22,54F2— 1,39F3 |
ПП-2 | 0,643 | 378,72 + 22,38Fi—4,02F2—2,76F3 + 1,78F4 |
Как видно из таблицы, качество прогноза довольно высокое: все три урав-! нения статистически значимы и поэтому могут быть использованы при отборе] стрелков к конкретным соревнованиям. Для отбора необходимо сравнить прогнозируемый результат спортсмена с прогнозируемым результатом финалистов.;
Прогноз соревновательной надежности
С ростом уровня мировых достижений проблема надежности соревнователь-i ной деятельности становится все более актуальной. Надежность характеризует] способность спортсмена выступать на ответственных соревнованиях на уровне; своих лучших тренировочных результатов. В ряде исследований показано, что'; надежность выступлений зависит от индивидуально-психологических особенно-; стей личности. .
Поэтому разумно в качестве целевых признаков использовать оценки надеж-' ности, а в качестве прогностических — характеристики личности.
В психодиагностическом обследовании мужчин-спортсменов высшей квалификации, специализирующихся в различных видах спорта *, оценки надежности] выступлений были получены экспертным методом. Эксперты (тренеры и научные] сотрудники) оценивали надежность спортсменов по 5-балльной системе на осно-j
* См, Махмутов Ч. М. О прогнозировании надежности соревновательной] деятельности спортсменов по данным психодиагностического обследования.-Сб.: Вопросы спортивной психогигиены, вып. 5. М., 1977, с. 46—52.
310
вании результатов, показанных в наиболее ответственных соревнованиях в течение года после психодиагностического исследования.
В качестве прогностических признаков использовались результаты исследования индивидуально-психологических особенностей личности с помощью унифицированной психодиагностической системы (УПДС), разработанной в лаборатории спортивной психогигиены ВНИИФКа. В эту систему входят: теппинг-тест, кннематометрия, тематический апперцептивный тест (вариант Хекхаузена), 16-фак-торный личностный опросник (16-ФЛО), миокинетический тест Мира и Лопеса. Все тесты стандартизированы на популяции советских спортсменов. Использование УПДС позволяет получить 38 психологических характеристик спортсмена.
В результате математической обработки было выведено следующее линейное правило диагностики надежности по особенностям личности:
где Xi-~ уровень тревожности;
Хг — эмоциональная стабильность;
Хь — ситуационный психомоторный тонус;
Х8 — стремление к лидерству, доминированию;
Хц — уравновешенность нервных процессов.
Как видно из уравнения, для диагностики надежности спортсменов информативными являются только 5 признаков; из 38.
Проверка правильности диагностического правила на новой выборке спортсменов, не участвовавших в «обучении», показала, что вероятность правильной оценки надежности равна 0,91. Таким образом, полученное правило довольно эффективно. Это говорит о возможности прогнозирования надежности соревновательной деятельности спортсменов по индивидуально-психологическим особенностям личности.
Глава XV
Дата: 2019-04-23, просмотров: 248.