Для изучения групповой деятельности спортсменов используются различные методы. Среди них следует выделить социометрический и гомеостатический методы.
Социометрический метод предназначен для социально-психологического исследования структуры малых групп и коллективов; Он позволяет быстро и технически достаточно просто проникнуть во внутреннюю структуру группы и количественно оценить основные характеристики межличностного общения. Кроме того, социометрия служит для изучения личности как элемента группы.
Метод социометрии является одной из форм группового опроса. Особенности его заключаются в том, что при помощи субъективных оценок поведения других членов спортивной команды или выборов их для какой-либо совместной деятельности воссоздается как облик личности отдельных членов команды, так и облик всей команды в целом.
Наиболее широкое распространение в спортивной практике имеют два основных варианта социометрического метода:
1) метод оценки, когда каждый член спортивной команды
оценивает или характеризует всех других ее членов по некото
рому стандартному списку качеств. Например, в команде хоккеи
стов могут оцениваться: умение выиграть в сильном единобор
стве; точность передач; эффективность игры в численном мень
шинстве и т. п.;
2) метод выбора, когда каждый спортсмен выбирает среди
всех членов команды несколько человек для выполнения какой-
либо совместной деятельности, основываясь на своих субъектив
ных предпочтениях. Например, при формировании альпинистской
группы могут быть заданы следующие вопросы: «Кого на марш
руте вы поставите идти первым?», «Кого вы выберете для своей
страховки?», «Кого вы предпочли бы увидеть в составе спасатель
ного отряда?»
Оба варианта позволяют исследовать неформальную структуру группы и царящую в ней психологическую атмосферу: определить степень сплоченности команды, выделить группировки, оценить степень авторитетности каждого члена команды, выявить спортсменов, вносящих в атмосферу команды элементы недоброжелательности, раздора, вражды.
Для описания структуры малой группы по результатам социометрии применяются математические методы теории графов. При этом структура отношений в команде изображается в виде
299
графа, в котором спортсмены представляются его вершинами, М отношения между спортсменами — ребрами. Граф, все ребра коЗ торого изображаются стрелками, т. е. указывают направление*1 отношений (например, отношение спортсмена i к спортсмену /) называете^ ориентированным. В большинстве случаев указывается'
не только направление отно-,.1 шений, но и их характер (на-Г пример, положительный или от-? рицательный выбор). В этих, случаях ребра помечаются зна-1 ками «плюс» или «минус». Та-| кие графы называются знаковыми.
Рис. 14. Образец социограммы |
Таким образом, структур; команды может быть наглядно изображена ориентированным знаковым графом. Такой способ представления результате! социометрии называется социограммой (рис. 14).
Анализ графов позволяет получить количественные оценки эффективности структуры команды. Например, знаковый граф даетч| информацию о степени сплоченности и устойчивости команды, веЯ роятности внутригрупповых конфликтов, напряженности или комД фортности психологической атмосферы и др. Так, сплоченность, команды оценивается по степени связанности графа. Граф называется связанным, когда существует некоторая последовательность, стрелок, связывающая каждую вершину графа с любой другой его вершиной. Психологически это означает, что каждый члещ команды опосредованно связан со всеми остальными ее членами. Количественная оценка сплоченности команды выражается через | нормированное, минимальное число ребер, которые нужно удалить, чтобы граф перестал быть связанным. При удалении этих ребер группа разбивается на несвязанные друг с другом подгруппы. .
Устойчивость группы оценивается минимальным числом вершин, которые следует удалить, чтобы граф стал несвязанным.
Конфликтность группы оценивается по степени сбалансирован-, ности социограммы. Сбалансированным называется знаковый граф, | все циклы которого положительны. В сбалансированной группе-отсутствуют межличностные конфликты. Условие сбалансированности отношений позволяет формировать команды, исключающие конфликты между ее членами.
Применение методов теории графов позволяет получить также характеристики структуры команды, тесно связанные с успешностью спортивной деятельности. К их числу относятся прежде всего живучесть команды и момент группы.
Под живучестью команды понимается число ее состояний, в которых она сохраняет работоспособность. Количественно живучесть оценивается как отношение общего числа «избыточных» связей к минимально необходимому.
Момент группы характеризует управляемость команды со стороны лидера.
300
При всех прочих равных условиях структура команды тем эффективнее, чем большие значения имеют живучесть и момент группы.
Помимо показателей, характеризующих команду как целое, математические методы теории графов позволяют получить персональные социометрические оценки, характеризующие индивидуальные свойства личности и ее роль в команде. К основным персональным социометрическим оценкам относятся индекс социометрического статуса и эмоциональная экспансивность. Индекс социометрического статуса спортсмена измеряет степень популярности, авторитетности спортсмена в команде, а также характеризует потенциальную способность к лидерству. Индекс эмоциональной экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Вычисление групповых и персональных индексов необходимо сочетать с подробным содержательным социально-психологическим анализом внутрикомандной жизни. В противном случае анализ социограммы, каким бы он ни был корректным с математической точки зрения, может оказаться бесполезным для управления реальной жизнью команды.
о |
Рис. 15. Принцип работы установки «Гомеостат» (по Б. А. Смирнову) |
Помимо опросных методов существуют и аппаратурные методы изучения групповой деятельности. Одним из наиболее известных аппаратурных методов является гомеостатический метод Ф. Д. Горбова (1975), основанный на моделировании совместной и взаимосвязанной деятельности на специальной установке, получившей название «Гомеостат» (рис. 15). В ней использован принцип взаимоперекрестных связей, через которые каждый из испытуемых, решая свою частную задачу, влияет на результаты деятельности всех остальных испытуемых. Он может вращать одну из рукояток управления (а:, у, z); поворот ручек влияет на положение индикаторов (и, г, w), которые находятся в поле зрения испытуемых. Между рукоятками управления и индикаторами помещены усилительные звенья Ко и Кв. Первое задает степень влияния основного управления, а второе — степень взаимного влияния управляющих действий, которое может быть как отрицательным, так и положительным.
Задача группы испытуемых заключается в следующем: нужно, поворачивая ручки управления как можно быстрее, установить стрелки индикаторов в нулевое положение.
В процессе деятельности регистрируются движения стрелок всех индикаторов и ручек управления. Вычисляя коэффициенты кросс-
301
корреляции между спортсменами, можно определить степень cpai ботанности группы и распределения ролей в ней. Обнаружено, чтя более успешно решают задачи на «Гомеостате» те группы, в кото*; рых роль лидера выполняет ее формальный руководитель. Эти же группы обычно более успешно решают и реальные задачи спор^ тивной практики, особенно когда деятельность имеет совместный! и взаимосвязанный характер.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 243.