3. «Захлебывание» водой на дистанции
3. Преждевременное опускание оружия
281
Опросник «Ошибки» тоже является разновидностью «мотивш рующих опросников». Откровенность достигается в результате-! сообщения ложной цели исследования: говорится, что исследоваГ ния проводятся не для диагностики уровня соревновательном подготовленности (истинная цель исследования), а для планироЛ вания работы по психологической подготовке к соревнованиям.. Такая цель исследования, если она будет принята, побуждает к I максимальной объективности.
Высокие оценки по фактору «безошибочность соревновательного поведения» свидетельствуют о хорошей автоматизации спортивных навыков, сохранности и неизменности поведений в условиях соревнования, отсутствии случайных неоправданны^ ошибок и неожиданных срывов.
Низкие оценки свойственны спортсменам с неустойчивым поведением, у которых в соревновательной обстановке легко? возникают всевозможные срывы и нарушения поведения, движе-1 ния становятся скованными и напряженными, расстраивается тонкая координация, теряется контроль над темпом и согласО? ванностью движений.
XIV.2.2. Методы исследования психических процессов
Как известно, психические процессы — это разные формы! субъективного отражения объективной действительности. В псиЯ хологии выделяют следующие основные виды психических проя цессов — ощущение,, восприятие, внимание, память и мышление! Метод исследования ощущения и восприятия. Исследование! ощущений в спорте преследует две основные цели: диагностику; спортивных способностей и оценку функционального состояния* спортсмена. Различные виды спорта предъявляют разные требо<1 вания к зрительной, кинестетической и другим видам чувствий тельности, поэтому интериндивидуальные различия в них испольЯ зуются для спортивного отбора. Одновременно интраиндивндуЗГ альные различия, например, динамика абсолютных и разностный порогов ощущений у одного и того же человека, могут служить ха! рактеристикой функционального состояния (утомления, детрени! рованности, предстартовой лихорадки и т. п.).
Исследование тактильной и болевой чувствительности обычно] проводят методом Фрея с помощью набора специально подо! бранных и градуированных волосков и щетинок, укрепленный под углом на специальной ручке. Метод Фрея дает возможност! вычислить количество чувствительных точек на 1,0 ом2 поверхно! сти кожи и измерить абсолютный порог ощущений.
Для оценки дискриминационной тактильной чувствительности (различие двух одновременных раздражений) используется цип куль Вебера. Экспериментатор легко, без надавливания касает, ся кожи ножками циркуля, постепенно раздвигая их, пока по, явится ощущение двух точек касания. После этого ножки цирку ля постепенно сдвигаются. Опыт повторяется несколько раз. Щ
282
дискриминационный порог тактильной чувствительности принимается средний результат нескольких измерений.
Точность восприятия времени можно оценить с помощью обычного секундомера. Для этого испытуемому даются секундомер с закрытым циферблатом, и он должен воспроизвести задаваемые интервалы времени.
Для исследования проприоцептивной чувствительности используются кинематометры и динамометры различной конструкции. Процедура измерения аналогична процедуре оценки точности восприятия времени. Испытуемый должен воспроизвести угол (на кинематометре) или мышечное усилие (на динамометре), равное заданному.
Температурную чувствительность исследуют термоэстезиометром,, чувство давления — бароэстезиометром и т. д. При исследовании зрительных ощущений измеряются острота зрения, поля зрения (с помощью проекционного периметра), цветоощущение (с помощью анамалоскопа и цветных таблиц), динамика световой чувствительности в ходе темновой адаптации (с помощью адаптометра) и т. п.
Для спортивного отбора особое значение имеет исследование восприятия пространства. Наиболее часто с этой целью используются методики, аналогичные тесту «Часы». В нем задача испытуемого заключается в том, чтобы определить и записать время, показанное стрелками часов, на циферблате которых имеется только одна цифра, а сами часы повернуты на неопределенное число градусов (рис. 8).
Методы исследования внимания. При исследовании внимания необходимо учитывать его зависимость от выполняемой деятельности, условий среды, функционального состояния спортсмена и его отношения к обследованию и т. п. Поэтому следует придавать большое значение жалобам спортсменов на расстройства внимания: трудности сосредоточения, повышенную отвлекае-мость, рассеянность и др. Повышенная утомляемость, детрениро-ванность, предстартовая лихорадка часто могут дебютировать расстройствами внимания.
В психологии разработаны специальные экспериментальные приемы для исследования внимания, преимущественно ориентированные на диагностику отдельных его свойств (объема, концентрации, устойчивости и переключаемости).
Объем внимания обычно исследуется тахистоскопическим методом: исследуемому предъявляются на короткое время (до 1 с) таблицы с расположенными в клетках простыми рисунками (кружками, треугольниками, крестиками и т. п.). Объем внимания определяется по максимальному числу рисунков, расположение которых правильно зафиксировано на бланке для ответов (рис. 9).
Для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания применяются специальные корректурные тесты, представляющие собой ряды случайно расположенных букв, цифр Или фигур (см. образец). Испытуемые выполняют с ними про-
283
Рис. 8. Фрагмент методики «Часы» |
Рис. 9. Образцы таблиц для исследования объема внимания
•А
стые умственные операции (подсчет, вычеркивание, кодирова-| ние и т. п.). Число ошибок и скорость выполнения операций ис-| пользуются для количественной характеристики свойств внимания. Методы исследования памяти. Существует множество специальных методов измерения памяти, разработанных в общей к прикладной психологии. Условно они могут быть классифицированы по модальности запоминаемого материала (зрительная na-J
284
Образец теста «Расстановка арифметических знаков» | |||||||||||||||||||
6 | 9 | 2 | 8 | 7 | 14 | 1 | 9 | 6 | 2 | 28 | 4 | 32 | 4 | 8 | 11 | 13 | 9 | 6 | 8 |
8 | 9 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 2 | 7 | 7 | 7 | 8 | 6 | 1 | 2 | 8 | 6 | 7 | 1 |
48 | 1 | 10 | 4 | 35 | 11 | 5 | 3 | 4 | 14 | 4 | 11 | 4 | 24 | 9 | 9 | 7 | 15 | 42 | 7 |
8 | 24 | 20 | 35 | 2 | 5 | 6 | 8 | 1 | 18 | 7 | 12 | 15 | 2 | 4 | 14 | 35 | 2 | 3 | 5 |
9 | 6 | 9 | 5 | 8 | 9 | 15 | 2 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 8 | 7 | 16 | 3 | 5 |
17 | 4 | 11 | 7 | 10 | 45 | 21 | 16 | 4 | 9 | 8 | 4 | 13 | 8 | 1 | 6 | 5 | 18 | 1 | 25 |
I | 14 | 4 | 9 | 14 | 20 | 9 | 20 | 7 | 1 | 4 | 8 | 7 | 19 | 10 | 30 | 4 | 16 | 24 | 4 |
6 | 9 | 8 | 4 | 3 | 2 | 1 | 7 | 11 | 8 | 9 | 2 | 6 | 4 | 5 | 5 | 9 | 2 | 4 | 8 |
6 | 5 | 12 | 13 | 11 | 10 | 8 | 13 | 18 | 8 | 36 | 10 | 42 | 15 | 5 | 6 | 13 | 8 | 6 | 32 |
мять, слуховая, проприорецептивная и т. п.), по видам памяти (произвольная, непроизвольная, долговременная, кратковременная и т. п.), по механизмам (запоминание, сохранение, воспроизведение, интерференция и т. п.). Исследование памяти имеет важное значение для отбора и диагностики психических состояний спортсменов.
В спортивной психодиагностике большое внимание уделяется исследованиям двигательной памяти, так как именно она во многом определяет скорость формирования двигательных навыков. Однако спортивные достижения могут зависеть и от других видов памяти: зрительной (в шахматах и шашках, спортивном ориентировании, игровых видах спорта), слуховой (в фигурном катании на коньках, художественной гимнастике, синхронном плавании). Мнемические свойства, необходимые для успешности спортивной деятельности, связаны с двумя видами памяти: долговременной и кратковременной (или оперативной). Опыт, накопленный в процессе тренировок и соревнований, хранится в долговременной памяти. Оперативная память используется в текущей деятельности для кратковременного хранения вновь воспринятой информации или информации, извлеченной из долговременной памяти. Например, игровые ситуации изменяются динамично и их последовательность должна быть быстро оценена и запечатлена спортсменом в памяти на время, 'Необходимое для выполнения оперативного действия (передачи, блокировки или другого ответного действия).
При исследованиях двигательной памяти спортсменам предлагают без предварительной тренировки выполнить серию специальных элементарных команд, число которых определяет сложность задания. Например, 5 команд: шаг вперед — поворот кругом — поворот налево — шаг назад—наклон назад; 7 команд: шаг назад — наклон вперед — поворот налево — приседание — шаг вправо — поворот кругом — наклон влево.
Продуктивность долговременной памяти оценивается по числу повторений, необходимых для запоминания серий команд фиксированной длины, а . за объем оперативной памяти принимается максимальное число команд, выполняемых испытуемым после одного предъявления.
285
Методы исследования мышления и интеллекта. Существует? большое число психодиагностических тестов для исследования] различных сторон мышления: уровня обобщений, логичности* суждений, способности к самостоятельному формированию поня-' тий и т. п. Одним из таких тестов (в качестве примера) является логико-комбинаторный тест. Он разработан для оценки уровня логичности мышления, умения делать правильные выводы из исходных посылок. Испытуемым предъявляют бланк с рядом однотипных заданий, силлогизмов, построенных на материале родственных отношений (см. образец бланка) и просят установить характер пропущенной родственной связи. Благодаря использо* ванию такого материала тест является относительно инвариатив-ным к уровню образования испытуемых.
Оеобый интерес для спортивной психодиагностики представляет исследование оперативного мышления. Обычно для этого используется «Игра в 5» — усеченный вариант популярной «Их> ры в 15». Она происходит на поле 2X3, на котором в квадратах расположены 5 фишек с цифрами от 1 до 5 в произвольном порядке, а один квадрат свободен. Требуется перевести фишки из начального положения в некоторое заданное (например, в положение, при котором все фишки упорядочены, а правое нижнее поле свободное). Оценивается степень оптимальности оперативного мышления и характер используемых стратегий.
Достижение высоких спортивных результатов в значительной степени зависит от способности спортсмена перерабатывать информацию и принимать правильные решения. Это достигается только при хорошем развитии общего интеллекта. Поэтому интеллектуальные тесты и батареи тестов широко используются в! спортивной психодиагностике. Наиболее распространенными являются тест Векслера, батарея тестов общих способностей (БТОС), тест прогрессивных матриц Ровена, тест «Классификация».
1. Тест Векслера представляет собой батарею, которая состоит из 11 субтестов, дающих оценки вербального, практического
и общего интеллекта. При массовых обследованиях спортсменов тест Векслера используется редко, так как требует много времен ни. В основном он применяется при оценке перспективных спортсменов, когда ошибки в отборе могут оказаться социально значимыми.
Батарея тестов общих способностей (БТОС) состоит из 12 субтестов, обследование которыми занимает 2,5 ч. Результаты обследования сводятся в 8 оценок (7 факторов способностей и итоговая оценка интеллекта). Факторы способностей, измеряемые БТОС, следующие: вербальные, арифметические, пространственные, скорости восприятия, конструктивные, координация движений, ловкость пальцев и рук. Серьезными недостатками подобных тестов являются громоздкость, длительность обследования и сильная зависимость результатов от уровня образования испытуемых, С целью устранить эти недостатки были созданы многочисленные невербальные тесты для оценки уровня интеллекта.
Тест прогрессивных матриц Ровена относится к таким невербальным тестам. Он состоит из 5 серий по 12 заданий возрастающей трудности. Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных по определенному закону (рис. 10). Испытуемый должен раскрыть закономерность и вставить недостающее изображение.
Существуют и другие интеллектуальные тесты, построенные на зрительном материале. Обращение к изображениям, как к материалу тестов, объясняется стремлением получить тесты, пригодные для исследования интеллекта людей с различным уровнем образования и культуры.
Тест «Классификация», разработанный в Советском Союзе, служит для измерения уровня интеллекта. Задания его составлены по задачнику М. М. Бонгарда (1967) для программ распознавания образов (рис. 11). Каждое задание содержит 14 картинок: 4 относятся к классу А и 4 — к классу Б, а 6 помещены отдельно внизу. Испытуемый должен понять принцип классификации картинок и распределить 6 оставшихся на три группы, указав, какие 2 следует поместить в класс А, какие 2 — в класс Б, а какие не принадлежат ни к одному из двух классов. Оценка интеллекта вычисляется как функция от скорости и правильности решения задач.
Анализ литературы показывает, что интеллектуальные тесты обычно имеют большую практическую валидность относительно критериев скорости роста спортивного мастерства, чем относительно уровня достижений.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 259.